История

ТРАДИЦИИ - КЛАДЕЗЬ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ

Исследование традиций - элементов социального и культурного наследия, длительное время сохраняющихся в разных обществах, классах, группах населения, - одна из задач этнологии. В то же время это междисциплинарное направление, тесно связанное с культурологией, лингвистикой, фольклористикой, изучением художественного творчества и географии расселения народов, историей развития государств, в том числе становления основ правопорядка.

Слово "традиция" восходит к латинскому "традицио" - "передача". Следовательно, само его значение указывает на преемственный характер. Объект нашего исследования - переходящие от предков потомкам неписаные правила, которым следуют, не задумываясь, ибо так издавна принято. В их число входят обычаи и обряды. Первые - содержание поведенческой нормы (например, заключение брака, празднество по случаю появления на свет ребенка, прощание с умершим), вторые - внешнее оформление (свадьба, крестины новорожденного, поминки).

Некоторые исследователи полагают: традициями следует считать только установления, заслуживающие положительной оценки, и, развивая эту мысль, именно их называют народными. Однако это едва ли верно. Целесообразнее исходить не из нашего отношения к традициям, а из их устойчивости и преемственности. Среди таковых есть добрые, нейтральные и отрицательные. Скажем, мало кто усомнится в гуманности бережного и уважительного отношения к женщине, почтения к людям преклонных лет, к заботе о госте. Причем речь идет об элементах общечеловеческой нравственности, неспецифических для каких-либо конкретных наций. Но у разных народов (ведь историческое развитие человечества неравномерно) или на определенных этапах жизни одного они могут проявляться сильнее и слабее, выражаться в несовпадающих обычаях, сопровождаться неодинаковыми обрядами.

В обществах, где политическая и правовая охрана личности еще слаба, гостеприимство считают священным долгом, принимая любого человека в любое время. Иначе обстоит дело в таких странах, как Англия. Хорошо знакомый с нравами ее жителей отечественный журналист В. Овчинников в очерке "Корни дуба" (Новый мир, 1979, N 4) писал: "С незнакомцами или незваными посетителями обычно разговаривают только через дверь, не приглашая их внутрь. Это вовсе не означает, что англичане негостеприимны. Однако гостей приглашают только заблаговременно (обычно за две-три недели) и на определенный час. Заявиться к знакомым запросто, без приглашения или известив их перед приходом по телефону, здесь не принято".

Вместе с тем нейтральные традиции не несут в себе ни положительного, ни отрицательного, хотя в разных странах могут не совпадать, оказываясь подчас даже противоположными. Скажем, в Европе при входе в дом снимают шапку, на Ближнем Востоке - обувь. У большинства народов согласие выражают кивком головы, а у индийцев, цейлонцев, болгар - покачиванием. В одних языках уважительное обращение - обязательно на "вы", в других - на "ты", но с добавлением почтительных слов. У русских или французов здороваться первым положено мужчине, англичане же в знак особой учтивости предоставляют решить даме, хочет ли она обменяться приветствием.

Нежелательных традиций немного. Небезызвестный пример: похищение невест против воли не только их родных, но и их самих. Во все времена его не одобряли (единственное исключение, кажется, - древнеиндийские законы Ману, рекомендовавшие умыкание девушек для касты воинов с целью поддержания в них боевого духа), тем не менее обычай не забыт и теперь. Он зиждется на самоутверждении мужчин, а нередко лишь на их стремлении облегчить себе брачный выкуп.

Прежде бытовали и еще более негативные явления. В их числе - женитьба на родных сестрах. Так поступали древнеегипетские фараоны, а в средние века - цари центрально-африканского государства Буганда, чтобы наследование ими власти считалось законным и по мужской, и по женской линии. А это не могло не привести к генетическому вырождению. В Индии же практиковались браки с восьмилетними девочками, хотя некоторые тамошние медицинские трактаты указывали, что девушка полностью созревает только к шестнадцати годам. Наконец, умерщвление стариков, некогда распространенное у ряда народов, например у североамериканских индейцев, тормозило их развитие, лишая жизненного опыта, накопленного теми за долгие годы.

Кстати, этот варварский обычай - типичный пример, когда добрые и дурные традиции идут рука об руку. Вспомним: почтение к пожилым людям было принято во все времена. Но в эпоху повышенной военной активности - на закате первобытного строя (VII-IV вв. до н. э.), когда в мужчине ценили лишь силу и доблесть, стариков за бесполезностью убивали. Так было, например,

у предков кабардинцев, о чем повествует нартский эпос: "У нартов был обычай - убивать самого старого". А уважение к женщине в древнем и средневековом мире сочеталось с открытым нарушением супружеской верности мужем при требовании неукоснительного ее соблюдения от жены. Защита гостя? Но гуманность этой традиции строго ограничивалась духом эпохи. Во времена рабовладельческого строя, скажем, в Центральной Африке путник считался священной особой под приютившим его кровом, но за стенами дома его могли ограбить, обратить в рабство, убить. Так было и у ингушей, чеченцев, осетин, некоторых народов Дагестана вплоть до конца XIX - начала XX в. Как видим, подобные явления надо трактовать не только с общечеловеческой точки зрения, но и как принадлежность определенной ступени исторического развития конкретного общества, класса или сословия.

Некоторые же традиции, рассматриваемые теперь как негативные, ранее не были лишены определенного смысла. Упомянутые кровосмесительные браки египетских фараонов и негритянских царей сыграли роль в укреплении их государственной власти, а выдача замуж малолетних девочек гарантировала девственность невест, без которой в древней Индии брак не имел законной силы.

Кстати, культура различных групп населения не разграничена глухими перегородками. В первой половине XX в. немецкий этнолог Х. Науманн, затем американский Г. Рэдфилд показали: простонародная культура совершенствуется в элитарных слоях общества, а затем в несколько упрощенном виде распространяется в народных массах. Эту идею развил и конкретизировал отечественный этнограф член-корреспондент РАН С. А. Арутюнов в 1990 г., назвавший данный цикл вертикальной ротацией (круговращением) традиций. Так постепенно возникали общечеловеческие нравственные нормы, неуклонно одерживая верх над другими.

С изменяющимися условиями жизни рядом с издавна существовавшими установлениями появляются нововведения. Как ни сопротивляются первые вытеснению вторыми, однако со временем либо изменяются под их влиянием, либо уходят. Если бы этого не происходило, не было бы и самого развития человеческой культуры. Данным процессам посвящено много философских, культуроведческих, этнографических работ. Согласно нашей концепции, такое преобразование включает четыре стадии. Первая - решительное противодействие, которое старое оказывает новому. Вторая - их мирное сосуществование: люди, ориентированные на привычное, поступают по-своему, склонные к переменам - по-иному. На третьей стадии происходит смешение и взаимопроникновение того и другого (заметим, этот феномен особенно подробно исследовали специалисты Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН применительно к быту народов Кавказа). И наконец, на последней в основном наступает время новаций, хотя некоторые пережитки прошлого еще могут сохраняться.

Естественно, в процесс обновления чаще и раньше всего втягиваются наиболее устаревшие, неудобные, вредные традиции. Так, в XIX в. на западе Северного Кавказа кровную месть в большинстве случаев вытеснило денежное возмещение семье убитого. Отмирал и обычай покупного брака, заменяясь уплатой средств самой невесте: народные собрания несколько раз настойчиво принимали такие постановления. Уходила в прошлое даже такая не представлявшая социальной опасности привычка, как избегание невесткой старшей родни мужа - из-за этого приходилось делать в домах несколько входов. Скажем, у кабардинцев с конца XIX в. стали появляться жилища только с одним.

Немало примеров обновления поведенческих норм в нынешних условиях дает современное законодательство во многих мусульманских странах. Так, право мужчины иметь несколько жен в них оговорено множеством условий, а в Йемене ограничено двоеженством, в Тунисе отменено совсем. Но нередко бывает, что новые нормы еще не подготовлены глубинными изменениями в народной жизни и искусственно насаждаются сверху. В истории нашей страны были прецеденты, когда древние традиции - даже добрые и гуманные - объявляли религиозными предрассудками и старались искоренить. Такие меры отнюдь не способствуют ускорению реформирования уклада жизни народа, а лишь вынуждают старое, привычное, выверенное веками уйти "в подполье".

Между тем в современном мире оживляется интерес к прошлому с его обычаями, а также к стертым в памяти поколений знаниям - ведь установления предков не рождались на пустом месте, а являлись сгустком народной мудрости. Казалось бы, чем выше развито общество, тем меньше оно связано со старыми стереотипами. Однако в жизни происходит иначе: по мере расширения духовного кругозора диапазон выбора человеком тех или иных действий заметно расширяется. Между тем сегодня его подстерегает опасность с другой стороны: резко возросшие контакты между государствами, воздействие, среди прочего, средств массовой информации создали угрозу сложения стандартной, урбанистической, "западной" культуры. И именно ответом на нее (а также на насильственные нововведения) стало повсеместное стремление народов к своим духовным "корням", без которых невозможен дальнейший расцвет наций.

 

Законы Ману - древнеиндийский сборник предписаний, определяющих поведение индийца в частной и общественной жизни в соответствии с догматами господствовавшей религии - брахманизма. В дошедшем до нас виде составлены, по-видимому, около II в. до н. э. - I в. н. э.

Нартский (нартовский) эпос - древнее монументальное сказание кавказских народов о подвигах героев, составлявших своего рода богатырское сообщество. Предположительно его ядро - эпический цикл VII-IV вв. до н. э. ираноязычных народов сарматского происхождения, населявших Приазовье и Предкавказье.


Доктор исторических наук Х. М. ДУМАНОВ, директор Кабардино-Балкарского научного центра РАН, доктор исторических наук А. И. ПЕРШИЦ, главный научный сотрудник того же центра

Авторские права на статьи принадлежат их авторам
Проект компании Kocmi LTD