Выдающиеся люди

ОБИТЕЛЬ НАУКИ И ИСКУССТВА ГРАФА УВАРОВА

В 140 км к западу от Москвы, почти на самой границе Московской и Смоленской областей, на живописном берегу реки Иночи находится замечательный уголок - Поречье, бывшее имение президента Петербургской АН и министра народного просвещения России графа С. С. Уварова. В 40-х годах XIX в. оно стало культурным центром, куда стремились ученые, писатели, публицисты со всей страны. Уникальная библиотека, замечательный художественный музей и богатейшая археологическая коллекция, огромный парк и оранжерея с экзотическими растениями, помимо эстетической, имели научную ценность.

Сергей Семенович Уваров родился в 1786 г. в Санкт-Петербурге. Его отец - подполковник, флигель-адъютант Екатерины II С. Ф. Уваров, мать - воспитанница Смольного института Дарья Ивановна. Получив блестящее домашнее образование, он продолжил учебу во Франции и Германии. Способный молодой человек в совершенстве овладел языками этих стран, изучил их культуру, писал стихи по-французски и прозу по-немецки. Кроме того, хорошо знал античную культуру. Обучаясь в Геттингенском университете, познакомился со многими учеными, с некоторыми впоследствии переписывался. Был поклонником великого немецкого поэта И. В. Гете, с которым ему посчастливилось встречаться.

Трудовая деятельность Уварова началась в 1801 г. в Министерстве иностранных дел, затем он служил в посольствах при Венском и Версальском дворах. Но вскоре по семейным обстоятельствам его дипломатическая карьера прервалась, и Сергей Семенович вернулся на родину. А в 1811 г. поступил на службу в Министерство народного просвещения и был назначен попечителем Санкт- Петербургского учебного округа. В это время он писал и публиковал труды по античности, участвовал в общественной жизни; его избрали почетным членом Петербургской АН. В 1815 г. он становится одним из организаторов некогда знаменитого литературного общества "Арзамас", объединившего талантливых молодых людей, любивших родной язык, литературу и историю. Его членами были великий поэт А. С. Пушкин, а также В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков и П. А. Вяземский, видный государственный деятель Д. Н. Блудов, директор Санкт-Петербургского университета Д. А. Кавелин, дипломат Д. П. Северин и другие.

В 1818 г. тридцатилетнего Уварова назначают президентом Петербургской АН, он оставался им до конца своих дней - содействовал расширению ее деятельности, преобразовал старую структуру, увеличил финансирование и число академиков, основал Пулковскую обсерваторию, организовал ряд научных экспедиций. В 1822 г. по его инициативе создали кафедру восточных языков при АН и столичном университете; в 1823 г. открыли Ecole Orientale (Восточную школу) при Министерстве иностранных дел.

В начале 1832 г., т.е. через 7 лет после вступления на престол императора Николая I, Уваров стал помощником министра народного просвещения, а в 1833 г. - министром. Его 16-летнее управление заняло видное место в истории просвещения страны. При нем было открыто более 700 училищ, много музеев, ботанических садов, обсерваторий, физических кабинетов, библиотек, ученых обществ; основан университет в Киеве; возобновлена традиция посылать молодых ученых за границу; введено классическое образование и положено начало реальному; видоизменены уставы гимназий и университетов; в 1834 г. учреждена постоянная Археологическая комиссия.

1 июля 1846 г. именным указом Николая I Сергей Семенович был возведен в потомственное графское достоинство, и с той поры его герб украшал девиз: "Православие, самодержавие, народность".

Не согласный с крутыми мерами правительства, принятыми под влиянием европейских революционных событий 1848 г., граф покинул пост министра осенью 1849 г., но оставался президентом Петербургской АН, хотя, выйдя в отставку, почти безвыездно жил в Москве или в Поречье, до 1917 г. одном из крупнейших усадебных комплексов дальнего Подмосковья.

Здесь, в "обители науки и искусства" собиралось блестящее общество ученых, поэтов, художников. Традиционными стали ежегодные "Академические беседы" - своеобразные научные конференции. Историк и археолог, академик М. П. Погодин, например, сделал доклад "О периоде самозванцев", педагог и литератор, академик И. И. Давыдов - "О прекрасном" и "О связи психологии с физиологией", художник СИ. Хазаров - "О применении в архитектуре общих эстетических законов", профессор Московского университета, историк Т. Н. Грановский - "О переходных эпохах в истории человечества", астроном и математик, академик Д. М. Перевощиков - "О собственном движении солнечной системы"...

Для размещения музейных коллекций и библиотеки граф построил двухэтажный каменный дом в классическом стиле, но без традиционной анфилады комнат, многочисленных гостиных и бального зала. Проект принадлежал известному итальянскому архитектору Д. Жилярди. Венчал постройку полностью застекленный бельведер - световой фонарь над центральным музейным залом.

Перенесемся в XIX в. и совершим экскурсию по уникальному музею. От главного входа на второй этаж вела парадная лестница, украшенная 17 мраморными фигурами и двумя барельефами итальянской работы. Слева от нее - залы первого этажа. В большой гостиной радовал глаз Вакх с Ариадной и танцующие нимфы школы итальянского скульптора А. Кановы (1752 - 1822). На стенах -превосходные виды Афин, Рима, Иерусалима и Константинополя, а также живописная Венеция работы итальянца Б. Каналетто (1720 - 1780), несколько копий с картин немецкого живописца и графика А. Кауфмана (1741 - 1807) и других. Отсюда был выход на южное парковое крыльцо, украшенное превосходными мраморными кентаврами.

В малой гостиной - портрет Елизаветы I, выполненный англичанином Д. Дау (1781 - 1829), пейзажи итальянца А. Локателли (1660/65 - 1741), четыре вида Дерпта (ныне - город Тарту, Эстония), картины живописца В. И. Якоби (1834 - 1902), исполненные методом гальванопластики.

В кабинете графа, занимавшем юго-западный угол здания, размещалась коллекция гравюр. Среди них эстамп английского живописца В. Мюллера (1812 - 1845) с "Мадонны" Рафаэля, портрет французского маршала графа А. Гаркура (1601 - 1666) работы знаменитого французского мастера художественного гравирования А. Массона (1636 - 1700). Особую ценность представлял мраморный бюст иностранного почетного члена Петербургской АН Б. Франклина (1706 - 1790) знаменитого французского скульптора Ж.-А. Гудона (1741 - 1828).

Бильярдную украшали фамильные портреты, столовую - императоров Николая I, Петра I, Елизаветы Петровны, а также поэтов: иностранного почетного члена Петербургской АН И. В. Гете и действительного члена Петербургской АН В. А. Жуковского. Здесь же подлинные рисунки великих мастеров: итальянцев Рафаэля (1483 - 1520), Гверчино (1591 - 1666), Пьетро да Кортона (1596 - 1669), фламандца Рубенса (1577 - 1640).

Библиотека располагалась в двух комнатах на втором этаже. Ее просторный зал, освещенный верхним дневным светом, украшали девять мраморных бюстов; он соединялся арками с центральным античным залом. Между ними - большие египетские мраморные кариатиды, посреди - итальянская копия XVIII в. Венеры Медичейской в величину подлинника. Здесь же на стене были укреплены две бронзовые доски. На одной - географические координаты села Поречья, вычисленные Д. М. Перевощиковым 27 августа 1846 г., а на другой - наклонение магнитной стрелки в Поречье в день 60-летия графа.

Гигантские своды, круглый стеклянный купол с льющимся дневным светом, тропические растения в кадках и прекрасные белоснежные мраморные скульптуры - далеко не все, что придавало центральному залу библиотеки красоту и торжественность. В середине стоял уникальный памятник древнеримского искусства II в. - овальная Альтемпская урна, на барельефе которой изображено празднество бога вина и веселья - Вакха (Диониса). В XVIII в. она украшала палаццо Альтемпс в Риме, в 1843 г. С. С. Уваров вывез ее из Италии.

Здесь находились также две колоссальные фигуры итальянского скульптора К. Финелли (1782 - 1853): Цереры, держащей на руке молодого Язона, и Минервы. Резцу того же ваятеля принадлежали и две группы нимф у боковых стен зала, а по углам тоже нимфы, но другого итальянца - Л. Бартолини (1777 - 1850), и у каждой в руке - бронзовая люстра. В этом зале великолепные копии Аполлона и Венеры, Эвтиноя и Ахилла, Ариадны, Аякса, Гомера и Вакханки, а также 6 огромных бюстов великих мастеров Возрождения: Макиавелли, Данте, Рафаэля, Микеланджело, Ариосто и Тассо, заказанные владельцем в Риме скульптору Сантарелли.

В следующем зале были собраны бронзовые фигуры различных школ и времен. Среди них превосходные произведения фландрского скульптора XVI в. Дж. Болонья (1524 - 1608). Рядом - подлинная мраморная античная скульптура Юноны и две большие вазы из порфира. Особого внимания заслуживали редкости, обнаруженные в развалинах древнего города Этрурии в 1843 г., - большая бронзовая ваза (до этих находок считалось, что этруски использовали только глину) и несколько других предметов, выполненных из бронзы и чугуна.

Нельзя было не восхититься небольшой венецианской вазой из слоновой кости изумительной работы и несколькими образцами древнего венецианского искусства разноцветных стекол. В шкафах - множество изделий из бронзы древней и новой итальянской школ. В середине возвышалась великолепная высотой 3 м малахитовая ваза на подножии.

В шкафах кабинета Уварова хранились редчайшие экземпляры старинных типографских книг. Среди них - первое издание Илиады и Одиссеи, напечатанное в 1488 г. во Флоренции. А рядом - две огромные фарфоровые вазы, подаренные хозяину Поречья императором Николаем I; уникальная мозаика, выполненная художниками, творившими в церкви св. Петра в Риме; шесть бронзовых фигур великих итальянцев, отлитых в Мюнхене баварским скульптором Л. М. Шванталером (1802 - 1848); древняя бронзовая голова Юпитера и мраморный бюст одного из владельцев этого имения - последнего гетмана Украины и президента Петербургской АН, графа К. Г. Разумовского (1728 - 1803) - французского скульптора Ж. Б. Пигаля (1714 - 1785).

С небольшого балкона кабинета открывался прекрасный пейзаж. От южного фасада дворца - главная видовая перспектива. Панораму дополняли две пихты, напоминающие силуэтами итальянские кипарисы. А у подножия склона красовался фонтан "Тритон" (проект архитектора А. П. Попова, 1827 - 1887) - точная копия фонтана Барберини в Риме, выполненная по заказу Уварова в Берлине.

Местный парк - выдающееся произведение ландшафтного искусства - обладал уникальным разнообразием ботанических видов. Обустройство его началось до Сергея Семеновича, а окончательно формировал уже сын - А. С. Уваров.

Беседки и статуи были установлены сообразно с местностью, вдоль троп расставлены скамейки. Живописные композиции деревьев поражали разнообразием. Главное же украшение парка - вода: обширная гладь зеркальной поверхности пруда и серебристая лента петляющей речки Иночи.

На севере и востоке парк отделялся от прилегающей равнины валами, рвами и живыми изгородями, а частично - железной решеткой и каменной стеной.

От дворца пролегали три прогулочных маршрута. На юго-востоке под сенью деревьев - изящная столовая беседка из дерева и чугуна. Мимо нее тянулась липовая аллея к высокому холму, на котором в 1837 г. возвели парковый павильон в классическом стиле. По преданию, его построили специально к приезду близкого друга семьи Уваровых В. А. Жуковского, и он является точной копией родного дома поэта в Белеве Тульской губернии.

От павильона дорожка через арочный мост вела к следующему холму, где возвышался памятник В. А. Жуковскому, возведенный по проекту архитектора А. П. Брюллова (1798 - 1877). Это - усеченная колонна из темного пиренейского мрамора с желтыми прожилками, установленная на гранитном пьедестале. На ней - бронзовая лира. Памятник был обнесен невысокой чугунной оградой.

Самый красивый уголок парка - "Святой источник": у подножия холма бил студеный родник. Здесь же соорудили грот, украшенный фреской Спаса Нерукотворного (копия с византийской). Перед ним - бассейн и мраморные скамьи, а над гротом - пергола с колоннадой, увитая вьющимися растениями.

Наибольшая протяженность парка на запад - вверх по течению речки. Слева от дорожки - большой пруд с двумя маленькими островками, а впереди обширная долина с высокими стенами хвойного леса.

Минуя пруд, старый ельник и полуостров, можно было попасть к зверинцу, расположенному за речкой. А на краю крутого обрыва Иночи взметнулись вверх легкие стройные колонны летнего павильона.

В западной части парка произрастали все виды хвойных деревьев, выдерживающих подмосковные зимы. Любопытный экземпляр ели нашел А. С. Уваров в местных лесах. Она отличалась от обычной шишками и совершенно необычной формой кроны. Ее здоровые сучья почти не имеют боковых ветвей, причем сильно вытягиваются и свешиваются вниз. Ель пересадили в парк уже восьмиметровым деревом. Потомки ее и сейчас украшают парк. Впоследствии эта разновидность стала называться "ель обыкновенная формы Уварова".

В 1850-х годах граф С. С. Уваров пригласил на должность главного садовника высококлассного специалиста - профессора ботаники Оксфордского университета Э. А. Тительбаха, который описал все насаждения парка. По его словам, особенное украшение составляли грандиозные экземпляры дуба и сосен с диаметром ствола более 1 м и несколько меньшие лип, ильмов, серебристых тополей, ив, осин и берез. Он также указал виды, переносившие суровые зимы: пихта, лиственница, каштан, клен татарский, тополь, ольха (в том числе с разрезными листьями), сосна горная и т.д. Из кустарников: дикий виноград, курильский чай, клематис, барбарис и бересклет, караганы древовидная и кустарниковая, несколько видов боярышника и многое другое.

Цветы профессор разводил многочисленными группами, например, осенью 1862 г. по газонам высадили 14 000 луковиц гиацинтов, тюльпанов, крокусов и прочих, особо выделил сирень. Из многолетних травянистых растений упомянуты разновидности флоксов, ирисы, колокольчик карпатский, люпин, купальница, дельфиниумы и пионы, ландыш, анемон, лилия - всего не перечислить.

Любопытно, что большинство растений, высаженных здесь в середине XIX в., успешно акклиматизировались. Некоторые редкие виды в Подмосковье произрастают только в Поречье, и все они занесены в Красную книгу.

Строил Э. А. Тительбах и оранжереи. Одна из них, сооруженная в 1855 г. по плану уже А. С. Уварова, ныне даже в полуразрушенном состоянии поражает грандиозностью и красотой архитектуры - протяженность около 160 м. Южная часть имела стеклянные крышу и стены, ее окаймляла широкая дерновая терраса. В центре находился зимний сад высотой более 17 м. В середине XIX в. он представлял собой феерическое зрелище. Стеклянную седлообразную крышу поддерживали 8 красивых чугунных колонн. Они расположены в два ряда, их верхние части украшены ажурными железными кругами, на которых помещали горшки с цветущими растениями, что создавало впечатление больших висячих клумб. К этим цветникам можно было подойти по изящным мостикам, перекинутым от небольшой галереи.

В зимнем саду содержали самые крепкие, старые экземпляры редких растений. Особенно ценные - магнолия крупноцветковая с большими, белыми, душистыми цветами; лавр бразильский; клетра древовидная; мирты; эдвардсия крупноцветковая с великолепными золотистыми цветами; тисе ягодный; таксодиум; питтоспорум и многие другие. Их высота достигала 6 - 9 м. Края групп высоких растений окаймляли более низкие: аукуба, рододендроны, вечнозеленая калина. Великолепным украшением были три араукарии от 5 до 8 м.

В западном отделении оранжереи была собрана коллекция австралийских растений. Среди них эвкалипт, различные акации, верески, криптомерии. В следующем строении выращивали камелии, рододендроны, араукарии различных сортов, а также гигантские бананы, большие кофейные деревья, фикусы, герберы, кротоны и иные тропические растения. Особенно выделялась исполинская агава, которая при высоте 3,5 м имела окружность кроны 13 м и около 90 больших листьев. Тительбах подчеркивал, что это был величайший экземпляр в Европе.

С востока к зимнему саду примыкала пальмовая оранжерея, где были собраны главные ее виды. Здесь находился маленький пруд с фонтанами, в котором среди водных растений жили черепахи, рыбы и саламандры. Следующее отделение предназначалось для выращивания роз и фуксий, последнее отводилось под виноградник.

В усадьбе служил и другой замечательный специалист - К. Ф. Тюрмер. Приглашенный из Германии, он после смерти графа стал главным лесничим. Высаженные им элитные леса по красоте и уникальности не уступали парку. Он ориентировал хозяйство на создание высокоствольных хвойных насаждений. Тюрмер регулярно публиковал статьи об искусственном лесоразведении и был активным членом Московского отделения Лесного общества, членом- сотрудником Императорского Вольного Экономического общества. За большие заслуги он был награжден многочисленными золотыми и серебряными медалями, в том числе и большой золотой медалью в память отечественного лесовода, агронома и писателя Ф. Х. Майера (1783 - 1860).

Президент Петербургской АН граф С. С. Уваров скончался в Москве 4 сентября 1855 г. Поречье перешло по наследству к его сыну - графу Алексею Сергеевичу (1825 - 1884), археологу, члену-корреспонденту, затем почетному члену Петербургской АН. В настоящее время в бывшем имении Уваровых, являвшемся некогда "обителью науки и искусства", располагается санаторий.

К сожалению, и Поречье постигла участь большинства усадеб России. После февральской революции 1917 г. его разграбили. Узнав об этом, вдова графа А. С. Уварова Прасковья Сергеевна немедленно занялась отправкой в Москву семейного архива, библиотеки древних рукописей (3200 томов), коллекции русских древностей и античного мрамора, а также семейных портретов и большой части картин.

В ноябре 1917 г. в Москве ученые организовали Объединенный комитет по охране собраний и памятников искусства и старины, задачей которого было сохранить памятники прошлого "от возможных покушений на их целость со стороны некультурных элементов". В том числе, президиум Московского совета организовал группу специалистов и наделил их большими полномочиями "ввиду исключительной художественной и научной ценности собрания Уваровых..., потеря которого была бы непоправимой утратой для европейской науки". В сложных условиях весны 1918 г. оставшиеся ценности из Поречья вывезли, в том числе библиотеку, насчитывавшую 100 тыс. томов, и древнеримский саркофаг.

Осенью 1927 г. Наркомпрос вместо предполагаемого Дома русских ученых организовал в усадьбе колонию для беспризорников, а в 1928 г. по инициативе Н. К. Крупской здесь открыли "Детский городок им. В. И. Ленина".

Что касается парка с уникальной и редчайшей коллекцией оранжерейных растений, то они благодаря усилиям садовников сохранялись до Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.). Летом 1929 г. исследовательско-опытная часть садово-паркового подотдела Московского коммунального хозяйства приступила к планомерному изучению садов и парков столицы и бывшей Московской губернии. К работе привлекли почвоведов, энтомологов, фитопатологов и других специалистов. Поречье обследовал дендролог С. Д. Георгиевский. Его отчет опубликован в 1931 г. в "Трудах по прикладной ботанике, генетике и селекции", выпущенных Всероссийским институтом прикладной ботаники и новых культур (под руководством академика АН СССР Н. И. Вавилова). Он подробно описал парк и питомник, все виды деревьев и кустарников, произраставших там.

В начале войны детский дом эвакуировали на Урал и вывезли часть растений из оранжереи в Ботанический сад Москвы. В октябре 1941 г. Поречье уже было оккупировано немецко-фашистскими захватчиками. Село осталось в стороне от крупных сражений, но разрушения его не миновали. Сильно пострадала оранжерея: погибли все оставшиеся вековые уникальные растения. От главного дома остались одни стены.

В 1942 г. после отступления фашистов в Поречье появились беженцы из Белоруссии. Им нужно было обустраиваться, и бесследно исчезало то, что еще сохранилось. Некоторое время в северных постройках оранжереи размещался госпиталь. После войны в усадьбу вернулся эвакуированный детдом. Питомцев разместили в отремонтированном западном флигеле, а сотрудники жили в развалинах оранжереи.

В 1958 - 1959 гг. по заданию отдела культуры Мособлисполкома проводили инвентаризацию памятников архитектуры Московской области. Усадьбу Уваровых объявили памятником культуры XIX в. федерального значения и взяли под государственную охрану. В 1968 г. ее арендовало Министерство электронной промышленности СССР с целью приспособить под дом отдыха.

Исследовательские и проектные работы по восстановлению фасадов и малых форм дворцового ансамбля осуществили Московские областные научно- производственные реставрационные мастерские. Они провели фотофиксацию, обмеры, архивные изыскания. От восточного флигеля остались только несущие стены. Центральная часть дворца полностью обрушилась, сохранились лишь своды шести южных залов. Из интерьеров уцелел один обгоревший зал первого этажа с выходом на южную террасу. Его удалось восстановить по остаткам лепного декора и фрагментам сохранившейся покраски.

С середины 1980-х годов предприняли большую программу комплексных научно-исследовательских, проектных и реставрационно-ремонтных работ. В начале 2000 г. началась реставрация и частичная реконструкция всей усадьбы. В соответствии с проектами на первом этапе сделали капитальный ремонт восточного и западного флигелей. Учитывая особую историко-культурную и ботаническую ценность парка, разработали проект его восстановления с предварительными натурными и архивно-библиографическими исследованиями. Эти работы выполнил в 2002 - 2003 гг. Центр традиционной русской культуры "Преображенское" (Москва). Сейчас осуществляют посадки, убирают валеж, проводят санитарные и реставрационные рубки, удаляют сорную растительность, восстанавливают пешеходные дорожки и разбивают плодовый сад. Следующий этап комплексного восстановления усадьбы - воссоздание плотины и пруда - намечен на 2004 г.


О. А. ДРОБНИЧ, ландшафтный архитектор, Центр традиционной русской культуры "Преображенское" (Москва)

Авторские права на статьи принадлежат их авторам
Проект компании Kocmi LTD