Археология

СИБИРСКАЯ МОЗАИКА

Осенью 1871 г. в руки действительного члена Восточно- Сибирского отделения Императорского Русского географического общества В. Бельцова попали кости неизвестных животных и отшлифованный до блеска шар из бивня мамонта, покрытый сетью резных линий, найденных во время рытья котлована под фундамент военного госпиталя. Будучи человеком не осведомленным в палеонтологии, он показал раритеты политическим ссыльным, исследователям Сибири И.Д. Черскому и А.Л. Чекановскому. "Государственные преступники" организовали в Иркутске раскопки около котлована и обнаружили стоянку древних людей (примитивные каменные инструменты, россыпи костей мамонта, а также изготовленные из их бивней изящные предметы искусства).

"Чтобы по достоинству оценить непомерную дерзость такого вывода "политических", - пишет наш современник В.Е. Ларичев, - достаточно сказать, что в 60-70-е годы XIX в. европейские археологи продолжали ожесточенно спорить о том, мог ли существовать на земле человек в "допотопные времена", а найденные в пещерах Франции предметы искусства "троглодитов" отвергали с негодованием, назвав их подделками мошенников от археологии, жаждущих славы и денег".

С мнением ученого трудно не согласиться. Ведь именно в период разгара этих научных баталий И.Д. Черский и А.Л. Чекановский обнаружили стоянку человека, возраст которой превышал миллион лет. Открытие подтвердило гипотезу М. Вагнера, оппонента Ч. Дарвина, о внетропической прародине человечества. "Сибирь вновь, - продолжает В.Е. Ларичев, - погрузилась в адское пекло непримиримых противоборств "умеренных" интеллектуалов и научных "авангардистов"...

Внимание в рассматриваемой статье привлекает подзаголовок "Сулекские девки". Здесь речь идет об открытии в 1909 г. акцизным чиновником Минусинского уезда А. В. Адриановым древней наскальной живописи. Ларичев чрезвычайно поэтично описывает это событие, перевернувшее традиционные научные представления о времени и локализации древнейших поселений человека: "Горы в окрестностях старинного улуса Сулек смотрятся издали невысокими, легко доступными для восхождения. Но стоит подойти к их подножию - и от впечатления такого не останется и следа. Вот и крутой, покрытый травою и кустарником склон горы Тюря оказался уходящим до неба...".

А.В. Адрианов обследовал именно ту южную часть Западной Сибири, в которой более 110 лет назад финская экспедиция, разыскивая мифическую прародину своих предков, обнаружила огромное святилище - "Сулекскую писаницу". Русский чиновник, будучи одержимым натуралистом и удачливым археологом, лишь на минуту остановился перед неприступной стеной - любопытство и интуиция сибиряка одержали верх: он решился на ее штурм. "И подъем начался, - рассказывает автор статьи, - упорный, тягостно медленный, с падениями и откатами, с преодолением особо крутых участков на четвереньках, а то и ползком, с ранениями и ушибами, с рваньем одежды и обуви, с потоками соленого пота, ослепляющего глаза, и тучами назойливых мух и комаров. Тот летний день 1909 г. был жарким, безветренным, удушливым...".

Увиденное А. В. Адриановым на скальном обрыве с лихвой вознаградило исследователя: ему, скопировавшему множество древних рисунков, такое видеть еще не приходилось! Вправо напролом размашистым шагом двигался фантастического обличия зверь с ногами журавля, туловищем лося и головой то ли медведя, то ли тигра, то ли кабана, то ли змия. А может, и дракона с выпученными от ярости глазами, наглым свиным рылом и клыками, змеиным языком?

"Дракон преследовал животных, размещенных на плоскости правее жадной, широко распахнутой пасти чудовища. А верхнюю часть композиции заняли округлые лики с печальными глазами. Они вдруг напомнили А.В. Адрианову лица робких в застенчивости хакасских девиц из аила Сулек...

Робкие-то робкие, да лихо впрыгнув на седло лошади, не опасаются поднять ее на дыбы, прежде чем умчаться галопом в степную даль. Так же вздыбилась отчего-то лошадь, выбитая в левой части композиции, позади дракона".

"Волшебный Бык Земли, явись!" - так назвал заключительную часть своей статьи В.Е. Ларичев. Из нее мы узнаем о результатах экспедиции 2001 г., изучавшей древнюю живопись. На этот раз "колдовал" над "Сулекскими девками" известный в Сибири и Европе краснодарский художник Н.И. Рыбаков. Острый глаз профессионала зафиксировал некоторые несоответствия между подлинником и его копиями, отметив прежде всего никем не замеченное до сих пор множество едва видимых тонких линий, очерчивающих некую фигуру, перекрытую фантастическим зверем.

Кропотливая работа Н.И. Рыбакова увенчалась сенсацией: на эстампе четко проступил контур тяжеленного, с огромным крутым горбом быка, близкого подобия давно исчезнувших в Сибири бизона или зубра, на которых охотились люди древнекаменного века. Животное угрожающе выставило вперед острые как пики рога и двигалось в ту же сторону, что и дракон.

Кроме того, художник обнаружил еще 6 фигур коров и быков. Их вожаком является гигантский крутогорбый бык. "При взгляде на него невольно возникали в памяти первозданные мифы индоевропейцев запада Евразии и тюрко-монголов Востока о величайшем божестве Мироздания, творце жизни на земле, родоначальнике сообществ людей, лунной природы Быке-Первопредке (крутые изгибы горба и рогов вожака прозрачно намекали на то). Это плодоносящее семя его переходило в сферы Луны и Земли, Творя через них все разнообразие растительного и животного царства".

Обитал этот вселенского масштаба Бог на горных вершинах, и одна из них - гора Тюря. Именно ему воздавали хвалу жрецы.

Благодаря Н.И. Рыбакову "Волшебный Бык Земли" стал достоянием человечества. "Картина эта, - заканчивает свою научно-поэтическую статью В.Е. Ларичев, - восходящая ко времени 15-20 тысяч лет назад, свидетельствует о том, что художественное творчество обитателей азиатской части России ледниковых времен не уступало в совершенстве исполнения и значительности смысла творениям аборигенов Западной Европы той же "допотопной эпохи...".


Л. В. МАНЬКОВА

Авторские права на статьи принадлежат их авторам
Проект компании Kocmi LTD