Археология

ТАЙНА ДЖУХТИНСКОГО КУРГАНА

Северо-восток Ставропольского края на археологической карте страны - белое пятно. До настоящего времени специалистам почти не были известны памятники кочевой культуры здесь, в степи. И археологи Государственного предприятия "Наследие" восполнили этот пробел, с помощью аэрофотосъемки обнаружив курган округлой формы диаметром 20 м и высотой 30 см. Какие же тайны хранил он?

Согласно историческим данным, эта земля в средние века входила в половецкую степь Дешт-и-Кипчак. Кипчаки, куманы, половцы - это три наименования одного народа. Половцами их называли русские летописи, куманами - европейские источники, кипчаками - восточные авторы.

Половцы появились в степях Предкавказья около середины XI в. Спустя столетие установилась граница между ними, аланами и адыгами по течению рек Кубань, Нижняя Малка и Терек, которая определяется ареалом распространения половецких каменных изваяний. Когда в XIV в. монголы включили Дешт-и-Кипчак в свою империю, половцы остались основным населением кавказского улуса Золотой Орды.

Картину быта этого народа позволяет восстановить обнаруженный в 1998 г. курган. Под верхним слоем - насыпь из плотного слоя суглинка с примесью глины, под которой зафиксированы две ритуальные конструкции: дугообразная траншея и кольцевидный ровик. Археологи раскопали здесь пять захоронений: мужское и женское, два конских (сопровождающих) и детское, отличающееся от взрослых погребальным обрядом.

Исследуя захоронения, специалисты выяснили характер погребальных конструкций, обнаружили предметы быта, костюмы, вооружение, конскую упряжь. Одинаковые серебряные чаши рядом с мужчиной и женщиной свидетельствуют о родственных отношениях между ними, а косточка степной вишни - о времени совершения погребения.

Полученный материал позволяет нам реконструировать картину далекого средневековья. Попробуем приподнять завесу времени...

Итак, зима закончилась. Сквозь почерневшую прошлогоднюю траву пробивается свежая зелень. Тихо и безлюдно в бескрайней степи, только, раскинув могучие крылья, плавно парит в вышине орел. Из города на берегу реки Кумы, в котором живут половцы, аланы, монголы и купцы из далеких стран, кочевник гонит на выпас табуны лошадей и другой скот. Так жили все богатые скотоводы этого края. Лишь на зиму они возвращались в Маджар - один из самых больших городов кавказского улуса Золотой Орды. Здесь чеканили свою монету, кипела торговля, трудились ремесленники. В окрестностях земледельцы обрабатывали поля, сады и огороды.

Однако взоры кочевника устремлялись на север, в степь, где он мог поставить свою юрту. Как у большинства тюркских народов, его жилище было ориентировано на восток - входом к восходящему солнцу, свету и теплу.

Несколько раз в год юрта кочевала вместе со степняком. Необходимость быстро ее перемещать с одного места на другое определяла строгий порядок и расположение вещей в жилище. Все пространство делилось на мужскую (правую) и женскую (левую) половины. Перед входом размещалась хозяйственная часть, за очагом хранили священные предметы. Центром юрты был постоянно горевший очаг - символ преемственности поколений.

Собираясь в путь, кочевник, как подобает всаднику, обувал мягкие красные сапоги, надевал эверенг*, ратные латы. В его костюм входил также приталенный, расклешенный, с распахивающимися полами бешмет, до пояса застегнутый на частые мелкие матерчатые пуговицы. Поверх него надевали распашной халат, запахнутый налево и перехваченный поясом с железными бляшками. Длинные узкие рукава бешмета виднелись из-под коротких и широких рукавов халата. Эту одежду шили из красного с золотыми цветами шелка.

Одеяние свидетельствовало о семейном положении всадника. Красный кафтан надевали при вступлении в брак. Этот цвет считался необходимым элементом свадебной символики и для жениха, и для невесты, что отмечено в героическом эпосе тюркских племен средневековья.

Вместе с монголо-татарами на территорию Предкавказья хлынула роскошь восточных тканей, сюда проникли и чисто китайские символы. Часто на выполненных в мастерских Поднебесной материалах цветочный ромб, пионы, хризантемы или рассеянные букеты цветов чередовались с изображениями дракона, попугая, сокола и соловья. На узорных бешметах среди асимметрично расположенных растительных мотивов красовались летящие гуси и драконы. Последние выполнены в характерной китайской манере, сочетающей в одном образе различные элементы животного орнамента: голова льва с развевающейся гривой, змеиное туловище, покрытое рыбьей чешуей, на изогнутых лапах - орлиные когти. Эти своеобразные чудовища, олицетворявшие плодоносную воду, облака, горные вершины и небо, у китайцев были символами благодати, ниспосланной людям сверху. Впоследствии дракон стал символом могущества и совершенства императорской власти. Гуся изображали с распахнутыми крыльями и длинной изогнутой шеей. Весьма реалистично переданы оперенье, лапы, глаза, строение тела. На его голове - "корона" в виде распущенного цветка.

Таков же орнамент ткани верхнего халата: среди растительных мотивов в шахматном порядке изображены фениксы с распростертыми крыльями и тремя развевающимися хвостами.

Сами степняки ткацким ремеслом не занимались, но широко использовали парчу, шелк, полотно. Некоторые одеяния половцы изготавливали из кожи и войлока, украшая их аппликациями. На одежде отсутствовали карманы, их заменяли кожаные сумочки с вышитым растительным орнаментом и литой застежкой из бронзы.

Обувался всадник в высокие сапоги из мягкой кожи без каблуков и твердой подошвы: ведь половец почти всю жизнь проводил в седле. Своеобразный вид имела и его шапка. Она была похожа на классический монгольский колпак из красного бархата, сшитый из четырех клиньев и двух раскошенных книзу деталей; поля были опущены, но не разрезаны. Число клиньев тюрки выбрали не случайно - оно как бы воплощало их представления о пространственной и циклической модели Вселенной: четыре стороны света, четыре времени года, четыре основных направления - направо, налево, вперед и назад.

В памятнике тюркской письменности - орхонских рунических надписях VII-XI вв. - говорится: "Когда вверху возникло голубое небо, а внизу - бурая земля, между ними обоими возникли сыны человеческие. Над сынами человеческими воссели мои предки... Четыре угла света все были им врагами. Выступая в поход с войском, народы четырех углов света они все покорили...". Словом, по понятиям правителей так называемой кочевой империи, государственный и космический порядок возможны тогда, когда весь обозримый мир безграничной степи оказывается подвластным им.

Дешт-и-Кипчак принадлежал кочевникам. Завоевателей, включивших половецкую степь в свои владения, было немного, поэтому здесь чаще звучала тюркская речь, чем арабская или монгольская. Даже ярлыки золотоордынских ханов XIV в. Тохтамыша и Тимура писали на кипчакском языке. Не случайно на всех четырех клиньях головного убора, сверкавшего на солнце золотыми нитями, был вышит половецкий тотем: четыре гепарда в черных шелковых медальонах шли друг за другом, переставляя лапы, в обрамлении растительного орнамента. Изображались и другие излюбленные образы феодальной эпохи - барсы, львы, грифоны, орлы. Они являлись символами тех качеств, которые олицетворяли силу, власть и могущество.

Половцы были быстры, стремительны и хитры. Уверенно управляя скаковой лошадью, молниеносно наносили удары врагам. Вооружение всадника составляли железный кинжал в деревянных ножнах и лук, обернутый полосками тонкой бересты. В берестяных колчанах находились стрелы с железными наконечниками.

Раскопки кургана позволили нам воссоздать и образ жены кочевника.

На ней был халат с длинными рукавами из красного шелка с узором, нанесенным золотой набойкой. Она, конечно, была всадницей, и ее одежда изготовлена с учетом верховой езды. Половчанки, в отличие от монголок, подвязывали свое платье поясом с серебряной пряжкой. К нему подвешивали костяной игольник с железными иглами. Куманка, судя по найденным в раскопе вещам, была искусной рукодельницей, украшала свои костюмы аппликациями, золотым и серебряным шитьем. Ее мягкие кожаные сапожки были расшиты речным жемчугом и перехвачены в щиколотке тонким ремешком. На шее кочевницы красовалась ниточка с несколькими разноцветными бусинками из стекла и сердолика, маленькой золотой бляшкой в виде цветка и двумя веточками коралла.

Около головы усопшей лежало круглое бронзовое зеркало в деревянной оправе, в ногах - бронзовый котел и железный крюк. За голенищем левого сапога лежал нож. Известно, что половцы ели мясо, обрезая кусок у самых губ.

В захоронении найден еще один обязательный предмет - серебряная чаша с чеканным золоченым орнаментом и золотым лотосом на дне, из которой пили кумыс. Их подносили жениху и невесте на свадебном пиру.

На северной стороне кургана, как уже говорилось, находится захоронение лошади половчанки. Животное закопали без головы, но с седлом и сбруей, украшенной бляхами, вылитыми из бронзы и покрытыми золотом. Жесткое седло с подпругой оковано железными пластинами. При его изготовлении мастер использовал железные гвозди с прямоугольными шляпками. Стремена были арочной формы с закругленной подножкой.

Здесь же в кургане - захоронение ребенка лет пяти-шести. В его ногах - глиняный закопченный горшок. Кочевники, по всей видимости, даже не одевали своих детей. Зимой они прятались, как сурки, в родительских шубах или во что попало. В остальное время едва были прикрыты каким-нибудь лоскутом. Особых погребальных церемоний им также не оказывали.

Через некоторое время в том же кургане упокоился и сам степняк-кочевник со своим верным конем. А спустя столетия эти погребения поведали нам о жизни исчезнувшего племени.

* Эверенг - нарядная рубаха свободного покроя, обычно из мягкого шелка


Кандидат исторических наук З. В. ДОДЕ, Ставропольский государственный университет

Авторские права на статьи принадлежат их авторам
Проект компании Kocmi LTD