Космонавтика

ВЕЛИКОЕ ЧУДО XX ВЕКА

Правительство столицы приняло решение о полной реконструкции Мемориального музея космонавтики, с 1981 г. размещающегося в цоколе обелиска "Покорителям космоса", вблизи проспекта Мира. Работу закончили в 2009 г., и обновленный уникальный комплекс, площадь которого увеличилась с 3000 до 8500 м2, принял первых посетителей.

Стела в виде устремленной ввысь ракеты, оставляющей за собой серебристый "шлейф", установленная в честь осуществленного в 1957 г. запуска первого искусственного спутника Земли, - один из самых известных и красивых памятников в Москве. Монумент "Покорителям космоса" (архитекторы Михаил Барщ, Александр Колчин, скульптор Андрей Файдыш-Крандиевский) составляет в высоту 110 м, имеет угол наклона 77°, вес его наземной части равен 250 т.

Первоначально авторы предполагали создать обелиск из дымчатого стекла. Однако в дальнейшем по предложению главного конструктора ракетно-космических систем, академика Сергея Королева*, живо интересовавшегося всем относящимся к космосу, отдали предпочтение вечному, не стареющему ни при каких условиях (практически не подвергающемуся коррозии) полированному титану, к тому же применяемому в ракетостроении. Изготовленные из него сверкающие, как зеркала, панели толщиной 1,5 мм подобно чешуе покрывают несущую конструкцию.

На боковых стенах основания стелы - многофигурные бронзовые горельефы, символизирующие его основную идею: труд ученых, инженеров, рабочих, обеспечивших прорыв в космос, на одной из композиций изображен первый космонавт Юрий Гагарин**. Неподалеку воздвигли гранитный памятник основоположнику теоретической космонавтики Константину Циолковскому (1857 - 1935)***.

В 1964 г. состоялось торжественное открытие монумента, а через три года - ведущей к нему аллеи Героев космоса (задуманной как часть мемориала). На ней установили бюсты космонавтов Юрия Гагарина (скульптор Лев Кербель), Валентины Терешковой (Григорий Постников), Павла Беляева, Алексея Леонова (Андрей Файдыш-Крандиевский), Владимира Комарова (Павел Бондаренко), а также теоретика космонавтики, президента АН СССР в 1961 - 1974 гг. академика Мстислава Келдыша (скульптор Юрий Чернов, 1981 г.), зачинателя отечественного двигателестроения академика Валентина Глушко (Анатолий Бичуков, 2001 г.).

В настоящее время, после реконструкции, на аллее появился бронзовый макет Солнечной системы, где указаны характеристики планет, в частности размеры, температурные условия, давление, периоды дней и ночей, времен года. Галерею скульптурных портретов ученых и первых космонавтов дополнил 10-метровый памятник Сергею Королеву (скульпторы Салават и Сергей Щербаковы, 2009 г.).

Наши фонды сейчас насчитывают более 85 тыс. единиц хранения - подлинных космических аппаратов, макетов, архивных документов, кино-, фотоматериалов, предметов нумизматики, филателии, фалеристики, изобразительного и декоративно-прикладного искусства и др. Задача музея, по словам выдающегося ученого в области машиностроения и конструктора, академика Владимира Уткина (1932 - 2000), - знакомить народ не только с успехами, достигнутыми в исследовании Вселенной, но и "с историей коллективов, которые стоят у их истоков, с биографией замечательных людей - творцов космической техники, этого великого чуда XX века".

Напомним: начало соответствующим научным изысканиям положил Циолковский: вывел формулу реактивного движения, изложил идеи о полете в межпланетное пространство, составил расчеты, схемы и описание многоступенчатой жидкостной ракеты. В экспозиции воспроизведен фрагмент мастерской в Калуге, где он проводил аэродинамические опыты.

В 1921 г. в Москве образовали Лабораторию для разработки изобретений Николая Тихомирова**** (в 1928 г. переименованную в Газодинамическую), в 1931 г. - Группу изучения реактивного движения (научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую организацию по созданию ракет и ракетных двигателей). Ее возглавил ученый в области теории межпланетных полетов, один из пионеров ракетной техники и реактивных двигателей Фридрих Цандер, а с 1932 г. - Сергей Королев, под руководством которого были сконструированы и построены экспериментальные ракеты ГИРД-9 и ГИРД-Х.

В 1933 г. на базе этих двух коллективов в Москве сформировали Реактивный научно-исследовательский институт - первую в мире научную организацию, объединившую различные направления теории и практической разработки проблем ракетной техники. Здесь сконструировали экспериментальные жидкостные ракетные двигатели, баллистические и крылатые ракеты.

Напряженная работа ученых приближала человечество к первому шагу в космос. Этот момент настал 4 октября 1957 г. в 22 ч 28 мин по московскому времени: на орбиту вышел первый искусственный спутник Земли***** - сфера диаметром 58 см, весом 83,6 кг. Он был оснащен блоком электрохимических источников тока, радиопередающим устройством, вентилятором, воздуховодом системы терморегулирования, датчиками температуры и т. д. С помощью установленной там аппаратуры проверили связанные с запуском теоретические расчеты и основные технические решения, измерили плотность верхних слоев атмосферы, исследовали особенности распространения радиосигналов в ионосфере.

Второй спутник 3 ноября 1957 г. поднял в безвоздушное пространство собаку Лайку, что позволило изучить длительное воздействие невесомости на организм животного. Один из интереснейших экспонатов - катапультируемый контейнер, где 20 августа 1960 г. после выполнения программы медико-биологических исследований вернулись на Землю четвероногие космонавты Белка и Стрелка.

Особый интерес у посетителей вызывает раздел музея, рассказывающий о подготовке полета человека в космос. В начале 1959 г. этот вопрос обсуждали на совещании в АН СССР. Кандидатов для столь важной миссии решили отбирать из летчиков, и к концу того же года после тщательного обследования из 3000 претендентов остановили выбор на 20, они и образовали первый отряд космонавтов. В 1960 - 1961 гг. с помощью пяти беспилотных кораблей-спутников серии "Восток" отрабатывали функционирование систем жизнеобеспечения, возвращения на Землю, проводили медико-биологические эксперименты с животными, в том числе с собаками******, и т. д.

В 1961 г. сбылось пророчество Циолковского, еще в 1930-х годах писавшего о первом землянине, шагнувшем в межпланетное пространство: "Он русский... У него отвага умная, лишенная безрассудства... Представляю его открытое русское лицо, глаза сокола...". Этим человеком был Юрий Гагарин. А два года спустя в неизведанные дали впервые отправилась представительница прекрасного пола - Валентина Терешкова.

Оба полета были совершены на кораблях серии "Восток" с использованием спускаемого аппарата, который можно увидеть в нашей экспозиции. Во время старта, полета и спуска до высоты 7 км там находился космонавт, затем осуществлялось его катапультирование и спуск на парашюте, раскрывавшемся на высоте 4 км. Масса этого устройства составляет 2,46 т, диаметр - 2,3 м, объем внутреннего пространства - 1,6 м.

В 1964 - 1965 гг. вышли на орбиту многоместные корабли "Восход" и "Восход-2". Первый из них был снабжен системой мягкой посадки для приземления экипажа в спускаемом аппарате, резервной тормозной двигательной установкой и новым приборным оборудованием. Второй вошел в историю благодаря выходу Алексея Леонова в открытое безвоздушное пространство.

С 1967 г. начались полеты космических кораблей серии "Союз" (последняя модификация - "Союз ТМА"). Первый из них испытал Владимир Комаров: выполнил программу отработки его систем, а также ряд научных экспериментов, однако при возвращении на Землю погиб из-за отказа парашютной системы. Подчеркнем: "Союзы" способны осуществлять маневры и стыковку с другими аппаратами. Поэтому опыт, накопленный при их эксплуатации, позволил отечественным ученым приступить к созданию долговременных орбитальных станций.

На практике эту идею реализовали в 1969 г., когда удалось осуществить стыковку двух космических кораблей и переход из одного в другой членов их экипажей. А в 1971 г. был запущен первый орбитальный комплекс "Салют", что стало началом программы долговременных полетов. В 1986 - 2001 гг. функционировала станция "Мир"*******, где в реальных условиях испытывали многие технические решения, используемые ныне на Международной космической станции (ее функционирование началось в 1998 г. и продолжается по сей день).

Тема пилотируемых полетов неотделима от рассказа о профессии космонавта, овеянной в нашем представлении ореолом романтики. Однако нельзя забывать: ее обязательные составляющие - тяжелый и небезопасный труд, каждодневные многочасовые тренировки на земле, в воздухе, в пустыне, в горах и на море, на многочисленных тренажерах и в классах, владение навыками пилота, испытателя и исследователя.

Все новые отрасли науки и техники "выходят" в космос вместе с комплексами аппаратуры и оборудования, и управление ими возлагается на этих отважных людей, наделенных к тому же широкими знаниями, творческим мышлением и объективностью. Добавим: им приходится выполнять не только большой объем научных экспериментов, но и техническое обслуживание, ремонт бортовых систем, работать в открытом безвоздушном пространстве.

Продолжительное отсутствие силы земного тяготения в полете оказывает большое влияние на функционирование таких важных систем организма, как сердечно-сосудистая, костно-мышечная, вызывает изменения в вестибулярном аппарате, обмене веществ, распределении крови. Для поддержания здоровья и работоспособности людей, отправляющихся в опасное путешествие, отечественные специалисты разработали комплекс физических упражнений, тренировочно-нагрузочные костюмы, а также скафандры, представленные в экспозиции музея. Один из них, "Беркут", создан для кратковременного выхода в космос, другой, "Орлан", позволяет работать там не менее 5 ч. Посетители увидят и ортостатический стенд "Вектор", предназначенный для моделирования факторов полета и тренировки системы кровообращения. Каждый член экипажа проходит на нем примерно 10 тренировок.

Один из сложнейших этапов космического полета - сход с орбиты и приземление корабля. Специальный комплекс средств снижает перегрузки спускаемого аппарата до уровня, не вызывающего повреждений конструкции, бортовой аппаратуры и легко переносимого экипажем. Для уменьшения его скорости используется парашютная система, а затем пороховые двигатели мягкой посадки.

В 1959 - 1976 гг. в нашей стране запустили 24 аппарата для изучения Луны.******** Напомним: за 27,5 сут она успевает обернуться и вокруг Земли, и вокруг своей оси, поэтому всегда обращена к нам одной стороной. Температура на экваторе там колеблется от 130°C (днем) до -200° С (ночью), наиболее распространенные образования на поверхности - кратеры метеоритного и вулканического происхождения.

Автоматическая межпланетная станция "Луна-1", запущенная 2 января 1959 г. и впервые превысившая вторую космическую скорость (11,2 км/с), через 34 ч после старта приблизилась к нашему естественному спутнику на 6000 км, затем вышла на околосолнечную орбиту. 12 сентября того же года "Луна-2", положившая начало путешествиям на другие небесные тела, доставила на него вымпел СССР, 7 октября "Луна-3" облетела вокруг Луны и передала в Центр управления полетами фототелевизионное изображение ее невидимой стороны.

В историю вошла созданная при жизни Сергея Королева, но запущенная уже после его смерти станция "Луна-9" (1966 г.): ее спускаемый аппарат осуществил мягкую посадку и отправил на Землю изображения лунной поверхности, где можно было различить объекты размером 1 - 2 мм. Так превратилась в миф теория о существовании там глубокого пылевого слоя, куда якобы мог погрузиться космический корабль.

В нашей экспозиции представлен первый искусственный спутник Луны, доставленный на ее орбиту автоматической станцией "Луна-10" (1966 г.). С его помощью удалось получить данные о химическом составе грунта по характеру гамма-излучения поверхности. Его образцы (массой 101 г) доставила на Землю "Луна-16" в сентябре 1970 г. А транспортированный "Луной-17" на наш естественный спутник в ноябре того же года первый "Луноход", передвигавшийся по нему 318 сут при максимальной скорости 2 км/ч, сделал

210 панорамных изображений и свыше 20 000 снимков рельефа, осуществил забор грунта и анализ его химического состава.

В 1961 - 1986 гг. 18 отечественных космических аппаратов было направлено к Венере*********. Атмосферное давление там почти в 100 раз больше, чем на Земле, температура около 500°C, отсутствует вода, газообразная оболочка в основном состоит из углекислого газа. В ходе полетов изучали атмосферу и облачный слой планеты, физические условия на ее поверхности и т. д. Так, спускаемый аппарат станции "Венера-7" впервые в истории совершил мягкую посадку на ее поверхность, "Венера-8, -9, -10" передали на Землю ее панорамные телевизионные изображения. А с помощью заборных устройств "Венера-13, -14", макет которых находится в нашем музее, удалось взять пробы грунта и провести его химический анализ. 15 и 21 декабря 1984 г. туда отправились аналогичные по конструкции и назначению станции "Вега-1 и -2" для исследования этой планеты и кометы Галлея. В создании комплекса научной аппаратуры для данного проекта участвовали ученые Австрии, Болгарии, ГДР, Венгрии, Польши, СССР, Франции, Чехословакии и ФРГ.

В 1962 - 1996 гг. 10 отечественных аппаратов изучали Марс**********. Период его вращения вокруг своей оси около 24 ч, вокруг Солнца - 687 сут, основной состав атмосферы - углекислый газ. Для рельефа характерны каньоны, возникшие в результате движения коры, есть несколько огромных потухших вулканов. В ходе полетов, в частности, проведены комплексные исследования Красной планеты, окружающего пространства, ее спутника Фобоса, решены сложные проблемы автономной навигации, управления движением автоматических станций на значительном удалении от Земли, осуществлена первая мягкая посадка на ее поверхность, получены уникальные данные о радиационной обстановке, температуре, давлении атмосферы и др. Всего же наши знания о небесных телах обогатили 60 различных отечественных космических станций. Многие из них представлены в нашей экспозиции в оригинале и в виде макетов.

Пожалуй, изучение Вселенной - один из самых интернациональных видов человеческой деятельности. В музее есть технологический дубликат первого международного искусственного спутника Земли "Интеркосмос-1", запущенного в 1969 г., макет его ракеты-носителя. В 1972 - 1975 гг. СССР и США сотрудничали в области создания совместных средств стыковки аппаратов***********. Главным достижением 1980-х годов стало функционирование на околоземной орбите станции "Мир", в разработке научной аппаратуры для которой участвовали специалисты 27 государств, а ее логическим продолжением явилась Международная космическая станция - детище 16 стран. Наши гости могут увидеть макеты обоих комплексов, костюмы космонавтов, документы, фотографии совместных экипажей и пр.

Ум человека иногда с трудом воспринимает информацию, не подкрепленную ничем, кроме слов экскурсовода и вида неподвижного предмета. Сегодняшний день музейного дела - это активная работа по вовлечению посетителей в процесс познания, когда они получают возможность наблюдать действие и даже в нем участвовать. Мы можем гордиться множеством интерактивных экспонатов и тренажеров, созданных предприятиями отечественной космической отрасли. Например, полноразмерный макет спускаемого аппарата космического корабля "Союз ТМА" позволяет провести его виртуальную стыковку с орбитальной станцией, а пилотажно-динамический тренажер в виде кабины вертолета КА-52 - выполнить взлет и поиск совершивших посадку космонавтов.

Не менее интересный экспонат - бытовой отсек побывавшего в космосе спускаемого аппарата корабля "Союз ТМА", куда можно войти, осмотреть внутренние помещения и рабочие места членов экипажа. Есть у нас и полноразмерный макет базового блока космической станции "Мир", в иллюминаторах которой видна вращающаяся Земля, что создает эмоционально-психологический эффект нахождения на ее орбите.

Наконец, "МиниЦУП" - выполненный в миниатюре Центр управления полетами с двумя большими плазменными экранами и постом оператора - позволяет расположившимся на диванах посетителям в реальном времени (по информации из настоящего ЦУПа) наблюдать находящуюся в полете Международную космическую станцию, слушать переговоры с Землей ее экипажа, наблюдать фото- и видеосюжеты о его работе.

Музей обладает богатой коллекцией живописи и графики. Интерес к непознанным тайнам Вселенной у русских художников наметился еще в начале XX в. и развился в середине 1920-х годов в московском объединении "Амаравелла" (Петр Фатеев, Вера Пшесецкая, Александр Сардан, Борис Смирнов-Русецкий и др.), многие их произведения есть в наших фондах. Ни с чем не сравнимую красоту беспредельных просторов космоса передали в своих картинах побывавшие там Алексей Леонов и Владимир Джанибеков. Не менее интересны обширное собрание плакатов 1957 - 2000 гг., посвященных этой тематике, фонд редкой книги, насчитывающий более 4000 томов и включающий, например, прижизненные издания трудов Константина Циолковского, Фридриха Цандера, Сергея Королева.

Словом, экспозиция музея, не случайно названного мемориальным, раскрывает все грани развития отечественной космической отрасли, что привлекает в наши залы посетителей всех возрастов.

* См.: Н. Королева. Имя его и космос - неразделимы. - Наука в России, 2007, N 1.

** См.: А. Орлов. Он открыл окно в космос. - Наука в России, 2004, N 4.

*** См.: Е. Кузин. "Пророк космонавтики, гражданин Вселенной". - Наука в России, 2007, N 5.

**** Николай Тихомиров (1860 - 1930) - основатель Газодинамической лаборатории, ставшей первой в СССР научно-исследовательской и опытно-конструкторской организацией по разработке ракетной техники.

***** См.: Б. Черток. Первый искусственный спутник Земли; Г. Гречко. Спутник выходит на орбиту; Ю. Марков. Прорыв в космос - наша слава и гордость. - Наука в России, 2007, N 5.

****** См.: О. Газенко и др. Космическая медицина: вчера, сегодня, завтра. - Наука в России, 2006, N 3, 4.

******* См.: В. Авдуевский. Шаги космической технологии. - Наука в России, 2001, N 1.

******** См.: И. Митрофанов. От лунной гонки - к освоению Луны. - Наука в России, 2006, N 6.

********* См.: О. Кораблев. Очередная экспедиция к Венере. - Наука в России, 2006, N 2.

********** См.: Ю. Марков. Станция назначения - Красная планета. - Наука в России, 2003, N 5.

*********** См.: Ю. Марков. Россия и США: сотрудничество в космосе. - Наука в России, 2008, N 3.


Ирина МАРТЫНОВА, заведующая научно-издательским и рекламным отделом Мемориального музея космонавтики (Москва)

Авторские права на статьи принадлежат их авторам
Проект компании Kocmi LTD