Технологии

РЕБЕНОК И КОМПЬЮТЕР

Концептуальное и практическое решение сложной задачи подготовки детей к вхождению в новое информационное общество изложено О. С. Фомичевой в книге "Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке", выпущенной издательством Гелиос АРВ (М., 2000). Этот труд - итог теоретических исследований и практической работы с детьми в возрасте от 4 до 19 лет в течение десяти лет. Полученные теоретические и практические результаты хорошо коррелируют с данными других исследователей, работающих в области когнитивной психологии и когнитивной лингвистики. Проведенные в течение длительного времени исследования позволили дать конструктивные рекомендации родителям и специалистам в области дошкольного и школьного образования.

Почему, определив характерные черты информационного общества, ученые и специалисты в области компьютерных информационных технологий заговорили о проблеме ребенок и компьютер? Дело в том, что последний стал членом семьи и ближайшим другом подростков. Это новое явление зафиксировано языком: в английском появилось слово "скринейджер" (screen - экран). И отсутствие такого слова в русском языке не говорит о меньшем влиянии компьютера на детей, живущих в нашей стране.

С другой стороны, активное знакомство с компьютером детей младшего школьного и дошкольного возраста лишает малышей свободного времени, необходимого для творчества и познания мира. Ведь он должен иметь время и желание понюхать цветы, потрогать воду в ручье, разбить лед в луже, пошуршать желтыми листьями и удивиться: "Звезды на небе - это как разбрызганное сонной кошкой молоко" или, насмотревшись на отражение облаков в реке, сказать: "По воде плыли промокшие насквозь облака".

Человек воспринимает мир образно, а затем с помощью языка осмысливает те мысли и чувства, которые вызваны действительностью. Ребенок же четырех-пяти лет, испытывая при этом бурю эмоций, еще не владеет естественным языком в той мере, которая бы позволила ему понять всю глубину переживаний и яркость образов. Результат - выброс эмоций в виде плача, непослушания, чрезмерного возбуждения и т. п. Но теоретическое исследование и десятилетний эксперимент О. С. Фомичевой показали возможность дать ребенку такой естественный язык, включающий метафорический язык поэзии, позволяющий ему осмыслить те образы и эмоции, которые были вызваны окружающим миром, а также выразить их в словах, понятных окружающим, что, кстати, ведет к снижению количества конфликтных ситуаций в семье. В результате он встречает понимание со стороны социума, что, в свою очередь, стимулирует его познавательную деятельность и осмысление образов и эмоций.

В наше время, когда маленький ребенок с огромным познавательным потенциалом и желанием открыть для себя мир рано сталкивается с компьютером, который для него становится совсем не виртуальной реальностью, возникает опасность, что весь коктейль бурлящих эмоций (в том числе негативных) будет выплеснут не на малышей в детском саду, не на учителя в школе (что само по себе плохо, но не в той степени опасно), а найдут выход в разного рода хакерской деятельности, включая создание компьютерных вирусов. При этом такая деятельность будет стимулироваться и подогреваться отрицательными, однако яркими по силе воздействия приступами наслаждения, полученными от разрушения чужого труда, - от "взлома" компьютеров частных лиц до разрушения компьютерных систем, на основе которых работают разные организации во всем мире.

Словом, складывающееся новое информационное общество (и в частности, сеть Интернет, сделавшая возможным получение огромного количества информации и осуществившая общение "on-line" людей, принадлежащих к разным культурам) предъявляет свои требования прежде всего к детям. В такой ситуации одним из главных условий успешного вхождения их в реальный мир является развитие способности эффективно обрабатывать символьную информацию. В частности, читая тексты, ребенок должен уметь не только и не столько проследить сюжетную линию, но и выявить причинно-следственные связи, провести аналогии, понять образы и метафорические конструкции, используемые автором текста, правильно понять оценочные суждения.

Проблема сближения культур в результате взаимодействия людей, принадлежащих к разным культурам, с помощью сети Интернет приводит нас еще раз к осмыслению одного из центральных положений лингвистической концепции члена-корреспондента Петербургской академии наук А. А. Потебни (1835-1891) о том, что понимание - это творческая работа слушающего: "но как в действительности пламя свечи не дробится, потому что в каждой из зажигаемых свечей воспламеняются свои газы, так и речь только возбуждает умственную деятельность понимающего, который, понимая, мыслит своею собственною мыслию".

Другими словами, занимаясь с детьми дома, тем более разрабатывая программы дошкольного и школьного образования, следует обратить особое внимание на необходимость развить у ребенка способность образно мыслить и выражать свои мысли так, чтобы его речь смогла возбудить в собеседнике собственные мысли. Это, в свою очередь, будет способствовать пониманию между людьми, так как дети научатся формулировать свои симпатии, антипатии, соображения с учетом концептуальной картины мира собеседника. Вспомним, прекрасная фея из сказки о деревянном мальчике, который научился говорить и ходить, объясняет ему: ты станешь настоящим человеком, только научившись думать. С другой стороны, великий итальянский художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи полагал, что портрет - это изображение человека и работы его ума.

Осознают ли подростки, живущие в информационном обществе и пользующиеся компьютером, необходимость развивать собственные способности обработки информации в то время как компьютеры могут обрабатывать ее мгновенно? Осознают ли ребята, что умение мыслить - высочайшая ценность, дарованная человеку, или считают, что компьютер, как шахматный партнер, непобедим, и следует лишь понять логику заложенной в него программы, восхищаясь способностью компьютера обрабатывать информацию?

Сравнивая звезды и фейерверки, дети говорили, что первые беспокоят нас, как неоформленные мысли в наших головах, а вторые - это искусственные звезды, которые созданы человеком, вдохновленным небесными светилами, т. е. воплощенная человеком мечта о звездах. Возможно, такое рассуждение позволит нам положительно ответить на вопрос и правильно расставить акценты в решении проблемы вхождения ребенка в новое информационное общество.

Чтобы использовать все преимущества компьютера и соответствовать требованиям компьютерного общества, не утратив собственную способность обрабатывать символьную информацию и творить, ученые и практики, работающие в области образования и компьютерных информационных технологий, широко делятся опытом использования электронных средств обучения и обсуждают вопрос о новой роли учителя в школе XXI в. и преподавателя в вузе. И в этом им поможет книга О. С. Фомичевой.


Кандидат философских наук М. А. МАНУИЛЬСКИЙ

Все подробности как выбрать кабель hdmi на сайте.
Авторские права на статьи принадлежат их авторам
Проект компании Kocmi LTD