История
Здесь зарождалась морская мощь России

В течение трех веков многие поколения питерцев трудом и талантом создавали России авторитет великой морской державы. Исторически сложилось так, что Санкт-Петербург, отечественный военно-морской флот, фундаментальная наука и образование появились в нашей стране почти одновременно.
Для увеличения военной мощи России и утверждения ее на Балтике в эпоху Петра I потребовался прежде всего сильный флот, который, в свою очередь, вызвал бы развитие промышленности, морских наук и кардинально изменил систему образования. Не случайно именно на Неве были созданы Главное Адмиралтейство, Академия наук, первые общеобразовательные и специализированные учебные заведения.
Санкт-Петербург основан 16 (27) мая 1703 г., а уже в 1705 г. на здешней верфи были заложены суда. Одной из первых со стапелей сошла на воду яхта "Надежда" (1706), название которой символизировало веру в великое будущее флота и России как морской державы.
Первый линейный 56-пушечный корабль "Полтава" построили на Неве в 1712 г. К 1714 г. в составе Балтийского флота уже было более 200 военных судов различных классов, что позволило ему одержать блистательную победу над шведами у мыса Гангут (1714 г.) и занять достойное место среди флотов ведущих морских держав. Всего же в первой четверти XVIII в. в Санкт-Петербурге построили почти столько крупных парусных кораблей, сколько в Архангельске, а галер - даже больше. Одновременно на столичных верфях подготавливали специалистов, накапливали и передавали опыт судостроения.
В послепетровский период на протяжении почти 40 лет в стране несколько снизилось количество спускаемых на воду кораблей. Вместе с тем сохранение номенклатуры судов позволило в целом не потерять опыт кораблестроения и при Екатерине II, поддерживать флот, способный не только обеспечивать интересы России на Балтике, но и занимать господствующее положение на Черном море. В это время на юге страны появились новые судостроительные центры - Херсон и Николаев. И все же корабли, спускаемые с невских стапелей, за счет накопленного опыта производились более качественно, служили в два раза дольше.
В эпоху перехода от парусов к пару, которая началась в первой четверти XIX в., в Санкт-Петербурге были построены паровое судно "Елизавета" (1815), военный пароход для портовых надобностей "Скорый" (1817), боевой пароход-фрегат "Богатырь" (1836) - все на колесных движителях - и винтовой пароход "Отважный" (1843).
Создание нового класса судов соответствовало общемировым тенденциям внедрения достижений науки и техники в морское дело. Вместе с тем первые пароходы не изменили облик флота, который к середине XIX в. в основном оставался парусным. Несмотря на победу русских моряков над турками в Синопском сражении (1854 г.), императорский флот не мог противостоять флотам западных держав, имевшим в своем составе корабли с винтовыми движителями, существенно превосходившими по боевым качествам парусные суда и колесные пароходы. Поэтому во второй половине XIX в. Россия вынуждена была создавать флот как бы заново. И к началу XX в. русские мастера такую задачу выполнили.
Назовем некоторых из тех, кто создавал российский флот, накапливал и передавал практический опыт кораблестроения. Это А. С. Катасонов, Г. Г. Скорняков-Писарев, А. Зенков, С. А. Бурачек и многие другие.
В XX в. под действием внешнеполитических факторов и внутренних причин Россия, а затем СССР неоднократно теряли основные силы флота. Так было в 1904-1905 гг. (война с Японией), в 1914-1921 гг. (первая мировая и гражданская войны), в 1941-1945 гг. (Великая Отечественная война). Но каждый раз флот возрождался с новыми, более высокими боевыми возможностями. Для его воссоздания требовались фундаментальная научная проработка многих технических проблем, использование практического опыта, глубокие знания и смекалка, концентрация материальных ресурсов государства и воля людей - политиков, ученых, инженеров и моряков.
Испокон веков достижения науки и техники применяли в строительстве кораблей, при освоении навыков мореплавания, ибо моряки в силу объективных причин призваны выполнять задачи в сложных и даже экстремальных условиях водной стихии. В свою очередь потребности морского ведомства ставили перед наукой проблемы, решение которых во многих случаях определяло магистральные пути развития человечества. Со времен Петра I непосредственно просматривается связь развития науки с развитием флота. Эта связь, как правило, была обоюдоплодотворной.
Необходимость использования научных достижений в целях совершенствования морского дела хорошо понимал сам Петр Великий. Не случайно он стал инициатором и организатором создания как флота, так и первого научного центра страны. Мысль об учреждении в России академии наук Петр высказал еще в 1698 г. под впечатлением своих поездок в Европу. Важным шагом на пути решения этой задачи стали основание Петербургской библиотеки (1714) и открытие первого музея - Кунсткамеры (1718). В подготовке проекта рождения высшего научно-учебного центра приняли участие великий ученый Г. В. Лейбниц, философ X. Вольф, кораблестроитель и организатор морского дела, сподвижник императора Ф. С. Салтыков, генерал-адмирал Ф. М. Апраксин, лейб-медик Л. Л. Блюментрост и другие государственные и военные деятели. Отсутствие в России высших и средних учебных заведений потребовало соединения в одном комплексе академии наук, университета и гимназии.
Традиции глубокой взаимосвязи фундаментальной науки с флотом сразу закладывались в основание Петербургской академии наук. Среди первых ее деятелей, создававших физико-математический фундамент теории корабля и мореплавания, были Л. Эйлер и Д. Бернулли. Последний, кстати, именно в городе на Неве начал научные исследования течения жидкости, увенчавшиеся фундаментальным трудом "Гидродинамика, или Записки о силах и движениях жидкостей" (1738). Он ввел в научный оборот термин "Гидродинамика". Впоследствии ученый неоднократно подчеркивал, что коренные положения этой науки им были обоснованы в России.
В городе на Неве в 20 лет стал членом Петербургской АН Л. Эйлер, оставаясь, впрочем, в ее составе в течение всей жизни. Здесь им написаны работы, охватывающие широкий круг теоретических и прикладных проблем. Так, в труде "Морская наука" (1749) он осветил вопросы по сопротивлению, которое испытывает тело при прямолинейном движении в воде, рассмотрел проблемы устойчивости корабля при волнении, действия рулей и весел. Этот труд выполнен Эйлером по заданию академии. Впоследствии великий ученый стал эталоном для многих поколений исследователей в решении сложных практических задач на строгой математической основе. Его традиции продолжили М. В. Остроградский, В. Я. Буняковский, П. Л. Чебышев, A.M. Ляпунов, В.А. Стеклов и многие другие. Они не только разработали важнейшие положения ряда математических дисциплин, но и стали создателями строго научных теорий в естествознании, обосновали методы расчетов, которые до сих пор используются при создании кораблей, подводных лодок, средств наблюдения и иных систем вооруженной борьбы на море, для обеспечения плавания и навигации.
Значительный вклад в становление отечественного флота внес выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов. Решение проблемы повышения точности кораблевождения и безопасности плавания он видел в развитии фундаментальной и морской науки. Ему принадлежит идея создания Мореходной академии, в которой должны были быть собраны специалисты в области математики, астрономии, географии и механики с целью решения практических задач мореплавания. Важнейшей программой этой академии Михайло Васильевич считал изучение магнитной теории, исследование причин морских течений и атмосферных изменений, что позволяло бы предвидеть погоду, силу и направление ветра, а также волнения воды. Русским ученым непосредственно или при его участии сконструировано более 20 приборов для морского дела. Исследования М.В. Ломоносовым сжимаемости сплошных сред предопределили необходимость учета этих эффектов при решении гидрофизических проблем в наше время.
На протяжении всей истории Петербургской академии наук ее члены, ученые и практики города на Неве непосредственно участвовали в становлении и развитии морского дела. Так, электротехник академик Б. С. Якоби в 1838 г. сконструировал лодку с электромагнитным двигателем, почти на сто лет опередив развитие морской техники. Он же создал основы морского минного оружия. Член-корреспондент П. А. Шиллинг предложил электромагнитный телеграф. Академики В. Я. Струве, О. В. Струве, Г. И. Вильд внедряли в практику новые методы астрономических, метеорологических и магнитных наблюдений.
Труды А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева способствовали развитию химической промышленности, необходимой для производства оружия. Менделеев, кстати, стал инициатором создания Опытового Бассейна для обеспечения нужд кораблестроения. Академик А. Н. Крылов и И. Г. Бубнов руководили научно-техническими работами в этом Бассейне * . Теоретические обоснования А. Н. Крылова, проведенные им эксперименты, опыты судостроения позволили построить один из самых совершенных кораблей - эсминец "Новик". Другой русский ученый - С. О. Макаров исследовал проблемы непотопляемости и живучести морских плавсредств, применения минного и торпедного оружия, разработал тактику ведения боя броненосного флота и предложил учитывать распределения параметров среды при применении сил.
Новую эпоху в оснащении флота средствами радиоэлектроники предложил А. С. Попов, обосновав возможности радиосвязи и предвосхитив идеи радиолокации. Труды академиков А. П. Карпинского и В. В. Вернадского о Земле, Н. С. Курнакова, В. Н. Ипатьева и Е. С. Федорова по физико-химическим основам строения вещества, М. А. Рыкачева и П. П. Ширшова по гидрометеорологии и океанографии, О. Ю. Шмидта по исследованию Арктики и Северного морского пути, Л. А. Орбели и Е. М. Крепса по глубоководным спускам способствовали росту авторитета, экономической и морской мощи России.
Академия наук оказала существенное влияние на формирование профессиональных знаний и широкой эрудиции русских моряков. Они учились астрономии, математике, механике, геодезии и гидрографии, военному делу.
Своеобразную эпоху в истории морского флота и науки России занимают совместные экспедиции. В далеких походах моряки и ученые прокладывали новые маршруты, открывали неведомые земли, изучали физические поля океана и атмосферы, создавали карты. Первое кругосветное плавание состоялось на шлюпах "Надежда" и "Нева" под руководством И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского (1803-1806 гг.). Эта экспедиция стала яркой страницей в становлении Российского флота и положила начало океанографии **.
В ходе последующих кругосветных плаваний Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев на шлюпах "Восток" и "Мирный" (1819-1821 гг.) возвестили миру о существовании Антарктиды *** . Вслед за ними капитан О. Е. Коцебу и академик Э. X. Ленц на шлюпе "Предприятие" (1823-1826 гг.) положили начало практической гидрофизике, изучая вертикальные распределения физических полей морской среды.
Много географических открытий сделал в кругосветных плаваниях Ф. П. Литке, исследуя берега Баренцева моря, Каролинских островов, Камчатки и Чукотского полуострова. Долгие годы он занимал высокий пост президента Императорской академии наук (1864- 1882 гг.), был первым вице-председателем Русского Географического общества **** .
В советское время в период роста могущества СССР наши ученые и моряки перешли от "точечных" измерений к крупномасштабным детальным исследованиям морей и океанов. С участием ленинградских специалистов были открыты и изучены неизвестные ранее процессы и явления: подводный звуковой канал распространения акустических волн, "тонкая" структура и микроструктура гидрофизических полей, внутренние волны, мезо- и крупномасштабные особенности динамики океанских вод.
Тесная связь науки, техники и образования с флотом ярко прослеживается в XX в., особенно в переломные моменты истории. Так, с началом Великой Отечественной войны ученые вместе со всем народом встали на защиту Родины. Еще до нападения фашистской Германии на СССР в Физико-техническом институте под руководством академика А. П. Александрова были получены основополагающие результаты по размагничиванию кораблей. Это позволило уже в ходе первых морских сражений защитить отечественные корабли от подрыва. Академик Н. Н. Андреев возглавил работы по борьбе с акустическими минами. С. И. Вавилов руководил исследованиями по совершенствованию дальномеров кораблей и перископов подводных лодок.
Деятельность ученых блокадного Ленинграда наряду с практиками была направлена на обеспечение Дороги жизни, поддержку действий флота, создание боевых кораблей и вспомогательных судов. Всего за годы войны в городе на Неве в неимоверно трудных условиях было построено 5 больших подводных лодок, сторожевой корабль, три тральщика, более 300 малых боевых судов, а также около двух с половиной сотен других плавсредств разного водоизмещения.
Необходимость создания качественно новых средств ведения вооруженной борьбы на море во второй половине XX в. выдвигала перед наукой сложные проблемы и часто приводила к появлению сложных направлений по разработке перспективных кораблей, ракетного и ядерного оружия, ядерной энергетики, радиолокационных и гидроакустических систем наблюдения, методов и механизмов снижения физических полей боевых судов, особенно подводных лодок, глубоководных аппаратов и морской амфибийной и корабельной авиации.
Трудно представить себе историю науки и флота XX в. без имен академиков А. П. Александрова, А. И. Берга, Н. Н. Исанина, И. В. Курчатова и др. Создание атомного флота Советского Союза под научным руководством академика А. П. Александрова явилось блестящим подтверждением силы нашей науки, инженерной мысли и промышленности.
300 лет назад Санкт-Петербург был заложен как морская столица России. Это имя он с честью носит до сих пор. На протяжении трех веков здесь создавались новые корабли, отсюда они уходили на боевые задания и в мирные походы. Именно здесь получены фундаментальные и прикладные знания, использованные для совершенствования судостроения и мореплавания, готовились кадры моряков, инженеров, ученых, из поколения в поколение передавался богатейший опыт.
Взаимосвязь науки и техники, образования и морского дела, имеющая глубокое внутреннее содержание, увековечена в архитектурном ансамбле Санкт-Петербурга. В его центре по обе стороны Невы расположены здания Главного Адмиралтейства, Академии наук, Университета и Морского корпуса, а рядом - памятники Петру I и М. В. Ломоносову - великим основателям города на Неве, морского флота и российской науки.
* См.: Ю. М. Унковский. Юбилей "Рубина". - Наука в России, 2001, N 5.
** См.: М. И. Ципоруха. Первая российская кругосветка. - Наука в России, 1995, N 5.
*** См.: М. И. Ципоруха. Открытие "льдинного материка". - Наука в России, 1995, N 4.
**** См.: М.И. Ципоруха. Мореплаватель - президент Российской академии. - Наука в России, 2000, N 1.
Алферов Ж. И., Родионов А. А.