История

ПЕТЕРБУРГ В ШВЕЙЦАРИИ

В живописной Итальянской Швейцарии, среди деревьев, в окружении гор и озер, расположен маленький городок Мудзано. Жители этого райского уголка могут, не покидая его, посетить Санкт-Петербург. Дело в том, что в центре Мудзано находится уникальный дом, внутри которого стены расписаны фресками с видами северной Пальмиры.

Летом 1908 г. А. Н. Бенуа, талантливый русский художник, историк искусства, сотрудник музея Старого Петербурга, уехал в Итальянскую Швейцарию, чтобы "...отдохнуть от художественной суеты, пожить безмятежной созерцательной жизнью и в ласковой природе на три месяца забыть о театрах, музеях, выставках". Но получилось иначе: автор многотомной "Истории русского искусства" И. Э. Грабарь (впоследствии академик) попросил его кое-что уточнить в Швейцарии для этого издания. В результате художник оказался в местах, которые были подлинными "рассадниками искусства". Здесь на протяжении нескольких столетий формировались династии выдающихся архитекторов, скульпторов, живописцев, каменных дел мастеров, творивших в Италии, Франции, Германии, Англии и Польше.

Александр Николаевич собирал сведения о тех из них, кто работал в России в XVIII-XIX вв., с особенным вниманием относился к материалам по застройке Москвы, Петербурга. В семейных архивах, частных художественных коллекциях он знакомился с документами, составлял списки просмотренного, писал научные комментарии, аннотировал чертежи, расшифровывал подписи (на обороте многих листов сохранились его пометы).

В дальнейшем историк искусств еще несколько раз посетил полюбившуюся ему Итальянскую Швейцарию. Чарующие голубые озера в окружении высоких заснеженных гор - все было незабываемым. "И после каждой такой поездки я возвращался с записной книжкой, полной заметок, и чемоданом, полным музейных каталогов, с бесчисленными фотографиями... Немало фотографий понаснимал я и сам, причем так наловчился это производить, пользуясь очень скромным, примитивным аппаратом, что некоторой части своих снимков я мог затем дать место в своей роскошно издававшейся "Истории живописи", которая стала выходить выпусками с 1911 г.".

Особое впечатление на Бенуа произвело посещение дома скульптора- декоратора Доменико Феличе Ламони (1745 - 1830) в городке Мудзано, прожившего в Петербурге 20 лет. Мастер вернулся на родину в 1792 г., построил по собственному проекту дом, украсил его тончайшими лепными рельефами и фресками. В память о городе на Неве, где прошли годы его творческого подъема, на стенах своего дома он запечатлел пейзажи северной Пальмиры.

Потомки скульптора гостеприимно встретили русского искусствоведа, показали ему дом, коллекцию рисунков прадеда, два из них ("Вид на Неву и Стрелку Васильевского острова" и "Вид на Неву и Петропавловскую крепость") подарили Бенуа. Впоследствии он передал их в Эрмитаж. Александр Николаевич также приобрел у них произведения С. Торелли - неоконченное полотно "Екатерина II в образе Минервы" и "Портрет двух дочерей Ламони" (в настоящее время они находятся в Русском музее). Таким образом, благодаря путешествию Бенуа музеи Петербурга обогатились уникальными материалами: чертежами, городскими пейзажами, видами загородных дворцов и парков.

Ламони привез из России работы не только собственные, но и своих соотечественников - гениальных итальянцев. Среди них Бенуа определил чертежи архитектора А. Ринальди, с 1751 по 1794 г. работавшего в Петербурге (лестница Мраморного дворца), В. Бренна, трудившегося в России с 1783 по 1802 г. (печь для зала Войны в Павловске). Их, а также 15 рисунков Ламони Бенуа приобрел для князя В. Н. Аргутинского-Долгорукова, который в 1912 г. преподнес их в дар музею Старого Петербурга, основанного в 1907 г.

Тогда стремление сохранить культуру своего города, отраженную в архитектурной и видовой графике, предметах быта и декоративно-прикладного искусства, объединило творческую интеллигенцию, историков искусства, меценатов и любителей. Они изучали архивы и частные коллекции в России, привозили чертежи и документы из Европы, устраивали выставки, привлекая внимание публики к изучению и сохранению культурного наследия во всем его многообразии.

В 1992 г. Государственный музей истории Санкт-Петербурга обратился к нынешнему владельцу дома Ламони - архитектору Б. Антонини с просьбой рассказать о нем (к тому времени мы узнали, что этот дом включен в официальный список исторических памятников Швейцарии). Весной 2000 г. вместе со швейцарскими коллегами мы посетили дом Ламони. Антонини бережно хранят коллекцию чертежей и гравюр, инструменты, которыми пользовались в семье Ламони (кстати, сын декоратора, архитектор Дж. Б. Альберто, тоже работал в России, в Пскове, и в запасниках нашего музея хранится исполненный им проект церкви в классическом стиле). Но больше всего нас поразило великолепное состояние старого дома и его уникальных интерьеров.

Трехэтажное каменное здание за строгой чугунной оградой расположено в центре Мудзано. Вдоль главного фасада со стороны небольшого внутреннего дворика проходит открытая галерея первого этажа с входом в парадный вестибюль. На каменном полу, в круге, - мозаичный герб рода Ламони, а справа от входа, на постаменте в виде ионической колонны установлен гипсовый бюст Д. Ф. Ламони. Он исполнен в традиции римского портрета: высокий лоб, крупные выразительные черты немолодого лица, плечи задрапированы тканью.

В вестибюле - богато декорированный рельефными композициями из искусственного мрамора камин. Великолепно выполнены мастером лепное убранство и фрески второго этажа. "Отделка спальни в собственном доме и несколько других скульптур там же, хотя и исполнены без особой тщательности, однако пленяют своей фацией и виртуозностью", - писал А. Н. Бенуа.

Скульптурный декор дома напоминает работы мастера в великокняжеских дворцах в пригородах Петербурга. Тончайшие рельефы в виде аллегорических сцен и орнаментальных композиций украшают десюдепорты (панно, расположенные над дверями) и камины. В оформлении стен, декорированных пилястрами, применен и искусственный мрамор различных оттенков. Для лепного убранства характерно стилистическое единство, чувство меры, точно найденное масштабное соотношение плоскости стен и рельефов.

Десюдепорты в светлой, просторной гостиной второго этажа выполнены в технике фрески. Это виды Петербурга 1770 - 1780-х годов: "Большой театр", "Петровская площадь", "Петропавловская крепость". К двум последним сюжетам есть аналогичные по композиции акварели Ламони, хранящиеся в нашем музее, а выполненный им рисунок Петропавловской крепости находится в Эрмитаже.

Изображения уникальны с иконографической точки зрения: здание петербургского Большого театра, возведенное по проекту А, Ринальди, не сохранилось: в 1802 г. началась его перестройка по проекту приехавшего из Франции архитектора Ж. Тома де Томона. Таким образом, первый Большой театр Петербурга увековечен на рисунке и на стенах дома Ламони. На фреске по сравнению с акварелью расширено пространство Театральной (Карусельной) площади, все выглядит более грандиозно - и театр, и парусники, плывущие по Крюкову каналу. В пейзаже с Петропавловской крепостью на переднем плане изображена набережная с прогуливающейся публикой, разводной пролет Иоанновского моста, а далее силуэт Петропавловского собора и перспектива Дворцовой набережной.

Фреска "Сенатская площадь" расположена симметрично над другой дверью по той же стене. И в этом пейзаже можно увидеть множество ценных деталей облика старого Петербурга. На переднем плане - канал с переброшенным через него мостом, старый Исаакиевский собор (архитектор А. Ринальди), конный памятник Петру I и противоположный берег Невы - здание Академии художеств, дворец князя А. Д. Меншикова на Васильевском острове.

В 1780-е годы, когда Ламони работал под руководством выходца из Шотландии архитектора Ч. Камерона, вместе с ним над лепным декором Павловского дворца трудился А. Бернарскони, родом из Итальянской Швейцарии. Они выполнили медальоны и орнаментальный рельеф на главном фасаде здания, лепку в интерьерах: медальоны со знаками Зодиака в египетском вестибюле, спальне, парадной столовой, туалетной комнате, ковровом кабинете и бильярдной (великолепное лепное убранство, погубленное во время фашистской оккупации в годы второй мировой войны, было восстановлено при реставрационных работах в 1950- 1960-е годы).

Иная грань творческого наследия мастера - эскизы и рисунки, составившие его графическую коллекцию. Это виды Петербурга, Павловска, Гатчины, исполненные пером, тушью, акварелью. Ламони прекрасно владел техникой перового рисунка - динамичные композиции выполнены легким энергичным штрихом. Он любил сочетать черную тушь и сепию, что придавало живописность его графике. Умело построенные архитектурные перспективы отражают грандиозный масштаб городского пространства и в то же время скульптурный декор зданий.

Характерная особенность рисунков пером Ламони - экспрессия в изображении стаффажа*: скачущие всадники в широкополых шляпах и развевающихся плащах, матросы, взбирающиеся на мачты парусников, стремительно летящие экипажи. Архитектурные композиции его рисунков напоминают задники театральных декораций, на фоне которых разворачивается спектакль. Полные движения и обаяния натурных зарисовок, они по своему мастерству приближаются к блестящей графике его великих современников - Дж. Кваренги и П. Гонзаго. Яркий тому пример - рисунок Ламони "Вид Невского проспекта" 1780-х годов. На нем запечатлен центр несохранившегося до наших дней Петербурга: особняк генерала А. Вильбоа, построенный архитектором Б. Растрелли в конце 50-х - начале 60-х годов XVIII в., первый каменный мост через Екатерининский канал, сооруженный инженером генералом И. Голенищевым-Кутузовым (отцом выдающего русского полководца М. И. Кутузова) в 1766 г. Рисовал же все это Ламони с колокольни церкви Рождества Богородицы, полностью разобранной при строительстве Казанского собора.

Чрезвычайный интерес представляет изображение дворца графа ГГ. Орлова в Гатчине, построенного по проекту А. Ринальди. Позднее В. Бренна перестроил его для великого князя Павла Петровича, поэтому рисунок Ламони - редчайшее изображение сооружения до этого события.

Пейзажи Павловска (гуашь и акварели 1780-х годов), созданные Ламони в период строительства данного дворцово-паркового комплекса, проникнуты поэзией и очарованием этих живописных мест. Художник запечатлел долину реки Славянки, дворец, парковые павильоны - Храм дружбы и Памятник родителям, из городских сооружений - Мариентальский госпиталь, возведенный по проекту Дж. Кваренги.

В заключение следует отметить: роль Ламони в создании лепного убранства великокняжеских дворцов не оценена в должной мере современными исследователями. Он развивал в России традиции итальянской школы в обработке искусственного мрамора - стукко (от итал. stoucco), которая стала характерной особенностью декора в архитектуре русского классицизма.

Дальнейшая совместная работа российских и швейцарских исследователей по изучению творческого наследия архитекторов и скульпторов из Итальянской Швейцарии, работавших в России, позволит выявить новые материалы в творческой биографии Доменико Феличе Ламони.

* В пейзажной живописи небольшие фигуры людей и животных.


Г. Б. ВАСИЛЬЕВА, ведущий научный сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга

Авторские права на статьи принадлежат их авторам
Проект компании Kocmi LTD