Архитектура

Неподвластные времени

Зодчество, означавшее первоначально строительство исключительно из камня (само слово происходит от древнерусского "здо" глина, основное сырье для изготовления кирпича), насчитывает на нашей земле более 1100 лет.

Исследуя его сохранившиеся образцы, можно проследить во времени стилистические изменения, технические новации, познакомиться с творческими методами, высокими эстетическими принципами, исканиями и находками старых мастеров, бессмертными национальными традициями.

Сначала из камня, наиболее дорогого и долговечного материала, создавали в основном храмы. Их облик и техника возведения пришли к нам в X в. из Византии (унаследовавшей многое, в свою очередь, от античного мира), откуда приглашали каменщиков, резчиков, штукатуров, мозаичистов, живописцев, владевших искусством фрески. На первых порах наряду с духовенством, основным заказчиком и финансистом строительства, а потом содержания церкви, был князь (с конца XII в. - еще и бояре, купцы, ремесленники, позже городские общины, в складчину жители слободы или улицы). Он принимал "проект", приглашал артель, наблюдал за работами и в итоге считался автором сооружения: кирпичи помечали его клеймом, знак же истинного творца ставить было не принято. Время сохранило лишь отдельные имена. Например, на Новгородской земле в XI - XII вв. трудились Коров Яковлевич (церковь в Кирилловской обители) и Петр (предположительно соборы в Юрьевом и Антониевом монастырях). Между тем здатели (строители) и плинфотворители (изготовители плинфы*) пользовались большим уважением, их труд хорошо оплачивали.

"Наука зодчества" начиналась с добычи в карьерах камня, освоения техники его обработки, устройства печей для обжига извести и изготовления кирпича. Проект ("сметная роспись", "наемная запись" или "ведомость") включал подробное описание здания, перечень необходимых материалов и работ. Само их ведение, как свидетельствуют летописи, договорные грамоты и прочие документы, было высоко организовано. Прежде всего на площадке особым "черталом" проводили борозду, обозначавшую контур будущего объекта, затем кольями и веревками намечали его план. Фундамент закладывали на глубину 1 - 5 м и более, используя песчаник, известняк, местные валуны. Стены возводили из кирпича и камня на известковом растворе, в который нередко добавляли цемянку - толченую керамику.

Уже на первом, так называемом домонгольском, этапе (X-XII вв.) отечественное зодчество имело местные особенности, выражавшиеся, в частности, в используемых материалах. Так, в Киеве и близлежащих землях в течение трех столетий применяли смешанную кладку (чередовали ряд камня с двумя или тремя кирпичными), а также "византийскую": слои плинфы через один заглубляли ("утапливали") относительно плоскости стены, затирали вровень с ней цемяночным раствором, более светлым, чем кирпич, отчего фасад приобретал полосатый рисунок. В Новгороде** Софийский собор (1045 - 1052 гг.) возвели из одного местного известняка, храмы в Приднестровье - наоборот, строили преимущественно из кирпича, поскольку его производство было дешевле привозного камня. В северо-восточных землях (Владимиро-Суздальской***, Ростовской****, Нижегородской*****, Тверской******, Московской) в XII - начале XV в. в основном использовали легко поддающийся обработке мягкий белый камень, добывавшийся в близлежащих карьерах.

"Университетом" строительного искусства для наших первых мастеров стали огромные, величественные многоглавые соборы, возведенные византийцами в X-XII вв. в Киеве, Новгороде, Чернигове, Полоцке. Со второй половины XII в. начали сооружать небольшие одноглавые крестово-купольные храмы******* (Спаса Преображения на Нередице в Новгороде, 1198 г.; Архангела Михаила в Смоленске, 1180 - 1197 гг.; Параскевы Пятницы в Чернигове, конец XII - начало XIII в. и др.) с национальным художественным обликом и чертами местных строительных школ. А еще через столетие наряду с ними - посадские бесстолпные (например, Никольский в селе Каменское, последняя четверть XIV в.; ныне Московская область).

Особая страница отечественной культуры - белокаменное зодчество северо-восточной Руси, где наивысшего могущества и расцвета во второй половине XII - начале XIII в. достигло Владимирское княжество. Архитектурные традиции, сложившиеся здесь к тому времени, значительно обогатились за счет технических приемов и художественных форм, привнесенных приглашенными романскими мастерами. Наши соотечественники быстро переняли у них методику кладки, некоторые технические и декоративные элементы - пояса на фасадах из колонок и аркатур (ложных арок), порталы (архитектурно оформленные входы в здание), тяги (выступы в стене, обрамляющие панно), полуколонки и пр., передав свое умение следующим поколениям.

Владимирские храмы украсила "сочная" белокаменная резьба: первоначально в виде вставок на закомарах******** (Успенский собор, 1158 - 1160 гг; церковь Покрова на Нередице, 1165 г.), а в дальнейшем, словно драгоценная ткань, покрыла все фасады (Дмитриевский собор во Владимире, 1193 - 1197 гг.; Георгиевский в Юрьеве-Польском, 1230 - 1234 гг). Так родились творения неповторимого облика, отвечавшие духу царившей тогда изысканной великокняжеской культуры. И сегодня любой, кто с ними знаком, восхищается виртуозным искусством наших предков.

Следующий период развития русского зодчества - так называемый раннемосковский (XIV - начало XV в.), время формирования в Белокаменной нового политического и культурного центра. Общее количество памятников, сохранившихся на ее территории и в окрестностях, невелико и в основном фрагментарно. Лишь единицы, например Спасский собор Андроникова монастыря (до 1427 г.), Успенский на Городке в Звенигороде (около 1400 г.), Троицкий в Троице-Сергиевом монастыре в Сергиевом посаде********* (1422 г.), дошли до наших дней в объеме, позволяющем судить об их архитектурных особенностях.

Восприняв великокняжескую власть от Владимира, Москва унаследовала и характерные особенности его зодчества. В ней выросли царственные, украшенные великолепной резьбой соборы, ставшие образцом для строительной культуры всего княжества.

Здешние мастера выработали своеобразные конструктивные приемы, один из них - ярусы кокошников (ложных закомар), поднимающихся по диагонали к цилиндрическому основанию главы здания.

Для того периода характерны небольшие четырех-столпные крестово-купольные одноглавые храмы. Высокие ступенчатые арки интерьера создавали впечатление устремленного вверх пространства, а снаружи ему соответствовали ярусы закомар и кокошников. Система внешнего декора таких сооружений восходит к владимиро-суздальской архитектуре XII - начала XIII в.: аналогичные формы порталов, полуколонн, членение фасадов лопатками**********, тщательно выполненный узорчатый пояс на середине высоты стены. Его резной белокаменный орнамент - в основном модификации крина (лилии), пальметты (веерообразного листа), иногда маски, зооморфные изображения. К созданному тогда художественному образу храма строители нередко возвращались и в конце XV - начале XVI в. (Духовская церковь в Троице-Сергиевом монастыре, 1476 - 1477 гг.; Благовещения в Кремле, 1484 - 1489 гг.; Ризположения, 1485 - 1486 гг.; главный собор Рождественского монастыря*********** в Москве, 1491 г.).

Особенностью отечественной архитектуры последней трети XV - начала XVI в. стало обращение к искусству наиболее развитой из европейских государств Италии - родины ренессансного стиля. Это объяснялось укреплением государственной власти Москвы - собирательницы русских земель, ее растущей ролью как наследницы Константинополя, особенно после его падения************, освобождением от монголо-татарской зависимости. В русскую столицу в 1475 - 1543 гг. приглашали итальянских (фряжских) строителей. Каждой их группой, принадлежавшей к той или иной архитектурной школе, руководил главный мастер (в летописях "архитектон"), с именем которого связано авторство возводимых ею зданий. Это были Аристотель Фьораванти (Успенский собор в Кремле) *************, Алевиз Новый (Архангельский собор в Кремле), Петрок Малой (церковь Вознесения в селе Коломенском, укрепления Китай-города), Пьетро Солари, Алоизио да Карезано (крепостные стены и княжеский дворец), Пьетро Солари, Марк (Грановитая палата в Кремле**************).

Многое привнесли иноземцы в технологию строительства (усовершенствование изготовления кирпича и раствора, иная кладка камня, применение железных связей и пр.), в конструктивные (различные виды сводов и т. д.), художественные решения. Важнейшую роль в создании нового образа храма сыграло использование элементов ордера***************, дополненных пластическими формами из терракоты и белого камня - отдельными деталями (например, украшения на закомарах Архангельского собора в Кремле) или резными порталами и наличниками. В орнаментике также появились ренессансные мотивы - вазоны, фигуры дельфинов, стилизованные растения. Основная деятельность итальянцев была связана со столицей, однако их влияние на отечественную архитектуру обнаруживается и в достаточно удаленных от нее городах.

Наиболее раннее из творений фряжских мастеров в Московском Кремле - Успенский собор (1475 - 1479 гг.). В его четкой, строгой структуре, композиционном построении и декоре фасадов (при сохранении внешних черт древнерусских крестово-купольных храмов) проявилось рациональное мышление ренессансного строителя, даже инженера. Этот храм вызвал к жизни множество повторений, наиболее схожи с ним Смоленский собор московского Новодевичьего монастыря (1524 - 1525 гг.)****************, Софийский в Вологде (1568 - 1570 гг.), Успенский в Троице - Сергиевом монастыре в Сергиевом посаде (1585 г.).

Еще одно "программное" сооружение итальянцев, Архангельский собор (1505 - 1508 гг.), оказал большое влияние на художественную сторону древнерусского зодчества. Отдельные его декоративные элементы, например раковина, а также белокаменная резьба "на фряжский манер" впоследствии в различной интерпретации встречались и в столице (Преображенская церковь Новодевичьего монастыря, 1688 г.), и в провинции (трапезная Троице-Сергиева монастыря в Сергиевом посаде, 1686 - 1692 гг., и др.)

Отечественное строительное искусство XVI в. также испытало ренессансное воздействие. При создании крупных сооружений тогда брали за образец кремлевский Успенский собор, а на фасадах, в интерьерах маленьких посадских бесстолпных церквей столицы первой половины столетия (Трифона в Напрудной слободе, Зачатия Анны "что в углу" в Китай-городе) использовали отдельные ордерные элементы. Иноземные новшества получили развитие и в столпообразных шатровых храмах (завершение здания в виде высокой многогранной пирамиды). Одно из наиболее значительных явлений в русском зодчестве - уникальный по композиции и красоте Покровский собор (Василия Блаженного, 1555 - 1560 гг.; зодчие Барма и Постник Яковлев). Его декоративной системе присуща насыщенность форм, идущих не только от итальянских прототипов, но и от готических в ренессансной трактовке (высокие остроконечные фронтоны над входами, окнами и пр.), известных по постройкам Петрока Малого (например, церковь Вознесения в подмосковном селе Коломенском), что исследователи объясняют участием в его сооружении мастеров из Западной Европы.

В середине XVI в. одновременно с варьированием итальянских мотивов во внешнем и внутреннем оформлении наметилась тенденция возврата к раннемосковским традициям (устройство высоких арок, завершение здания пирамидой из ярусов килевидных закомар, кокошников и пр.). Примеры такого сочетания художественных форм - главный собор Рождественского монастыря, церковь Антипия Чудотворца на Колымажном дворе (Москва). В конце XVI - начале XVII в. в постройках под условным названием "годуновских"***************** ярко проявилось влияние стилистики упомянутого Архангельского собора. Главенствующим стал тип бесстолпного храма на высоком подклете, окруженного с трех сторон галереей - гульбищем, с двумя приделами с восточной стороны и главой, вознесенной над несколькими рядами полукруглых кокошников. Его фасады имели ордерные формы: карнизы, трехчастные антаблементы******************, пилястры, филенки, глухую аркаду******************* (Малый собор Донского монастыря, 1593 г.; церковь Живоначальной Троицы в Хорошеве, 1594 - 1596 г.; Покрова в Рубцове, 1619 - 1626 гг.; Москва). В шатровом зодчестве сохранялась ориентация на собор Василия Блаженного, в частности использование ордерной декорации фасадов и интерьеров. Строительство подобных храмов, а также бесстолпных с крестчатыми сводами продолжалось и в первой трети XVII в. (церковь Покрова Богородицы в Медведкове, 1634 - 1635 гг., Москва).

Главная гражданская постройка европейских мастеров в нашей столице - Кремль (1485 - 1495 гг.), возведенный по образу северо-итальянской позднесредневековой кирпичной крепости. Крытые шатрами высокие стены с машикулями******************** и шелевидными бойницами, завершенные двурогими зубцами (в виде "ласточкиного хвоста"), мощные башни - круглые, граненые, квадратные - являлись неприступной твердыней. Аналогичные "детинцы" возвели в XVI в. на южных и восточных окраинах Руси - в Коломне, Нижнем Новгороде, Туле, Зарайске и др. (кстати, прямоугольная планировка некоторых из них также объясняется ренессансным влиянием). А в северозападных землях (в Великом Новгороде и Иван-городе - ныне в Ленинградской области) для сооружения подобной крепости использовали местный известняк, на Соловецких островах - валуны, что придавало ей своеобразный вид.

Последний этап древнерусской культуры - XVII в. Основными заказчиками, чьи вкусы сказывались на облике новых построек, постепенно становились служилые дворяне, купцы, посадские люди. Ослабевало церковное и усиливалось "светское" влияние на все стороны жизни общества*********************, развивались связи с европейскими странами, расширялись знания об окружающем мире - все это отражалось на искусстве того времени и в первую очередь на архитектуре. Уже с 1620-х годов в ней стало заметно стремление к нарядности, обогащению декоративными элементами, полихромии, причем не только в гражданском, но и в культовом строительстве.

Большую роль в унификации соответствующих правил и норм сыграло возобновление деятельности Приказа каменных дел (основан в 1585 г.; в "смутное время", в начале XVII в., не функционировал). Наряду с планированием работ в масштабе государства, учетом кадров, весьма важными для сложения единой стилистики сооружений были стандартизация материалов и использование специальных руководств, например отечественной "Книги, в ней писаны, как учить делать каменного дела церквей или палат". Кроме того, в Москве тогда были известны трактаты итальянских зодчих XVI в. Джакомо де Виньолы, Скамоцци и др., откуда русские мастера черпали стилистические мотивы и знания по архитектуре.

Широкое распространение тогда получил стиль "узорочья" - применение в светских и культовых сооружениях одинакового декора, включение в него ордерных элементов, обилие украшающих форм - резных наличников, колонок и полуколонок (одинарных, парных или их пучков), карнизов, ниш, филенок, розеток, арок, фигурного обрамления порталов и т. д. Словом, появилось новое понимание плоскости стены: с ней теперь был неразрывно связан рельефный узор. Первые сооружения, в облике которых осознанно прозвучали эти мотивы, - Теремной (1635 - 1636 гг.) и Потешный (иначе палаты Милославского, 1652 - 1659 гг.) кремлевские дворцы.

В переходный период от средневековья к новому времени (последняя четверть XVII и первое десятилетие XVIII в.) в русской архитектуре, прежде всего столичной, сложилось новое художественное направление - московское, или нарышкинское, барокко (от имени основных заказчиков - дворян Нарышкиных). Высоко образованные, хорошо знакомые с европейской культурой, приветствовавшие передовые веяния представители просвещенной верхушки общества создавали в своих вотчинах необычные, яркие, праздничные сооружения, призванные прославить личность владельца.

Типичный образец храма той поры - центрический ярусный с четырьмя (Покрова в Филях, 1693 г.) или двумя (Троицкий в селе Троице-Лыково, 1698 - 1703 гг.; Москва) экседрами**********************, окруженный гульбищами, имел пирамидальную композицию за счет убывающих вверх объемов (четверика с приделами, двух или трех восьмериков), увенчанных колокольней. Так блестяще воплощалась идея православной церкви "иже под колоколы".

Нарышкинский стиль особо примечателен двух-цветностью: ярко-красные кирпичные стены облачались в белокаменное "кружево" в виде карнизов, колонн, наличников, присущих европейскому барокко картушей (украшений в форме щита или полуразвернутого свитка), раковин, волют (спиралевидных завитков с "глазком" - кружком - в центре), "гребешков", виноградных лоз с гроздьями, цветов и пр. Весь декор фасадов организовывала ордерная система, прочно вошедшая в русское зодчество XVII в. Ее элементами отмечали места сопряжения стен, смягчали углы. Наружному парадному образу соответствовало и роскошное убранство залитых светом (благодаря большим окнам) интерьеров с сияющими золотом резными иконостасами и княжескими ложами.

Все заметнее тенденция к регулярности, свойственная барокко, проявлялась и в обустройстве обителей - планировке всего ансамбля, композиции больничных палат с центральным положением храма, трапезных, упорядочивании линейной структуры келий с коридорной системой. Однако наиболее ярко новый стиль проявился в убранстве фасадов (например, в Новодевичьем монастыре: колокольня, 1689 - 1690 гг.; надвратные храмы Преображения, 1687 - 1699 гг.; Покрова Богородицы, 1683 - 1688 гг.; Лопухинский корпус, 1680-е годы, и т.д.). То же относится и к гражданским сооружениям - палатам вельмож (князей Василия Голицына и Ивана Троекурова в Охотном Ряду, XVII в.), производственным зданиям (Монетный двор, 1697 г., и др.).

С ордерными элементами и барочными формами столичные мастера знакомились через изобразительные материалы - гравированные листы, в большом количестве поступавшие в Посольский приказ и Оружейную палату. Кроме того, в московских артелях работали мастера из Белоруссии, Украины, стран Европы. Не случайно в памятниках Голландии, Саксонии и особенно Польши можно найти аналогии многим использовавшимся в нашем строительстве формам. Но отечественные умельцы их творчески переработали на свой манер, да и декоративная система, включавшая привнесенные из западной культуры элементы, складывалась по-русски.

* Плинфа - от греч. plinthos (кирпич) - плоский, широкий обожженный кирпич размером 22x30x3 см

** См.: В. Даркевич. Вечевая республика на Волхове. - Наука в России, 1998, N 5

*** См.: О. Базанова. Заповедные места Владимирской земли. - Наука в России, 2005, N 4

**** См.: В. Даркевич. Чудо-град на озере Неро. - Наука в России. 1998, N 3.

***** См.: В. Даркевич. У слияния великих рек. - Наука в России, 1998, N 2

****** См.: О. Базанова. Меж двух столиц. - Наука в России, 2008, N 6

******* Крестово-купольный тип храма возник и широко распространился в Византии в IX - середине XV в. Купол опирается на четыре столба в центре здания, откуда расходятся четыре сводчатых "рукава"

******** Закомара - полукруглое или килевидное завершение части наружной стены, повторяющее очертание свода

********* См.: В. Даркевич. Обитель преподобного Сергия. - Наука в России, 2000. N 2

********** Лопатка - вертикальный выступ на стене здания

*********** См.: Н. Вьюева. Малые шедевры большого дворца. - Наука в СССР. 1990, N 5

************ Существовавшая с IV в. Византийская империя в 1450 - 1460-х годах была завоевана турками и прекратила существование

************* См.: В. Зверев. Москва белокаменная. - Наука в России, 1992, N 1 - 2

************** См.: А. Николаева. Музеи Московского Кремля. - Наука в России. 2006, N 5

*************** Ордер - вид конструктивной системы, состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) частей в соответствующей архитектурно-стилевой обработке. Применялся в классической архитектуре.

**************** См.: О. Борисова. "Обитель пресветлая и дивно украшенная". - Наука в России, 2005. N 1

***************** Сооружениям эпохи правлен ия царя Бориса Годунова (1598 - 1605 гг.) свойственна совокупность таких черт, как канонизация сложившихся к тому времени строительных приемов, симметрия, компактность плана, строгие пропорции и пр.

********************** Экседра - глубокая полукруглая в плане ниша, выступающая из общего плана здания и завершенная конхой (полукуполом)
 


Тамара ГЕЙДОР

Авторские права на статьи принадлежат их авторам
Проект компании Kocmi LTD