География

Тверская область

Тверскую область, равную по размеру Бельгии и Швейцарии вместе взятым, лежащую между Москвой и Санкт-Петербургом, в народе зовут душой России. Здесь, в краю густых лесов, синих озер, древних монастырей и городов - настоящих заповедников истории и культуры - из студеных ключей и безымянных ручейков рождается великая Волга.

По мнению видного отечественного историка Василия Татищева (1686 - 1750), Тверь основана в 1181 г. вблизи поселения, существовавшего уже в DC-X вв. при впадении в Волгу реки Тверца. В летописях же она впервые фигурирует под 1208 - 1209 гг. Приблизительно к тому же времени (конец XII - начало XIII в.) относятся берестяные грамоты, найденные при раскопках в 1983 и 1985 гг. на территории местного кремля (к настоящему времени сохранились лишь фрагменты его укреплений, возведенных в XII в.).

Около 1247 г. Тверское княжество, выделившееся из состава Переяславского (Залесского), стало уделом Александра Невского, а в 1252 - 1255 гг. перешло его брату Ярославу. Оно было дальше других от Золотой Орды и меньше страдало от монголо-татарских набегов, к тому же располагалось на важном торговом пути, связывавшем владимиро-суздальский регион с Великим Новгородом, благодаря чему тут быстро росло население и активно развивалась хозяйственная деятельность.

В 1305 г. здешний князь Михаил Ярославич, проводивший широкую объединительную политику, занял еще и владимирский престол, оставшись жить в Твери. Постепенно она превратилась в политический и культурный центр Северо-Восточной Руси: здесь вели летописание, создали самобытную школу иконописи, декоративно-прикладного искусства, местные зодчие получали приглашения в Смоленск, Новгород и другие города и монастыри, пушечных дел мастера считались искуснейшими на нашей земле (в мирные дни зимой на Волге устраивали ледяную крепость, по которой стреляли из орудии на потеху князю и горожанам). Развивались и прочие ремесла, особенно обработка металлов (например, замки тверской работы продавали в Чехии).

Надо сказать, Михаил Ярославич первым из русских государственных мужей открыто выступил против Золотой Орды: в 1317 г. в битве при деревне Бортенево разгромил ее непобедимую до того конницу, вынудив "неволею отступить в стан", и взял в плен военачальников. Это сражение произошло за 63 года до победоносной для наших войск Куликовской битвы с полчищами Мамая и не могло не сыграть роль в ее моральной подготовке. Однако сам князь, чтобы не допустить карательного похода монголо-татар на Тверь, в 1318 г. отправился на суд к хану Узбеку, где был убит, "положив жизнь за други своя".

В 2008 г. заступнику русской земли установили памятник работы Андрея Ковальчука, удостоенного в том же году Государственной премии "за создание значимых патриотических скульптурных образов и вклад в развитие традиций отечественной пластической культуры". Открытие мемориала, приуроченное к 690-летию со дня мученической смерти Михаила Ярославича, стало одним из важнейших мероприятий, проводимых ныне в Твери Дней славянской письменности и культуры (18 - 24 мая). Замечательный праздник единения братских народов, второй (после Рождества) государственно-церковный в нашей стране, отмечают в честь святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия (IX в.) - распространителей христианства, создавших азбуку на основе греческого алфавита с учетом фонетической системы древнеславянского языка и переведших на него несколько богослужебных книг. На торжествах, включивших традиционную научно-практическую конференцию "Славянский мир. Общность и многообразие", "круглые столы", выставку семейных икон из собрания городской картинной галереи и другие мероприятия, в этом году встретились представители 16 краев и областей России, гости из Сербии, Хорватии, Македонии, Болгарии, Польши, Белоруссии, Украины, Канады, Финляндии, Германии и пр.

Тверские купцы издавна ездили торговать с Прибалтикой, Кавказом, Средней Азией, Ближним Востоком. В 1466 - 1472 гг. один из них, Афанасий Никитин, первым из русских людей побывал в Индии и оставил интереснейшие заметки, но, к сожалению, через три года на обратном пути, необычайно долгом и трудном, скончался, не доехав до родины. Его спутники привезли "тетради" в Москву великокняжескому дьяку Мамыреву. А в начале XIX в. писатель, журналист, историк, почетный член Петербургской АН с 1818 г. Николай Карамзин обнаружил их в архиве Троице-Сергиевой лавры (ныне город Сергиев Посад Московской области). Рукопись начиналась словами: "Написал я грешное свое хожение за три моря". Под таким названием ученый и опубликовал ее фрагменты в 1817 г. (всего найдено семь списков памятника, созданных в конце XV-XVII в.). С тех пор дневник наблюдательного и отважного землепроходца, сына эпохи великих географических открытий десять раз издавали на русском языке, шесть раз на иностранных.

Перед нами первое в XV в. объективное, насыщенное обширными сведениями повествование об Индии на европейском языке, составленное образованным, литературно одаренным человеком, причем веротерпимым, сумевшим увидеть общее в разных религиях. Кроме того, этот ценнейший письменный источник содержит заметки о климате Ирана, Аравии, Закавказья, Палестины, а также размышления об отчизне и ее судьбе: "На этом свете нет страны, подобной ей... Да будет русская земля благоустроена, ибо справедливости мало в ней". Само путешествие и рассказ о нем - свидетельство не только обширных международных связей, предприимчивости, но и высокой культуры здешнего купечества. В 1955 г. на городской набережной, названной его именем, Афанасию Никитину поставили бронзовый памятник (скульптор Сергей Орлов).

Длившаяся с середины XIII в. борьба с Москвой за роль объединителя русских земель подорвала силы Тверского княжества. В 1485 г. оно прекратило самостоятельное политическое существование, войдя в состав складывавшегося Русского централизованного государства. Здешний Отроч-Успенский монастырь стал местом заключения попавших у государя в немилость религиозных и общественных деятелей. В 1531 - 1551 гг. там пребывал обвиненный в ереси писатель, философ, переводчик Максим Грек, а в 1568 г. - московский митрополит Филипп, критиковавший действия опричников ("Полк сатанинский, собранный на погубу христианскую" и т.д.). Годом позже, проезжая через Тверь по дороге в Великий Новгород, царь Иван IV попросил у него благословения, но получил отказ, за что "верный пес государев", один из руководителей "политической полиции" Григорий Скуратов-Вельский (Малюта Скуратов) задушил узника подушкой.

О тех временах помнит церковь Живоначальной Троицы (1563 - 1584 гг.), старейшая в Твери, сооруженная "замышлением и строением Гаврила Андреева сына Тушинского", богатого посадского человека, никогда не прекращавшая службу. Позднее ее перестраивали, например, в конце XVII в. покрыли белой черепицей, откуда, возможно, пошло народное название - "Белая Троица". Есть и другая версия его происхождения: храм принадлежал Троице-Сергиевой обители и потому не платил податей местному епископу, т.е. был "белым". В конце XVIII в. в нем установили четырехъярусный иконостас, который мы видим и сегодня, стены украсили декоративными элементами, пристроили придел Ефрема Новоторжского, а в 1812 г. рядом возвели колокольню. Древней является восточная часть церкви, несмотря на последующие переделки, сохранившая несколько аскетичные черты архитектуры середины XVI в. Интересно, что в двух сводах над алтарем устроены три потайных помещения, служивших, видимо, для сбережения церковного имущества и в качестве убежища для жителей при нападении на город неприятеля.

В "смутное время" (1609 г.) Тверь полностью разорили и сожгли польско-литовские интервенты. Восстановление шло медленно, вплоть до конца XVII в., затем началось бурное развитие ее торгового и ремесленного потенциала. Однако в 1763 и 1773 гг. страшный пожар уничтожил центральную и заволжскую части города. Тогда по приказу императрицы Екатерины II лучшие отечественные архитекторы под руководством Петра Никитина занялись его перестройкой по регулярному плану. От Полукруглой площади лучами разошлись три улицы, все магистрали стали прямыми и широкими, поднялись величественные каменные дома, вплотную примыкающие друг к другу, в "петербуржском штиле".

В 1764 - 1778 гг. на территории, где некогда стоял кремль, по проекту Петра Никитина и Матвея Казакова возвели Императорский путевой дворец, предназначавшийся для отдыха августейших особ по дороге из Петербурга в Москву. Комплекс зданий, размещенных "покоем" (в форме буквы П), включал центральный корпус, западный и восточный флигеля, заканчивавшиеся большими крестообразными павильонами. Между ними и Волгой разбили сад.

В начале XIX в. местные власти ввели такой порядок: каждое судно, везшее по Волге строительный камень из близлежащих карьеров, оставляло часть груза в городе, ставшем в результате этого к 1809 г. одним из первых в стране обладателей булыжных мостовых. Стремление придать ему столичный облик было не случайным: в путевом дворце обосновались члены царской семьи - генерал-губернатор тверской, новгородский и ярославский принц Георг Ольденбургский и его супруга Екатерина Павловна - сестра императора Александра I. Великая княгиня сделала свой дом одним из центров культурной жизни страны, куда нередко съезжались видные мыслители, писатели, деятели искусства из Москвы и Петербурга, здесь Карамзин читал государю отрывки из своей "Истории государства Российского" (над которой работал с 1803 г. до конца жизни - 1826 г.). Сегодня в замечательном памятнике архитектуры размещается Областная картинная галерея.

Над превращением дворца в парадную резиденцию коронованных особ трудился талантливый русский архитектор Карл Росси (автор всемирно известных монументальных ансамблей, построенных в начале XIX в. в северной Пальмире). В частности, по его проекту соорудили пандус на арках, ведущий на террасу второго этажа. Во многом благодаря творчеству прославленного зодчего Тверь, поразительно похожая на Петербург в миниатюре, вошла в число красивейших городов России: тут он создал более 30 зданий. Назовем, например, южный придел в стиле ампир к церкви Воскресения (1815 - 1822 гг.), собор Рождества Христова Христорождественского женского монастыря (1820 г.), усадьбу на улице Мироносицкой (ныне бульвар Радищева), включающую дом, сад, огород и хозяйственные здания.

В те же годы сложился основной ансамбль Нило-Столобенского монастыря, живописно расположившегося на острове Столобный, или Столбный (озеро Селигер) - наиболее значительного памятника истории и архитектуры Тверской области, в начале XX в. второй в мире святыни (после храма Гроба Господня; Иерусалим, Израиль) по посещаемости православными паломниками. В XVI в. в этом изумительно красивом месте, тогда не обитаемом, поселился отшельник - инок Нил. Он непрерывно молился за земных грешников, не позволяя себе ни присесть, ни прилечь, исцелял больных, спасал застигнутых бурей. Впоследствии вокруг стали селиться другие пустынники, и довольно скоро возникла обитель, история которой исчисляется с 1594 г. В следующем столетии она получила государственное содержание и привилегии (право отлова рыбы в озере Ильмень и т.д.), в дальнейшем принимала большие пожертвования от знатных семейств - Романовых, Милославских, Трубецких, Шереметевых, Орловых, Меншиковых, Потемкиных. Здесь даже зародился обычай бесплатно кормить богомольцев, которых иногда бывало до 100 тыс. в год.

После большого пожара 1665 г., уничтожившего почти все деревянные службы монастыря, начали возводить каменные (с тех времен сохранилась церковь Всех Святых с больничными палатами 1699 г., самое старинное здание на острове). В XVIII в. эти работы продолжились, причем особый вклад в них внес мастер Фома Павлов, воздвигший две стоящие поныне надвратные церкви - преподобного Нила Столобенского Чудотворца (1751 -1755 гг.), апостолов Петра и Павла (1764 г.), отличающиеся красотой и богатством декоративного убранства. А неподалеку от первой в 1812 г. соорудили нарядную пристань (реконструирована в 1842 г.).

В 1820 г. обитель посетил император Александр I, и через год тут развернулось активное строительство. Ее территория заметно расширилась, выросли роскошные жилые корпуса, а также величественный Богоявленский собор с колокольней (1821 - 1825 гг.) - детище петербургского архитектора, представителя классицизма Иосифа Шарлеманя. Интересно, что в 1809 г. он представил свое творение на конкурс проектов Исаакиевского собора в северной столице, но выбор тогда не пал на него, а через девять лет царь утвердил предложенный Августом Монферраном. Замысел же Шарлеманя почти без изменений претворили в жизнь в Ниловой пустыни. Большой храм с шестью куполами, трехъярусной колокольней, доминирующей в ансамбле монастыря, великолепен и внутри: над его убранством по проекту тверского губернского архитектора Ивана Львова, включая живопись, лепнину, позолоту, резьбу по дереву, трудились местные мастера Кондратий Конягин, Семен Уткин, Илья Верзин, Терентий Глазухин.

В итоге к середине XIX в. тут вырос целый город: в богатой обители, помимо огромных жилых и культовых построек, появились гостиница, многочисленные амбары, погреба, кузницы, судоремонтные мастерские, конюшенный двор, фруктовый сад. Всю территорию окружили высокой каменной оградой, вдоль которой разбили тенистый парк. Последней была возведена Светлицкая башня (1843 г.); в нижнем ее ярусе устроили въездные ворота, в верхнем - кельи привратника и сторожа, венчал же постройку высокий шпиль, где во время бури на озере или пурги зажигали фонарь.

Разрушаемые волнами берега в 1870 г. по проекту Львова укрепили гранитными плитами, что придало острову сходство с городом на Неве. Вот что пишет об этих "стенках из дикого камня" наш современник, хорошо знающий и любящий Селигерский край, кандидат искусствоведения Артур Галашевич (Российский государственный гуманитарный университет, Москва): "Перед собором у Архиерейской пристани набережные сделали высокими, а дальше они местами понижались... Материал для них в изобилии добывали с окрестных полей. Длина блоков была различна, в зависимости от величины камня, а высота соблюдалась примерно одинаковая, чтобы легче было вести кладку. Блоки вплотную подгонялись друг к другу, и только в верхних рядах и наиболее ответственных местах "дикоотесанный камень" набережных крепили металлическими пиронами и связями, гнезда для которых заливались свинцом".

В 1927 г. обитель упразднили и лишь в 1990 г. передали Тверской епархии. Сейчас на острове работают не только реставраторы, но и археологи, делающие подчас удивительные открытия. Например, в 2003 г. во время раскопок в подвальном помещении Богоявленского собора они обнаружили мощи святителя Нектария, второго по счету (после Германа) игумена Ниловой пустыни (первая половина XVII в.).

Есть на Тверской земле монастырь, входящий в число древнейших на Руси - Новоторжский Борисоглебский, обязанный своим возникновением одной из трагических страниц отечественной истории.

Его основал в середине XI в. (в одно время с возникновением Киево-Печерской лавры; Киев, Украина) преподобный Ефрем. В миру он был боярином, служил у Бориса и Глеба - младших сыновей великого князя киевского Владимира Святославича, убитых в 1015 г. после смерти князя в ходе ожесточенной борьбы за престол. Эта кровавая драма отняла у Ефрема брата. Горько переживая утрату, он оставил дом, богатство и посвятил жизнь Богу. Предположительно в 1038 г. вместе с единомышленниками соорудил каменный храм во имя святых князей-страстотерпцев, давший имя образовавшейся вскоре обители. За прошедшие с тех пор столетия она перенесла и множество бедствий, и пору процветания. В 1989 г. в ее зданиях, выстроенных в XVIII-XIX вв., разместился созданный тогда по инициативе академика Дмитрия Лихачева Всероссийский историко-этнографический музей. А через 14 лет приняли решение об их использовании совместно с православной церковью.

В самом сердце Тверской области находится исток Волги. Сюда постоянно идут люди: по давнему поверью, здешняя вода считается целебной, очищающей. В 1133 г. новгородский посадник Иванко Павлович неподалеку поставил каменный крест, а в 1649 г. по указу царя Алексея Михайловича на близлежащем холме - высшей точке Валдайской возвышенности - образовали Спасо-Преображенскую обитель. Однако в 1727 г. она сгорела (остались только две маленькие деревянные часовни) и монахи перебрались в Нилову пустынь.

В 1897 г. по инициативе местных жителей по всей стране начали сбор пожертвований на сооружение Спасо-Преображенского храма. И в 1912 г. над этим заповедным местом поднялся каменный пятиглавый собор, похожий на московский Покровский (Василия Блаженного). Однако действовал он лишь до 1917 г.: в долгие годы богоборчества церковная жизнь тут прекратилась и вернулась лишь недавно. 10 лет назад от истока Волги стали проводить ежегодный (в конце мая) крестный ход. В 2008 г. юбилейный, впервые прошедший по всем поволжским городам, стал одним из важнейших событий отмечаемого Православной церковью 1020-летия крещения Руси.

На нынешний год пришлась еще одна дата, значимая для жителей Тверской земли, - 160-летие со дня рождения самобытного стихотворца, местного уроженца Спиридона Дрожжина (1848 - 1930). С 1873 г. он активно сотрудничал с петербургскими журналами "Дело", "Слово", "Семейные вечера" и др., ездил по России, сменив множество профессий. Однако под влиянием состоявшихся в 1892 и 1897 гг. встреч с великим писателем Львом Толстым вернулся на родину, в деревню Низовка, и целиком посвятил себя литературному труду. К началу XX в. это был самый известный крестьянский поэт в нашей стране, его книги выходили одна за другой, многие стихи пользовались огромной популярностью, стали песнями, проникли в фольклор. В 1900 г. бытописателя русской деревни посетил австрийский собрат по перу Райнер Мария Рильке, проявлявший большой интерес к его творчеству.

В 1938 г., через восемь лет после смерти "низовского соловья", открыли его Литературно-мемориальный музей. К сожалению, непоправимый урон ему ныанесло гитлеровское нашествие 1941 - 1945 гг.: частично было разрушено само здание, погибло немало хранившихся там предметов, в частности бесценная библиотека (свыше 400 книг имели дарственные надписи известнейших деятелей культуры). Сегодня экспозиции состоят из собранных по крупицам подлинных документов, фотографий, вещей поэта, воссозданы интерьеры дома. Надо сказать, творчество Спиридона Дмитриевича иногда становится приятным открытием для посетителей, ранее не знакомых с его стихами, а Дрожжин-прозаик, публицист еще мало изучен и известен только узкому кругу литературоведов.

Александр Невский - князь новгородский (1236 - 1251 гг.), тверской (1247 - 1252 гг.), великий князь владимирский (1252 - 1263 гг.). Дальновидный политик, талантливый полководец, победами над шведами, немецкими рыцарями обезопасил северо-западные границы Руси.

Опричнина - внутренняя политика Ивана IV Грозного, направленная на борьбу с оппозицией и вылившаяся в беспредельный террор; опричники обеспечивали личную охрану царя, вели следствие и карали "изменников".

Пирон - короткий металлический стержень, скрепляющий по вертикали блоки каменной кладки.


Ольга БАЗАНОВА, журналист

Авторские права на статьи принадлежат их авторам
Проект компании Kocmi LTD