История

Заповедное Коломенское

В южной части столицы над крутыми берегами Москвы-реки, в живописном природном окружении расположено древнее село Коломенское с ближайшими к нему поселениями - уникальное место, где в течение многих веков создавались, являлись миру святыни русского народа. Здесь, на земле, полной легенд и преданий, время сохранило эталонные памятники отечественной и мировой культуры.

В 1925 г. на основе сложившегося архитектурного ансамбля загородной усадьбы великих князей и царей был основан небольшой музей, постепенно превратившийся в комплексный историко-архитектурный художественный и природно- ландшафтный музей-заповедник "Коломенское".

Жизнь и деятельность многих поколений сформировала уникальный ландшафт усадьбы. Недалеко от ее центра, в Дьяково, на округлом холме с плоской вершиной еще 2,5 тыс. лет назад возникло одно из древнейших поселений на территории Москвы - "Дьяково городище" * . Но в 1984 г. археологи в старом Вознесенском саду обнаружили остатки городища на 500 лет старше Дьяковского. Большую ценность представляют открытые поселения раннего средневековья (VIII - Х вв.), а также уникальная деревня XI - XII вв. у подножия Дьяковского холма.

Первые письменные упоминания о селе Коломенском относятся к 1336 и 1339 гг. и содержатся в духовных грамотах Ивана Калиты. По сообщениям исторических источников, здесь останавливались войска московского князя Дмитрия Донского после Куликовской битвы (1380 г.), затем собирались в военные походы дружины великих князей московских, квартировала армия Петра I после Полтавской битвы (1709 г.), происходили другие события, связанные с историей русского государства.

С XVI в. Коломенское - летняя загородная усадьба московских правителей. В XVI - XVI I вв. здесь складывается уникальный, представляющий большую художественную и историческую ценность архитектурный ансамбль - воплощение идеи торжественной царской резиденции.

XVI столетие в русской истории - время окончательного объединения Руси, утверждения русской государственности. Архитектурным выражением духа этого века стали шатровые храмы. Первый и прекраснейший из них - Вознесения - был построен в Коломенском в 1532 г. на высоком берегу Москвы- реки - самое совершенное произведение всего архитектурного ансамбля. Он привлекает внимание многих поколений исследователей не только безукоризненностью архитектурных форм, но и некой загадочностью, невыясненностью истории его появления. Поставлена ли церковь по приказу великого князя Василия III в честь рождения долгожданного сына- наследника, будущего Ивана Грозного, или возведена в честь разгрома 40-тысячной орды царевича Ислама Гирея в 1528 г.? Почему в великокняжеском селе в 1532 г. построили сооружение столь необычное, непохожее на традиционные для Руси крестовокупольные храмы? Какой архитектор осмелился так решительно отойти от установленных канонов? Существовали ли изначально в интерьере храма настенные росписи, и если да, то какие? Однозначных ответов на эти вопросы нет до сих пор.

Высота храма 62 м, толщина стен 2,5 - 3 м. Но монументальное и величественное здание не подавляет тяжестью. Строгая логика конструкции церкви Вознесения, состоящей как бы из поставленных друг на друга геометрических объемов (крестообразного основания, восьмигранника-"восьмерика", пирамиды шатра и маленькой восьмигранной главки) подчинена идее облегчения здания, устремленности вверх. Редкостное единство архитектурных объемов и убранства рождает ту "гармонию красоты законченных форм", о которой в XIX в. писал французский композитор Г. Берлиоз. Это покоряющее зрителя движение ввысь породило немало восторженных отзывов, начиная от слов изумленного летописца: "Бе же церковь та велми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала преж сего в Руси", до проникновенных строк поэта старой Москвы, художника А. М. Васнецова (1856 - 1933), сравнившего этот храм с устремленным ввысь ковром-самолетом.

Церковь Вознесения стоит у истоков русской каменной шатровой архитектуры XVI - XVII вв. Такие сооружения строили на Руси немногим более 100 лет, обычно в усадьбах великих князей или царей, крупных бояр в ознаменование важных государственных событий. Исследователь русского зодчества, наш современник М. А. Ильин считал, что необычная форма шатрового завершения превращает такие храмы в гигантские "надпрестольные сени", выражавшие идею осенения, благословения небес, и видел в них "гордыню духа" государственной власти. Интерьер церкви Вознесения невелик по площади, но высок и светел, для него характерно единение архитектуры, живописи, внутреннего убранства, пения и богослужебного действа.

С 1994 г. этот храм по соглашению с Московской патриархией находится в совместном пользовании музея и учрежденного на его базе патриаршего подворья. Исторически это правильно. 2(15) марта 1917 г., в день отречения Николая II от престола, здесь была обретена последняя из десяти русских великих чудотворных икон - икона Державной Богоматери. По легенде, ее вывезли в годы Отечественной войны 1812 г. из горевшей Москвы и спрятали в храме. Кроме того, в том же 1994 г. этот замечательный памятник зодчества, наряду с Московским Кремлем и Красной площадью, был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Здесь же на площади, неподалеку от церкви Вознесения стоит круглая Георгиевская звонница. Легенда гласит: после победы на Куликовом поле Дмитрий Донской заложил в Коломенском храм во имя святого Георгия, небесного покровителя русского воинства. Нам не известна судьба этого сооружения - к XVI в. оно было разрушено, что неудивительно при постоянных набегах ордынцев. Но когда в первой половине XVI в. в Коломенском возвели небольшой круглый храм "иже под колокола", т. е. соединяющий церковь и колокольню, то по традиции его тоже назвали Георгиевским (некогда он соединялся с низкой деревянной трапезной, а колокола висели в арках звона, куда вела пристроенная снаружи деревянная лестница).

Больше полувека, с 1533 по 1584 г., длилось великое княжение и царствование Ивана IV Грозного. В это время Коломенское все чаще упоминается в летописях в связи с пребыванием в усадьбе государя.

Сюда приезжал он с больной женой из Москвы во время пожара в городе 1547 г. Через Коломенское повел в 1552 г. войска на завоевание Казани. Здесь он получил известие о взятии Астрахани в 1554 г. А в декабре 1564 г. удалился туда со всей семьей, чтобы затем направиться в подмосковную Александрову слободу и объявить о начале опричнины. В этот период село было уже значительной усадьбой, где стоял деревянный "потешный дворец" Ивана IV, достоверных изображений которого, к сожалению, не сохранилось.

В царствование Ивана Грозного в ближайшем к Коломенскому поселении Дьякове построили церковь Усекновения Честные Главы Иоанна Предтечи. Документы не донесли до нас историю ее создания. Предположительно, возвели здание два русских зодчих Барма и Постник - строители Покровского собора на Рву (более известного как собор Василия Блаженного на Красной площади столицы). Согласно преданию, после завершения работ они были ослеплены по приказу Ивана IV, "чтобы в Суздальских землях, и землях Рязанских и прочих не построили лучшего храма, чем храм Покрова", как написал поэт Д. Кедрин (1907 - 1945). Исследования доказывают: это лишь легенда. Да и зодчий скорее всего был один - Барма Постник. Но существование столь устойчивого мнения говорит об отношении народа к личности грозного царя и к творению мастеров, лучше которого и создать невозможно.

Впрочем, церковь в Дьякове была поставлена раньше Покровского собора и является его архитектурным предшественником. Строительство ее, по-видимому, было связано с одним из событий в жизни Ивана IV: его венчанием на царство в 1547 г. или ожиданием рождения наследника (в этом случае храм надо датировать 1553 - 1554 гг.). Некоторые его приделы названы в честь святых-покровителей членов семьи царя.

С первого взгляда формы храма представляются суровыми и тяжеловесными: как мощная крепость, возвышается он на вершине холма. Однако в архитектурной композиции, состоящей из пяти восьмигранных столпов, и убранстве стен много общего с упомянутым нарядным Покровским собором на Красной площади. Это сходство станет еще заметнее, если учесть, что в XVI в. оба сооружения были двухцветными - красными с белыми деталями.

Сейчас тяжеловесность церкви Иоанна Предтечи придают низкие, как бы приплюснутые главы, появившиеся в результате поздней перестройки. Некоторые исследователи реконструируют ее с шатровым завершением центрального или даже всех пяти столпов. Вот уже несколько лет как она передана патриархии, и в ее древних стенах идут службы.

"Золотой век" Коломенского охватывает XVI и XVII столетия. По тому, как часто русские летописи упоминают о нем в то время, какие тогда создаются блестящие памятники архитектуры, можно представить, насколько значительная и насыщенная событиями жизнь протекала в усадьбе, сколько ярких деятелей отечественной истории и культуры побывало здесь. Царская усадьба достигла своего расцвета, а ее архитектурный ансамбль - художественного завершения.

В самом центре, на вершине холма высился дворец. Чтобы хотя бы отдаленно представить себе красоту этого, к сожалению, не дошедшего до нас сооружения, стоит зайти в музей и посмотреть его модель, выполненную в XIX в. по сохранившимся изображениям.

Он был построен для царя Алексея Михайловича в конце 60-х - начале 70-х годов XVI I в. В его возведении участвовали плотники, кузнецы, резчики по дереву, живописцы - первоклассные мастера, носители лучших традиций русской культуры. Мы знаем имена некоторых из них: плотники Иван Михайлов и Семен Петров, расписывали дворец лучшие иконописцы во главе с "первым царским изографом" Симоном Ушаковым, тонкую резьбу выполняли Клим Михайлов и старец Арсений. Замечательный мастер инженерного дела белорус Петр Высоцкий создавал для государевой потехи хитроумные механизмы. А когда дворец был готов, знаменитый придворный поэт Симеон Полоцкий воспел его в виршах:

"... Седмь дивных вещей

древний мир читаше,

Осмый див сей дом время

имать наше".

Сказочная его красота восхищала современников. Иноземных гостей поражало необычное для европейской архитектуры многообразие теремов (24), затейливость крылец, галерей, чердаков, внутренних двориков. Особенно прихотливы были кровли: "шатры", "бочки", "луковицы", "шатровые двойни", "кубоватые" крыши. Цельность всем этим архитектурным формам, лишенным единого фасада, требующим обхода и осмотра со всех сторон, придавало убранство - роспись, резьба по дереву, керамика. Около 3 тыс. слюдяных окон освещали 270 комнат дворца. Все помещения и здания соединялись галереями и переходами.

Царь, царица, царские дети жили в отдельных теремах. В самом большом - центральном - протекала затворническая, бедная событиями жизнь царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной. Мать Петра I редко покидала хоромы и даже за пышными аудиенциями иноземных послов наблюдала только из соседней комнаты: присутствовать на приемах ей не полагалось. Прямо из своих покоев, не выходя на улицу, проходила она на богомолье в церковь Казанской Богоматери, соединявшуюся с теремом переходом, обитым сукнами "для мягкого зимнего хождения". Эта домовая церковь - единственное здание из ансамбля дворца, построенное не из дерева, а из кирпича - сохранилась до наших дней. И сегодня звон ее колоколов созывает на молитву прихожан. В иконостасе храма немало высокохудожественных икон, а два столба, поддерживающие его сомкнутый свод, ныне сохраняют пустые ниши - здесь стояли троны царя и царицы.

Внешние формы церкви Казанской Богоматери, построенной в середине XVII в., уступали по декоративности царскому дворцу. Стены увенчанного пятью главами храма, двух приделов, колокольни, крыльца и обходной галереи украшены типичными для этого времени декоративными деталями из лекального и фигурного кирпича.

Дворец обступали постройки служебного назначения: складские помещения, кухни, караульни. Окруженные стенами с парадно оформленными въездами, они составляли Государев двор, и только Водо-взводная башня выходила за его пределы. Часть построек сохранилась и до наших дней.

В XVII в. на Государев двор въезжали со стороны Москвы- реки, через Передние (Дворцовые) ворота, имевшие две арки - проездную и проходную. Но большинство посетителей входили на двор пешими и без оружия. Обычно гостей встречали на "красном" крыльце дворца в соответствии с их званием и достоинством. Перед воротами и во дворце стояли поражавшие современников рыкающие львы из меди, обитые овечьими шкурами. Их, как и находившиеся ярусом выше часы, приводили в действие механизмы, сделанные мастером Петром Высоцким, которые, правда, не дошли до наших дней. Сейчас часы на Передних воротах работают благодаря механизму, перевезенному с московской Сухаревой башни после ее разборки (1934 г.). Каждые 15 мин отмеряют они время часобитными колоколами.

В конце 70-х годов, при прокладке коммуникаций, перед Передними воротами археологи обнаружили древнее кладбище XIV- первой половины XVI в., находившееся здесь до строительства церкви Вознесения. Тут же был найден фрагмент уникального инженерного сооружения - белокаменного водоотвода XVII в., отводившего воду от ледников в хозяйственных помещениях дворца.

Из других зданий XVII в. сохранились две (из четырех) Приказные палаты, где было сосредоточено управление усадьбой. В одной из них можно познакомиться с интерьером канцелярии XVII столетия. Обстановка реконструирована при помощи подлинных предметов того времени по дошедшим до нас подробным описям.

С другой стороны к Передним воротам примыкали Полковничьи палаты - помещение охраны дворца, ледники, сухой ("Фряжский") погреб, кладовые с сушилами для фруктов. Вместе с Поваренной, Уксусной, Ключничьими палатами они составляли некогда единый ансамбль Сытного двора, предназначенного для приготовления напитков к царскому столу. До нас дошли лишь отдельные сооружения этого комплекса. В XVII в., кроме него, был целый ряд других помещений для приготовления пищи и хранения припасов: Кормовой и Хлебный дворы, расположенные в западной части Государева двора, рядом со Спасскими воротами.

К сожалению, после "золотого" XVII в. каждое столетие приносило усадьбе немало потерь. При Екатерине II (1729 - 1796) происходит самая трагическая потеря - разобран деревянный дворец XVII в., в XIX в. та же судьба постигла два более поздних сооружения - дворец, построенный для Екатерины II на берегу Москвы-реки (он был сильно поврежден во время войны с Наполеоном 1812 г.), и дворец в стиле ампир, возведенный в 1825 г. архитектором Е. Д. Тюриным. Утрачены и многие служебные помещения Коломенского. Единственное общественное здание, созданное в XIX в., - Чиминская овражная молельня старообрядцев. Уже в наше время не стало древнего кладбища вокруг Дьяковского храма и сел Коломенского, Дьякова, Садовников.

К счастью для усадьбы, в 1925 г. здесь возник музей - пристанище исчезающих культур посреди бурного времени. Вновь, как и в XVII столетии. Коломенское сделалось центром собирания культурных традиций, на этот раз в качестве хранилища. Первым директором музея, реставратором его архитектурных памятников, собирателем коллекций и экспозиционером был подвижник русской культуры П. Д. Барановский ** . Из разрушенных церквей, опустевших монастырей, гибнущих усадеб он, нередко рискуя свободой, спасал то, что еще можно было спасти: в 20 - 30-е годы это - настоящий подвиг. Коломенское сохраняло, собирало, давало приют памятникам русской материальной и духовной культуры. Так трагически закладывалась основа уникальных музейных коллекций иконописи, старопечатных книг, резьбы по дереву и камню, колоколов, изразцов, среди которых есть подлинные шедевры.

Собранные П. Д. Барановским и его последователями памятники сегодня бережно сохраняют и реставрируют. Их экспонируют в залах музея и на многочисленных выставках в нашей стране и за рубежом.

С утверждением самостоятельности "Коломенского" (до 1971 г. - филиал Государственного Исторического музея) здесь началась планомерная научно-исследовательская работа. Составлен и реализован (в 1975 - 1980 гг.) Генеральный план реэкспозиции музея. В 1983 г. построено первое в России специализированное здание для хранения его фондов. В 90-е годы стали издавать сборники научных трудов.

В 1990 г. в связи с решением Исполкома Моссовета "О развитии и восстановлении Государственного художественного и историко-архитектурного музея- заповедника "Коломенское", музей вступил в новый этап своей истории. Первоочередная наша задача - полная реставрация уникального архитектурного ансамбля царской усадьбы с реконструкцией памятников Государева двора. Создан архитектурный проект восстановления комплекса Передних (Дворцовых) ворот с Сытным двором, в котором предполагается воссоздать поваренную палату и кладовые. Мечтаем о возрождении "восьмого чуда света" - деревянного дворца XVII в. Уже идут предпроект-ные научные изыскания.

С 1999 г. Центр археологических исследований Москвы проводит раскопки на комплексе Кормового двора и Фряжских погребов у Спасских ворот, которые уже дали много материала. Создана большая программа дальнейших работ, в том числе начата подготовительная работа по музеефикации памятника мирового значения - Дьякова городища.

Рядом постановлений московского правительства в Коломенском предусмотрена этнографическая зона с восстановлением утраченных деревень и сел, окружавших Государеву усадьбу. В 48 деревенских избах разместятся выставки народных промыслов, будут демонстрировать свое мастерство умельцы из разных регионов нашей страны, откроются сувенирные лавки, заезжие избы (гостиницы); на основе действующей экспозиции, воссоздающей работу мельника, русские традиции выпечки хлеба, откроется Музей русского хлеба - мельница, пекарня и дегустационный зал. А экспозиционно-выставочный комплекс "Медовое Коломенское" превратится в Музей меда. Возродятся конюшенный и сокольничий дворы; экспозиция шорни, кузни, каретники, конюшни; экскурсионные конные маршруты и т. д.

Многие формы культуры, ушедшие в прошлое, со временем будут восстановлены. Соколиные охоты, проходившие в Коломенском при Алексее Михайловиче, обряды народного календарного цикла, фольклорный театр и "Театр времени и пространства" на левобережной части заповедника станут продолжением духовной жизни старинной усадьбы в наши дни.

Сегодня 390 га коломенской земли составляют уникальный историко-архитектурный и природ но-ландшафтны и музей- заповедник. Все, что имеет отношение к истории, жизни, обычаям и традициям русского народа, будь то церковь, дерево, прялка, книга, песня или обряд, становится его экспонатами.

Уже сейчас несколько раз в год собираются в Коломенском фольклорные коллективы. Среди живописной природы и архитектурных памятников древней усадьбы звучат старинные песни, а в хороводы и традиционные русские игры включаются посетители музея. Ежегодно в церкви Вознесения Господня проходят фестивали "Русь певчая", в которых участвуют известнейшие артисты страны.

Словом, в последнее десятилетие Коломенское превратилось в уникальный, получивший всемирную известность научно- просветительский экспозиционно-выставочный и туристский центр.

* См.: Н. А. Кренке. От неолита до средневековья. - Наука в России, 1996, N 6 .

**См.: В. А. Десятников. "Петр" по-гречески - камень. - Наука в России, 1996, N 4 .


Донских Л.А., Суздалев В.Е.

Авторские права на статьи принадлежат их авторам
Проект компании Kocmi LTD