История

У ИСТОКОВ НОВГОРОДСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Являются ли Рюрик, призванный княжить в Новгороде ильменскими славянами, и первый новгородский посадник Гостомысл - достоверными историческими лицами? Существовала ли боярская республика Великого Новгорода только в развитом средневековье или демократическая форма правления установилась здесь гораздо раньше? Кто вершил суд и какова была власть князя в этой части северо-запада Руси? О чем свидетельствуют берестяные грамоты и цилиндры-бирки? На все эти вопросы вы найдете ответы в книге академика В.Л. Янина "У истоков Новгородской государственности", вышедшей в 2001 г. (Великий Новгород).

Новый труд В.Л. Янина написан мастерски и читается с исключительным интересом. В нем процесс становления новгородской государственности вырисовывается весьма отчетливо: исторические деятели (известные до сих пор лишь по скупым фрагментарным упоминаниям в летописях) обретают жизненные черты, всесторонне проявляется их многогранная деятельность. Так обстоятельно осветить историю древнего города, выявить этапы и динамику формирования "вечевой республики" позволило то, что автор несколько десятилетий стоит во главе проводимых там археологических работ. Раскопки дали огромный материал, касающийся культуры, экономики, быта древних новгородцев, функционирования власти, государственного управления (как светского, так и церковного). На основе новых данных ученый успешно решил принципиальные общие и многие частные вопросы. Ценнейшие открытия В.Л. Янина проливают свет, прежде всего, на ранние этапы восточнославянской истории (IX-XI вв.).

В настоящее время стало очевидным: изучить историю Древней Руси в полном объеме можно лишь в результате синтеза археологических и письменных источников (порой весьма отрывочных, не совсем понятных, а зачастую и противоречивых). Автор рассматриваемой монографии именно так и поступает. Являясь великолепным знатоком и исследователем летописей, актовых материалов, грамот, других памятников письменности Древней Руси, он в то же время - первоклассный археолог, умеющий извлечь из источников максимум научной информации.

Дошедшие до нас договорные грамоты (1264 и 1268 гг.) новгородцев с князем Ярославом Ярославичем свидетельствуют о регламентации его деятельности. Согласно документам, жители города вольны были приглашать князя и изгонять его в случае нарушения им обязательств. Без посадника приглашенный не имел права издавать грамоты, владеть участками земли, выполнять судебные функции. При вступлении на стол князь давал Новгороду клятву, которая основывалась на "грамотах Ярославли". Однако Ярослав Ярославич не являлся их автором, поскольку, как сообщает летопись, ранее отец его, Ярослав Всеволодович, в 1228 г. целовал крест на тех же документах. А до него в городе княжили еще четыре Ярослава, и к какому из них восходят основы "новгородской вольности" исследователи пока не определили.

Начиная с 1973 г. экспедиция во главе с В.Л. Яниным сосредоточила работы в Людином конце средневекового Новгорода, на Троицких раскопах, общая площадь которых к настоящему времени достигла 7000 м 2 . Здесь обнаружены три древние улицы: Пробойная, Черницына и Ярышева. Специалисты полностью исследовали несколько усадеб, существовавших на протяжении столетий.

Особый интерес представляет усадьба "Е". Если средние размеры других колеблются от 400 до 600 м 2 , то она имела около 1400. Находки свидетельствуют об административном ее характере. Одна только площадь настила из шестиметровых сосновых плах составляла около 130 м 2 . В нем выявлены отверстия для стояков - значит, над настилом имелось перекрытие, а следовательно, люди могли работать здесь в любую погоду. На одном из элементов строения была вырезана княжеская эмблема.

Дендрохронологический анализ остатков настила здания показал: его соорудили в 1126 г. и в дальнейшем неоднократно обновляли (в том числе в 1132 и 1146 гг.). В культурных напластованиях 20-70-х годов XII в. на усадьбе "Е" экспедиция обнаружила свыше сотни берестяных грамот. По словам Янина, это - "рекордное число за все время раскопок". Большинство из них были разорваны еще в древности (из 92, найденных в 1998 г., только 9 оказались целыми). Очевидно, многие письма содержали тайны, не подлежащие разглашению.

Тексты берестяных грамот и их фрагментов доказывают, что здесь совершали судебные процедуры. Тщательное их изучение позволило автору книги определить: усадьба "Е" являлась местом пребывания сместного суда (т.е. суда князя и посадника), который вел все дела Новгородской республики - гражданские, уголовные, торговые, имущественные, включая утверждение землевладельцев в правах собственности на вотчины, и др. Резиденция князя располагалась в Городище, и сам он не участвовал в судебных рассмотрениях - от его имени выступал полномочный представитель из числа знатных новгородцев.

Обнаруженные на усадьбе "Е" грамоты содержат информацию о ряде таких рассмотрении середины XII в. и даже называют основных функционеров сместного суда: Якшу и Петрока. Последний упомянут в 17 документах, и В.Л. Янин доказал: речь идет об известном по летописи Петре Михалковиче, принадлежавшего к местной боярской элите. Очевидно, он являлся полномочным княжеским представителем в суде. Более того, ученый установил, что Петр Михалкович был отцом известного художника и священника высокого ранга Олисея-Гречина, чью усадьбу исследовали по соседству, на Троицком раскопе в слоях XII- XIII вв.

Московский князь Юрий Долгорукий, желая прекратить вражду с Новгородом, женил своего сына Мстислава на дочери именно Петра Михалковича. В.Л. Янин подтвердил гипотезу современного исследователя А.А. Гиппиуса, согласно которой шедевр прикладного искусства XII в. - серебряный сосуд (изготовлен мастером Костой) - заказали Петр Михалкович и его жена Мария-Марена и преподнесли в дар новгородскому Софийскому собору по случаю бракосочетания их дочери Анастасии с Мстиславом Юрьевичем. Кстати, упомяну любопытный факт: из нескольких грамот следует, что Марена была весьма влиятельной женщиной - в отсутствие Петра князь обращался к ней за советом.

Упомянутый выше Якша, оказалось, - известный по летописи новгородский посадник Якун Мирославич, представитель прусского боярства. Его трижды избирали посадником на 1137-1141, 1156-1160 и 1167-1170 гг. Именно он вынес икону "Знамение" на крепостную стену города, осажденного суздальцами. Нападавшие отступили, после чего икона стала главной чудотворной святыней Новгорода.

На основании берестяных грамот исследователь определил, что в конце XII в. вершителями сместного суда были сын Петра Михалковича Описей-Гречин, выступавший представителем князя, и посадник Мирошка (Мирослав) Несдинич, управлявший городом в 1189-1204 гг. и много сделавший для упрочения вечевого строя. В частности, он основал институт тысяцких (начальников военного ополчения в Древней Руси).

С момента становления сместного суда (1126 г.) начался новый этап новгородской государственности. Автор монографии объясняет это событие так: в 1125 г. умер могущественный великий князь Киевский Владимир Мономах, и новгородцы воспользовались этим. Они заключили с его внуком Всеволодом, посаженным на новгородский стол в 1117 г., новый договор с некоторыми ограничениями в правах князя. Был установлен и сместной суд, который не принимал решения без посадника.

Впрочем, усадьба "Е", как показали раскопки, носила административно-общественный характер и гораздо раньше упомянутых событий - на протяжении XI и начала XII вв. В слоях этого периода обнаружено 15 берестяных грамот и 40 деревянных цилиндров. В книге В.Л. Янина данным находкам уделено несколько увлекательных страниц. Автор определил, что цилиндры служили бирками и одновременно замками. В них делали два взаимно перпендикулярных отверстия, куда вводили свободные концы веревок или кожаных шнуров, стягивавших горловины мешков с ценностями. Связанные концы убирали внутрь цилиндра, после чего поперечный канал забивали деревянной пробкой, которую еще и расклинивали. Запечатанный цилиндр гарантировал сохранность и неприкосновенность ценностей. Закрытый таким образом мешок можно было вскрыть, лишь расколов цилиндр, разрезав веревку или сам мешок. На многих имелись краткие надписи, знаки или зарубки.

Произведенный Яниным анализ показал: они указывали долю доходов, предназначенную князьям и сборщикам налогов. О первой свидетельствовали надпись КНЪЯЖ(Е) или изображения знака власти. В отдельных случаях удалось определить принадлежность знаков конкретному хозяину. Так, "трезубец с отрогом вниз в виде краста" автор книги приписал Мстиславу Владимировичу, княжившему в Новгороде в 1088- 1094 и 1096-1117 гг. На других цилиндрах имеются надписи "емец" и "мечник" или изображения меча - символа мечника. Привлекая данные письменных документов Древней Руси, ученый определил: это были должностные лица, осуществлявшие сборы податей в пользу князя или церкви, при этом им полагалась определенная доля. На основе анализа статей Краткой и Пространной правды В.Л. Янин установил соотношение между долями князя, церкви и сборщиков как 100:20 и 100:28.

В Новгороде найдены цилиндры с обозначением стоимости (в гривнах) содержимого в мешках, на других имелись зарубки такого же значения. В надписях четырех цилиндров указаны местности, где осуществлялись сборы: районы Заволчья, рек Ваги и Пинеги (притоков Северной Двины и реки Тихменга, впадающей в озеро Лаче).

Концентрация подобных находок на усадьбе "Е" Троицкого раскопа свидетельствует о ее связи в XI - начале XII в. со сборщиками податей. На семи цилиндрах имеются изображения княжеских знаков, еще 13 принадлежали мечникам, причем в четырех случаях они поименованы: Нажата, Хотень (дважды) и Лазарь. Очевидно, сюда поступали опечатанные мешки с государственными податями.

Ученый подчеркивает: перечисленные находки не связаны с Городищем или Ярославовым дворищем, где располагались резиденции новгородских князей. Только один цилиндр найден в отмелях Городища, остальные связаны с богатыми боярскими усадьбами. Все это прямо указывает на активное участие сначала племенной, а затем боярской новгородской верхушки в фискальных мероприятиях. Князь и его люди, по крайней мере с начала XI в. (время наиболее ранних находок цилиндров), не имели права самостоятельно собирать государственные подати. Им выделяли фиксируемую часть сборов, доставлявшуюся мечниками в мешках, запломбированных в пунктах сборов. Одним из них и была усадьба "Е".

Подобный порядок взимания государственных податей, как показывает исследователь, был закреплен за Новгородом в 1019 г. великим князем Киевским Ярославом Мудрым. Однако это не было нововведением - он лишь подтвердил установленный порядок взаимоотношений новгородцев с приглашенными князьями (последние были фактически крупными чиновниками).

Кстати, бирки-цилиндры (подобные новгородским) найдены при археологических раскопках в польском Волине и ирландском Дублине в напластованиях Х в. Это позволяет говорить о бытовании данных предметов в Балтийском ареале уже в эпоху викингов.

В этой связи достаточно понятным становится летописное известие 862 г. о призвании из-за моря на княжение начальника варяжского военного отряда Рюрика.

В своей книге "У истоков восточнославянской государственности" я говорил, что в первой половине IX в. в лесной зоне Восточно-Европейской равнины, как можно судить по археолого-нумизматическим данным, сложилось три политических образования: словен ильменских, кривичей и мери. Это нашло отражение в летописи "Повесть временных лет": "Въ времена же Кыева и Щека и Хорива... Словене свою волость имели, а Кривици свою, а Меря свою; каждо своим родом владяше...".

Около середины IX в. земли этих племен стали ареной набегов, обитатели вынуждены были платить норманнам дань. В этих условиях они объединились, создав раннегосударственное формирование - конфедерацию трех племен, занимавшую, по всей вероятности, обширную территорию от Псковского озера на западе до междуречья Волги и Клязьмы на востоке. Однако через какое-то время началась междоусобица между племенными верхушками. С целью ее прекращения словене, кривичи и меря решили пригласить князя со стороны. Так в Новгороде (на Городище) обосновался Рюрик.

У В.Л. Янина есть основания полагать, что в то время новгородцы заключили с приглашенным князем договор, установивший нормы взаимоотношений между ним и местной знатью. Позже (в 1019 г.) эти нормы подтвердил Ярослав Мудрый.

Таким образом, академику В.Л. Янину удалось проникнуть в тайны самой начальной истории Руси, когда новгородскую землю в период вечевого правления сотрясала постоянная борьба различных боярских групп. Схватки между ними (иногда кровопролитные) заканчивались назначением посадниками представителей победившей стороны. В такой ситуации была необходимость в князе, стоявшем над группировками и в какой-то степени нивелировавшем их вражду.

Думается, не следует исключить из нашей истории и "старейшину Гостомысла" - деятеля дорюриковского периода. В летописных сводах XV в. он значится первым в перечне новгородских посадников. Исследователи летописей считают, что фраза о Гостомысле попала в своды XV в. из "Полихрона" Фотия - митрополита Киевского и всея Руси. Академик Д.С. Лихачев считал, что автор "Полихрона" использовал устную традицию, при этом не исключал заимствование из недошедших до нас древних новгородских летописей. Естественно, полумифического старейшину Гостомысла нельзя сравнивать с новгородскими посадниками XII-XV вв. Тем не менее, самый начальный этап зарождения исконной формы новгородской государственности может быть отнесен к дорюриков-скому времени.

Размышления над столь серьезным научным исследованием, содержащим сенсационные открытия и расставляющим все точки над "i", естественно, вызывают и ряд вопросов.

Как отмечает автор книги, местонахождение сместного суда каждый раз определялось местом жительства очередного посадника. В этой связи интересно было бы проследить историю остатков постройки сместного суда на усадьбе "Е". Первоначально она закономерно находилась в Людином конце города. Здание суда было сооружено в 1126 г. с приходом на посадничество люди некого боярина Мирослава Гюрятинича. Обновление настила в 1132 г. следует связывать с деятельностью посадника Петрилы Микульчича (1131-1134 гг.), а строительство нового в 1146 г. - с посадничеством Нежаты Твердятича. Их также можно причислить к людинской знати. Ну а что стало с данной постройкой, когда посадниками были представители неревского или иного, нелюдинского боярства? В эти периоды она пустовала?

Мирошку Несдинича и его сына Дмитрия исследователь считает людинскими посадниками, однако недостаточно это аргументирует. Найденные на Троицком раскопе грамоты, связываемые с Несдиничем, не указывают на принадлежность его к людинскому боярству. Грамота 502 написана им самим и адресована Олисию-Гречину, проживавшему на усадьбе "А". Где же находился сам посадник - неясно. Известно, что Мирошка Несдинич получил посадничество в результате борьбы с представителем боярства Прусской улицы Михалкой Степановичем, а Твердислав Михалович, достоверно связанный с Прусской улицей и опиравшийся на Людин и Загородные концы, получил посадничество в 1207 г. в борьбе с Мирошкиничами. Почему в период посадничества Мирошки Несдинича сместной суд оставался в Людином конце в усадьбе "Е" - пока непонятно.

Вызывает интерес и высказывание академика В.Л. Янина о том, что до середины Х в. податная территория Новгорода ограничивалась Приильменьем с низовьями Шело-ни и Ловати. Не могу не обратить внимание на то, что в VIII-IX вв. это была местность расселения собственно ильменских словен, как она очерчивается по новгородским сопкам. В других районах, в том числе в Помостье и Полужье, эти памятники получили распространение на территории, ранее освоенной племенами культуры псковских длинных курганов, т.е. кривичами псковской группировки. Это были густонаселенные земли с метисными в племенном отношении русичами. В состав государственной податной территории Новгорода они вошли после 947 г. в результате деятельности княгини Ольги. К тому времени, по-видимому, относятся и два особых погоста - Важанский и Имоволожский, весь доход с которых поступал в казну новгородских князей.

Местонахождение Имоволожского погоста до сих пор не было определено. Ученый убедительно доказал: его локализация - в верховьях Меты (район озера Имоволожье), т.е. на территории установления погостов и даней княгиней Ольгой. Важанский погост исследователь помещает на реке Свирь, соединяющей Ладожское озеро с Онежским. Почему он оказался там? Более оправданной была бы его локализация на реке Луге, в области регламентации податей княгиней Ольгой. В этом случае свое название он мог получить от проживавших там води-вожан. Тогда становится понятным особое положение Имоволжского и Важанского погостов, все доходы которых шли новгородским князьям.

В заключение еще раз подчеркнем, что книга академика В.Л. Янина отвечает на вопросы, стоявшие перед многими поколениями ученых, и является ценным вкладом в развитие исторической науки.


Член-корреспондент РАН В. В. СЕДОВ, заведующий отделом полевых исследований Института археологии РАН

Самая свежая информация расчет вклада онлайн у нас на сайте. . Самая актуальная информация купить права на спецтехнику тут.
Авторские права на статьи принадлежат их авторам
Проект компании Kocmi LTD