Археология
ОБРАЗ ЦАРЯ БОГОВ НА ДАМСКОЙ ЗАСТЕЖКЕ

Балтийская экспедиция Института археологии РАН вот уже четвертый десяток лет работает в Калининградской области. Цель ее - завершить исследования погребений эпохи викингов, расположенных в лесу, именуемом Кауп (в далекие времена так называли ярмарку, торжище). То же имя носит и поселение, некогда раскинувшееся здесь и ставшее историческим памятником. Сегодня его изучают отечественные ученые и представители Археологического земельного музея из замка Готторф (Германия, земля Шлезвиг-Гольштейн) под руководством Тимо Ибсена.
Совместные находки интересны и свидетельствуют о бурной деятельности наших предков, кипевшей на большой территории в X-XII вв. Как установили исследователи, они контролировали торговые операции, проходившие в окрестностях пролива Брокист (невдалеке от современного курортного городка Зеленоградск Калининградской области). Их ладьи бороздили и воды Куршского залива, переправляя по нему в северные края прусский янтарь, русскую пушнину, арабские серебряные монеты, византийские предметы роскоши. В обмен на эти товары в земли Балтии и Руси поступали изделия скандинавских мастеров, среди которых особо ценились мечи с рукоятками, обрамленными золотом и драгоценными камнями, предметы вооружения и конской упряжи, мужские аксессуары и женские украшения*. Последние отличались сложнейшими конструкциями и по изготовлению представляли собой овальные фибулы (металлические застежки для одежды), напоминающие панцири черепах. В те далекие времена их использовали прежде всего модницы различных племен и народностей Восточной Европы, а бусины и гривны - женщины Руси. Овальные же (черепаховидные) фибулы являлись специфической деталью убора лишь белокурых жительниц Севера, а россиянки домонгольского периода долгое время не могли найти им применения.
Ранняя (справа) и поздняя (слева) фибулы из кургана К140а.
Эмблема археологических раскопок на Каупе (вверху) и изменение маски Одина на овальных фибулах IX-X вв. (слева направо).
Эти украшения изготавливали из бронзы (реже из серебра), ими женщины на плечах скрепляли бретели платья. Как уже говорилось, в эпоху викингов такие наряды были прерогативой скандинавок, к тому же - только при достижении ими высокого социального статуса и права руководить жизнью дома, усадьбы и семьи. Подобная одежда лишь через многие века (правда, уже без фибул) стала популярной и у россиянок, ее называли "сарафаном".
Археологи неоднократно встречались с разного рода украшениями аналогичного типа при раскопках в лесу Кауп. Однако последняя находка здесь в 2007 г. удивила многих исследователей, долгие годы трудившихся под дождливым балтийским небом. Невдалеке от одного из скромных погребений (курган К140а) аспирант Института археологии РАН Евгений Тюрин обнаружил пару редких по красоте и неплохо сохранившихся фибул в виде булавок к женским платьям IX - начала X в. По-видимому, при захоронении их положили в качестве дара в могилу. На каждом изделии руками неизвестных мастеров изображены хитросплетения узоров, напоминающие микроскопические модели неких таинственных культовых сооружений.
Но, пожалуй, самым интересным на этих застежках для нас было начертание двух симметрично расположенных масок, изображающих лицо бородатого мужчины с длинными усами и остроконечной бородой, завязанной узлом. Над маской вздымалась пара птичьих головок. Такое начертание, согласно мифологическим и поэтическим канонам эпохи викингов, могло быть присуще лишь одному персонажу - царю богов Севера Одину (в древнегерманском толковании - Водан). Изображение его как главного носителя магической силы всегда сопровождали два ворона - Хугин и Мунин ("Думающий" и "Знающий"). По преданию, они приносили своему владыке вести из разных концов подвластного ему Круга Земного (обитаемого мира). Царь богов в северных сказаниях имел множество имен. Одно из них - Гримнир ("Скрывающийся под маской"). И это не случайно. Ведь Один любил бродить неузнанным, менять свое обличие, становясь таким образом неуловимым для врагов и одновременно всесильным.
Удалось понять и объяснить также парность масок царя богов, симметрично расположенных на фибуле. Известно, что он имел мистических заместителей. Это отражало двойственность власти у скандинавов: верховные жрецы всегда возвышались над членами родовых и дружинных коллективов. Споры между ними шли постоянно. При неблагоприятной ситуации (в неурожайные годы, после неудачного сражения или во время эпидемий) северяне приносили в жертву своих вождей. Вот почему Одина в мифах сменяет то Митотин, то Вили и Be, то Улль...
Царь богов Один вновь несется на восьминогом коне Слейпнире в сопровождении воронов Хугина и Мунина на деревянном барельефе современного скандинавского резчика.
Наличие пары масок царя богов на фибуле, найденной в погребении в лесу Кауп, можно воспринимать и как оберег вождя. Но, по-видимому, это украшение создавали в более поздние века (мастеру не удалось достаточно четко передать черты Одина) и оно превратилось в декоративную виньетку.
Со временем в Балтии и Скандинавии совсем забыли каноны изображения ликов верховных жрецов на фибулах, так как в Европе повсюду распространилось христианство. С победой его владыки молодых балтийских и скандинавских государств - конунги - жестоко расправились с вольными купцами и викингами. Постепенно уходит и эпоха древних культов. Однако скрытые под землей, они по-прежнему сохраняются величественными напоминаниями о длившейся веками самобытной культуре древних народов и возвращаются их потомкам в результате кропотливой работы археологов.
Иллюстрации предоставлены автором
* См.: В. Кулаков. Викинги - завоеватели Балтии. - Наука в России, 2005, N 4; он же: Реновация памятников. - Наука в России, 2006, N 5; он же: Золотые реликвии Балтии. - Наука в России, 2007, N 4.
Доктор исторических наук Владимир КУЛАКОВ, Институт археологии РАН