География
ЖИВАЯ ПОВЕСТЬ О РУССКОМ СЕВЕРЕ

Более тысячи лет назад двинулись на Север переселенцы из Новгородского княжества. Они выходили к рекам, двигались по берегам, спускались по течению в поисках мест для поселения: чтобы было сухо, далеко видно реку в обе стороны и противоположный берег с заливными лугами. А уже через несколько столетий наши соотечественники освоили огромный регион от Белого моря до Уральских гор, приспособив к новым условиям свой быт, культуру, занятия и промыслы.
Зимой валили кондовый лес (сосну с очень прочной плотной мелкослойной древесиной), сообща рубили и собирали избы. Плотничали только топором: в перерубленное бревно вода с торца не пойдет, а в спиленное впитывается, как в сухой гриб. Полы в избах норовили класть из аршинных (более 70 см), а то и более широких досок. Причем под одной кровлей объединяли жилую часть, хлев и поветь - сеновал над ним - со взвозом (пандусом), чтобы телега заезжала прямо туда. Этот "дом-корабль", с гребня крыши которого рвался на простор вырезанный из того же дерева конь-птица, располагали лицом к реке. Неподалеку для зерна, всякого добра прямо на землю или на вкопанные столбики-ножки ставили амбары, у самой воды - избушечки-бани. Потом на высоком месте начинала махать лопастями-крыльями мельница-ветрянка. Затем, оказавшись на берегу Белого моря, поселенцы и туда перенесли накопленный в таежной чаще опыт строительства, естественно, приноровив его к новым условиям. Так, непременным атрибутом их быта стали тони - рыболовные участки, оборудованные множеством амбаров для хранения рыболовных снастей, рыбы и жилыми избушками: сюда промысловики приходили ранней весной и оставались до поздней осени.
Здесь возник северный образ жизни с неповторимой архитектурой и ни с чем не сравнимым устным творчеством. Но на рубеже XIX-XX вв., с проникновением промышленной революции даже в весьма отдаленные от культурных и технических центров уголки Земли, началась универсализация всех сторон жизни в глобальном масштабе, приведшая в конце концов к стиранию многих черт культуры и искусства. Постепенно стал утрачивать самобытность и этот край.
Вот почему в 1950-х - начале 1960-х годов обеспокоенная общественность забила тревогу: нужен научный этнографический центр, чтобы сохранить для потомков шедевры русского деревянного зодчества. И в 1964 г. исполком Архангельского областного Совета принял решение основать музей под открытым небом в 25 км к югу от Архангельска, на правом берегу Северной Двины, близ селения Малые Корелы. Место выбрали необычайно живописное: пересеченный естественный рельеф, небольшая речка Карелка с обрывистым берегом, пожни (косимые луга), фрагменты коренных хвойных и лиственных лесов, опушки, заросли кустарников, поля, овраги, родники, поляны, даже небольшие болотины. Именно такая природа окружала в старину обитателей этой суровой области. И через несколько десятилетий тут уже было крупнейшее на севере Европы учреждение по изучению и сохранению памятников деревянного зодчества, народного прикладного творчества, устного и музыкального фольклора.
Подготовку к созданию экспозиции и поиск подходящих объектов начали в 1968 г. Тогда же здесь появилась мельница из села Бор Холмогорского района. Много интересных идей по организации научно-просветительского центра предложили консультанты из Института этнографии АН СССР, Государственного музея этнографии народов СССР (Ленинград), кафедры этнографии и антропологии ЛГУ. К тому же помогли архивные материалы, записки ученых и путешественников XVIII - начала XX в., посетивших самые отдаленные и мало известные уголки русского Севера, материалы экспедиций многих энтузиастов изучения деревянного зодчества, профессиональных архитекторов, побывавших тут в 1950 - 1960-х годах. Поисково-исследовательская работа в первом в нашей стране музее деревянного зодчества под открытым небом, открывшемся 1 июля 1973 г., продолжается по сей день.
Сейчас на площади 140 га размещается почти 120 культовых, жилых и хозяйственных построек XVII-XX вв. - живая повесть о жизни северян: вознесшиеся к небу купола древних рубленых храмов и колоколен, разметавшие крылья ветряные мельницы, гордо выгнувшие шеи кони над тесовыми крышами изб. А в фондах хранятся еще почти 20 тыс. бесценных экспонатов - коллекции колоколов, деревянных лодок, традиционных поморских костюмов, старинных предметов быта, изделий местных промыслов. В 1983 г. этот уникальный центр вошел в состав Европейской ассоциации музеев под открытым небом, через два года постановлением Совета Министров РСФСР получил статус государственного музея, а в 1996 г. указом Президента РФ включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.
При формировании экспозиции основополагающим стал принцип секторов, представляющих собой модели наиболее распространенных на Архангелогородчине поселений с характерной для них планировкой, полным набором жилых и хозяйственных построек, некоторыми объектами общественного назначения (например, школой и волостным правлением). Причем в таком фрагменте деревни ставили цель показать не только отдельные сооружения, но и их взаимное соотношение, что позволяет представить многообразие народного деревянного зодчества.
Глубокий овраг делит территорию архитектурно-этнографического центра на две неравные части. На Малом плато (Каргопольско-Онежский сектор) воспроизвели историко-культурные регионы запада Архангельской области, еще столетие назад простиравшейся от границы Норвегии до Уральских гор, на Большом - остальных ее районов. Все части экспозиции объединяет кольцевая обзорная тропа - главный маршрут ознакомительной экскурсии.
В Малых Корелах собрали все семь известных разновидностей деревянных мельниц, бытовавших здесь еще 100 - 200 лет назад. Одну из наиболее архаичных - столбовку на ряже - привезли из деревни Большая Шалга Онежского района. Словно своеобразный символ музея, она встречает посетителей у входных ворот. Этот памятник носит основные черты подобных сооружений, однако отличается от них большей величиной амбара, наличием толчеи (приспособлением для толчения), числом крыльев (шесть вместо четырех) и др. Есть тут и столбовые ветряные мельницы на раме (прямоугольная опора из скрепленных балок), на стойках, привезенные из деревень Калгачиха Онежского района и Медлеши Шенкурского района.
Удивительные памятники истории и культуры - шатровые ветряные мельницы, или "голландки", - появились на русском Севере в начале XVIII в., вероятно, благодаря европейским путешествиям императора Петра I, отчего, по-видимому, получили такое второе название. Их использовали не только для помола зерна, но и для пилки дров, брусьев. В музее можно увидеть две подобные постройки - из деревень Бор Холмогорского района и Кожпоселок Онежского района. Первая - классического типа, с выдержанными пропорциями, полусферической верхней частью, снабженной поворотным механизмом. У второй же положение верха можно изменить только "воротилом", приводимым в движение вручную или конной тягой. В музее демонстрируется также водяная мельница из села Ошевенск Каргопольского района, каких тоже было много в старину по всему русскому Северу.
В экспозиции немало культовых сооружений, чудом сохранившихся до наших дней. Многие из них относятся к XVII-XVIII вв., периоду расцвета местного деревянного зодчества. Удачно вписанные в планировку секторов, они производят неизгладимое впечатление. Самые ценные памятники, появившиеся тут в начале существования музея, - церкви Вознесения из села Кушерека Онежского района (1669 г.) и Георгиевская из села Вершина Верхнетоемского района (1672 г.). Последняя представляет собой широко распространенный в здешних краях тип шатровых храмов. Она поставлена восьмериком от земли (т.е. восьмиугольная в плане), с северной и южной сторон имеет крытые галереи. Примыкающие к ней алтарный прируб, трапезная, крыльцо с резными столбиками и перилами увенчаны "бочками". Церковь Вознесения другого типа - рублена как четверик на четверике: один прямоугольник как бы вырастает из другого, а завершают ее пять главок. Подобные храмы появились в XVII в, как компромиссное решение между традиционным в этих краях шатром и усиленно распространяемым тогда церковью пятиглавым византийским каноном.
Богато представлены в музее малые культовые формы - часовни, каких здесь некогда было немало: в лесу, у моря, на развилках дорог, на окраинах деревень, над родниками, в местах сенокосов. Сооружали их "по-мирски", т. е. на средства общины, посвящая наиболее популярным в народе святым: Параскеве Пятнице, Илье Пророку, Николаю Чудотворцу и др. Самые примечательные, XVIII в., привезли из деревень Вальтево Пинежского района, Мамонов Остров и Федоровской Плесецкого района. В последней воссоздали двухрядный иконостас и расписной составной потолок в форме усеченной восьмигранной пирамиды, лучи-ребра которой упираются в центральный круг, а на гранях помещены большие треугольные иконы с изображениями звездного неба и святых.
Однако большинство экспонатов в Малых Корелах - жилые и хозяйственные постройки. Характерные типы крестьянских усадеб включают амбары, бани и колодцы. В Каргопольско-Онежском секторе, с которого начинается знакомство с музеем, воспроизведена планировка поселения, где дома стоят вокруг площади с установленной на ней Вознесенской церковью. Здесь можно увидеть несколько разновидностей изб: курные (с печью без трубы), "белые" (с трубой), "глаголь", двухэтажную, а также дом типа "поперечная связь" - в нем есть помещение с русской печью, курная изба и летняя неотапливаемая горенка. Неподалеку разместились зерновые амбары и колодцы-"вороты".
Мезенский сектор представляет архитектуру северо-востока Архангельской области. В старину там люди селились по высоким обрывистым берегам рек, укрепляя их подпорными стенками ("обрубами"). Сверху клали деревянный настил, и на эти своеобразные набережные ставили амбары, ледники, а ближе к воде - бани. Главное украшение каждого дома - крыльцо, на витых и резных столбах, с ажурной отделкой, перекликающейся с резьбой наличников и причелин. Не менее затейливо декорировали и хозяйственные постройки - амбары, бани, сараи и т.д.
В этом же секторе можно познакомиться с основными занятиями северян - охотой, гончарным ремеслом, росписью по дереву, народной ветеринарией (мезенские коновалы славились на всю губернию). Особый интерес представляет комплекс, демонстрирующий "шитье" лодок и карбасов - судов, на которых поморы отправлялись за морским зверем, рыбой и водорослями. Из редких экспонатов нельзя не отметить копию смолокурни, выполненную реставраторами в натуральную величину с оригинала из промыслового района на реке Пеза.
Между Мезенским и Пинежским секторами воссоздали небольшую деревушку - несколько изб, амбарчиков и колодец-журавель - сезонное поселение Хорнемское с верховьев реки Пинега. Лето для северян было временем отхожих промыслов - сенокошения, рубки леса, куда надолго уходила значительная часть населения.
В Пинежском секторе, расположенном вблизи лесного массива, показана архитектура бассейна Пинеги, самого крупного притока Двины. Здесь избы стоят лицом к солнцу. Неподалеку - бани и амбарный городок на высоких столбиках-стойках, чтобы туда не забрались грызуны. Там крестьяне хранили самое дорогое - хлеб, основное богатство бедной сельскохозяйственными угодьями Архангельской губернии. Рядом две мельницы XIX в., уникальная часовня XVIII в. из деревни Вальтево, Ильинская церковь XVII в. из деревни Веркола. Интерьеры строений сектора оборудованы для показа главных занятий пинежан - изготовления туесов (берестяных кубышек), бочек, кожевенного ремесла и т.д. В одной из усадеб даже воссоздали почти забытый сейчас процесс изготовления местных речных лодок - "осиновок". А в густом ельнике на территории музея развернули комплекс экспонатов, раскрывающий специфику охотничьего промысла, с амбарами и "клеткой" для складирования трофеев, орудий ловли и охоты.
Самый большой и разнообразный в архитектурном отношении - Двинской сектор. Весь его ансамбль строится вокруг красивейшей Георгиевской церкви XVII в. (из села Вершина Верхнетоемского района), где восстановили остов иконостаса в стиле барокко. Центральную площадь этой "модели" крупного села окружают жилые дома разных типов, амбар-магазин ХГХ в. Нашлось место даже волостному управлению, сельской школе, ярмарочному комплексу с трактиром, постоялым двором и кузницей, воссозданному по красочному описанию в книге "Год на Севере" почетного академика Петербургской АН (с 1900 г.), писателя, этнографа Сергея Максимова.
Воспроизведенные интерьеры усадеб рассказывают о процессах росписи прялок, изготовления саней, дуг, телег, сундуков, кузнечном деле, плетении из бересты и ивового корня, резьбе по дереву, плетении поясов, ткачестве. А восточнее Северодвинского сектора в лесу, на делянке с избушкой, демонстрируется заготовка леса - один из основных отходнических промыслов населения региона. Надо сказать, развитию этих разнообразных видов деятельности, доходы от которых позволяли крестьянам платить налоги, способствовало малоземелье.
Действительно, не секрет, что вплоть до конца 1910-х годов губернские власти и правительственные чиновники считали весь русский Север непригодным для сельского хозяйства. Но упорные крестьяне, унаследовавшие приемы, много лет назад перенесенные туда старообрядцами, поистине творили чудеса - выращивали под скудным солнцем и холодными дождями урожаи овса, ржи, овощных культур, начисто отвергая мнение о бесперспективности края в аграрном отношении. Памятники деревянного зодчества этих потомков русских переселенцев, основавших в бассейне реки Ваги одну из самых "хлебных" областей губернии, представлены в Важском секторе музея. А Поморский знакомит с традиционными для здешних жителей зверобойным делом, речным и морским рыболовством.
Гордость музея - коллекция колоколов и необычайная экспозиция "Звоны северные", постоянно действующая с июня 1975 г. Это древнее искусство, органически связанное с народными музыкальными традициями и передававшееся от старшего поколения младшему, возродили именно в Малых Корелах. При индивидуальном характере "голосов" каждой колокольни оно в значительной мере отражало специфику культуры разных районов России. Во время фольклорных праздников, когда звучат старинные песни и сказы, музей расцвечивается яркими красками старинных костюмов, далеко окрест слышны традиционные звоны, перекликающиеся с веселыми бубенцами под дугой лошадей.
Следует отметить, в России исстари колокол не только звал к молитве, но и сообщал о начале того или иного события, скажем боя у стен города, одержанной победе, встречал уважаемых гостей, звонил в непогоду, указывая путь заблудившимся. Например, в поморском селе Неноксе во время снежного бурана или шторма били в самый большой, называемый "Облача", чтобы путник мог выйти к жилью. Сами колокола здесь местного литья, голландские же встречались на звонницах в низовьях Северной Двины и в Поморье - районах, традиционно специализировавшихся на торговле с Голландией, Норвегией, Англией, Германией.
Важная сторона деятельности музея в Малых Корелах - изучение и демонстрация традиционной обрядовости, знакомство посетителей с духовной культурой, в частности фольклорным наследием русского Севера. Одной из форм этой работы стали этнографические праздники, устраиваемые совместно с Архангельским областным домом народного творчества, отделением Всероссийского хорового общества, местным и федеральным телевидением. Для участия в таких красочных костюмированных мероприятиях приглашают фольклорные коллективы из всех историко-культурных регионов области. И тогда поют песни, водят хороводы, разыгрывают инсценировки свадеб, ярмарок и религиозных праздников - Рождества, Масленицы, Покрова, яблочного Спаса и, конечно, бытовых сцен - уборки урожая, косьбы и т.д.
Причелина - доска на фасаде избы, защищающая торцы бревен от влаги.
Ряж - опора в виде бревенчатого сруба, заполненного камнем.
Бочка - крыша в форме полуцилиндра с повышенным и заостренным верхом, на торце образующая килевидный фронтон.
Кандидат биологических наук Николай ВЕХОВ, Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ