Технологии

РЕБЕНОК И КОМПЬЮТЕР

Концептуальное и практическое решение сложной задачи подготовки детей к вхождению в новое информационное общество изложено О. С. Фомичевой в книге "Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке", выпущенной издательством Гелиос АРВ (М., 2000). Этот труд - итог теоретических исследований и практической работы с детьми в возрасте от 4 до 19 лет в течение десяти лет. Полученные теоретические и практические результаты хорошо коррелируют с данными других исследователей, работающих в области когнитивной психологии и когнитивной лингвистики. Проведенные в течение длительного времени исследования позволили дать конструктивные рекомендации родителям и специалистам в области дошкольного и школьного образования.

Почему, определив характерные черты информационного общества, ученые и специалисты в области компьютерных информационных технологий заговорили о проблеме ребенок и компьютер? Дело в том, что последний стал членом семьи и ближайшим другом подростков. Это новое явление зафиксировано языком: в английском появилось слово "скринейджер" (screen - экран). И отсутствие такого слова в русском языке не говорит о меньшем влиянии компьютера на детей, живущих в нашей стране.

С другой стороны, активное знакомство с компьютером детей младшего школьного и дошкольного возраста лишает малышей свободного времени, необходимого для творчества и познания мира. Ведь он должен иметь время и желание понюхать цветы, потрогать воду в ручье, разбить лед в луже, пошуршать желтыми листьями и удивиться: "Звезды на небе - это как разбрызганное сонной кошкой молоко" или, насмотревшись на отражение облаков в реке, сказать: "По воде плыли промокшие насквозь облака".

Человек воспринимает мир образно, а затем с помощью языка осмысливает те мысли и чувства, которые вызваны действительностью. Ребенок же четырех-пяти лет, испытывая при этом бурю эмоций, еще не владеет естественным языком в той мере, которая бы позволила ему понять всю глубину переживаний и яркость образов. Результат - выброс эмоций в виде плача, непослушания, чрезмерного возбуждения и т. п. Но теоретическое исследование и десятилетний эксперимент О. С. Фомичевой показали возможность дать ребенку такой естественный язык, включающий метафорический язык поэзии, позволяющий ему осмыслить те образы и эмоции, которые были вызваны окружающим миром, а также выразить их в словах, понятных окружающим, что, кстати, ведет к снижению количества конфликтных ситуаций в семье. В результате он встречает понимание со стороны социума, что, в свою очередь, стимулирует его познавательную деятельность и осмысление образов и эмоций.

В наше время, когда маленький ребенок с огромным познавательным потенциалом и желанием открыть для себя мир рано сталкивается с компьютером, который для него становится совсем не виртуальной реальностью, возникает опасность, что весь коктейль бурлящих эмоций (в том числе негативных) будет выплеснут не на малышей в детском саду, не на учителя в школе (что само по себе плохо, но не в той степени опасно), а найдут выход в разного рода хакерской деятельности, включая создание компьютерных вирусов. При этом такая деятельность будет стимулироваться и подогреваться отрицательными, однако яркими по силе воздействия приступами наслаждения, полученными от разрушения чужого труда, - от "взлома" компьютеров частных лиц до разрушения компьютерных систем, на основе которых работают разные организации во всем мире.

Словом, складывающееся новое информационное общество (и в частности, сеть Интернет, сделавшая возможным получение огромного количества информации и осуществившая общение "on-line" людей, принадлежащих к разным культурам) предъявляет свои требования прежде всего к детям. В такой ситуации одним из главных условий успешного вхождения их в реальный мир является развитие способности эффективно обрабатывать символьную информацию. В частности, читая тексты, ребенок должен уметь не только и не столько проследить сюжетную линию, но и выявить причинно-следственные связи, провести аналогии, понять образы и метафорические конструкции, используемые автором текста, правильно понять оценочные суждения.

Проблема сближения культур в результате взаимодействия людей, принадлежащих к разным культурам, с помощью сети Интернет приводит нас еще раз к осмыслению одного из центральных положений лингвистической концепции члена-корреспондента Петербургской академии наук А. А. Потебни (1835-1891) о том, что понимание - это творческая работа слушающего: "но как в действительности пламя свечи не дробится, потому что в каждой из зажигаемых свечей воспламеняются свои газы, так и речь только возбуждает умственную деятельность понимающего, который, понимая, мыслит своею собственною мыслию".

Другими словами, занимаясь с детьми дома, тем более разрабатывая программы дошкольного и школьного образования, следует обратить особое внимание на необходимость развить у ребенка способность образно мыслить и выражать свои мысли так, чтобы его речь смогла возбудить в собеседнике собственные мысли. Это, в свою очередь, будет способствовать пониманию между людьми, так как дети научатся формулировать свои симпатии, антипатии, соображения с учетом концептуальной картины мира собеседника. Вспомним, прекрасная фея из сказки о деревянном мальчике, который научился говорить и ходить, объясняет ему: ты станешь настоящим человеком, только научившись думать. С другой стороны, великий итальянский художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи полагал, что портрет - это изображение человека и работы его ума.

Осознают ли подростки, живущие в информационном обществе и пользующиеся компьютером, необходимость развивать собственные способности обработки информации в то время как компьютеры могут обрабатывать ее мгновенно? Осознают ли ребята, что умение мыслить - высочайшая ценность, дарованная человеку, или считают, что компьютер, как шахматный партнер, непобедим, и следует лишь понять логику заложенной в него программы, восхищаясь способностью компьютера обрабатывать информацию?

Сравнивая звезды и фейерверки, дети говорили, что первые беспокоят нас, как неоформленные мысли в наших головах, а вторые - это искусственные звезды, которые созданы человеком, вдохновленным небесными светилами, т. е. воплощенная человеком мечта о звездах. Возможно, такое рассуждение позволит нам положительно ответить на вопрос и правильно расставить акценты в решении проблемы вхождения ребенка в новое информационное общество.

Чтобы использовать все преимущества компьютера и соответствовать требованиям компьютерного общества, не утратив собственную способность обрабатывать символьную информацию и творить, ученые и практики, работающие в области образования и компьютерных информационных технологий, широко делятся опытом использования электронных средств обучения и обсуждают вопрос о новой роли учителя в школе XXI в. и преподавателя в вузе. И в этом им поможет книга О. С. Фомичевой.


Кандидат философских наук М. А. МАНУИЛЬСКИЙ

Авторские права на статьи принадлежат их авторам
Проект компании Kocmi LTD