Археология

НЕКРОПОЛЬ ЦАРСТВЕННЫХ ЖЕНЩИН

С 1929 г. в состав Кремлевского мемориального комплекса входят белокаменные саркофаги с останками великих княгинь и цариц. Их перенесли из предназначенного к сносу храма Вознесения Господня Вознесенского женского монастыря, находившегося в Кремле, в Судную палату - подвальную часть Архангельского собора. В 1990-х годах началось изучение захоронений, а шесть лет назад сформировали рабочую группу "Исторический некрополь".

nekropol-carstvennyh-zhenschin
Портрет Елены Глинской. Восстановлен Н. А. Никитиным. 1990-е годы.

По мере накопления материалов исследования пришло решение организовать из них в южной пристройке Архангельского собора постоянную экспозицию. Открывать ее, согласно разработанной нашими специалистами комплексной программе, должна тема истории сложения архитектурного ансамбля, жизни и деятельности монастыря на протяжении пяти столетий и его главному храму Вознесения Господня - месту последнего приюта женщин царствующего дома.

Летописные сведения о точной дате основания обители довольно скупы и разноречивы. Один источник указывает: "Той же весны 6915 (1407 г.) княгиня великая Евдокия Дмитриева заложила на Москве церковь каменну святого Вознесения внутри города... того же лета, месяца июня в 7 день преставилась... и наречена была во иноцехъ Евфросиния и положена была в монастыре в церкви Вознесения Господня, иже сама заложила". Другой гласит: "Той же зимы 6894 (1386 г.) преставился раб Божий Семен Яма и положен на Москве в монастыре святого Вознесения", т.е. к вышеуказанной дате последний уже существовал.

Обитель находилась под покровительством правящей династии. Символично, что здесь пребывали до вступления в брак государевы невесты, принимали постриг великие княжны и царицы, жены и дочери знатнейших боярских родов. Приходили сюда поклониться праху умерших предков в дни памяти, получить благословение, отправляясь в дальний путь или на богомолье.

Описи имущества 1763, 1820, 1859, 1910 гг., приходно-расходные книги, делопроизводственные бумаги XVIII - XX вв. свидетельствуют о богатстве монастыря, владевшего землями и проживающими на них крестьянами, о крупных денежных вкладах в него, наличии там ризницы с драгоценной церковной утварью, дорогими облачениями. Собрали монахини и представительную библиотеку, сами переписывали и переплетали книги. В наших музеях есть более 30 таких раритетов богослужебного содержания, в том числе с вкладными и владельческими знаками Вознесенской обители. Кроме того, при ней была школа церковной живописи и золотошвейная мастерская, училище, где воспитывали, обучали грамоте, различным рукоделиям девушек высшего сословия.

По старинным документам можно проследить повседневную жизнь монастыря: ремонт и реконструкцию храмов, поновление (реставрацию) икон, пожертвование для них новых окладов и т.п.

Доминировала в ансамбле всего архитектурного комплекса церковь Вознесения Господня, образцом для которой послужил Архангельский собор Московского Кремля. Много сил и внимания изучению ее судьбы уделил в конце XIX - начале XX в. протоиерей Александр Пшеничников, издавший на средства монастыря несколько книг на эту тему, а продолжили ее современные исследователи Всеволод Выголов, Андрей Баталов и др. Они выделяют три основных этапа в истории храма-некрополя. Первый начался в 1407 г.: как упоминалось, начала его возводить Евфросиния Московская. Дальнейшие работы продолжились при ее невестке Софье Витовтовне, жене Василия I (1389 - 1425 гг.): собор поднялся до сводов (остался незаконченным световой барабан с главой). В таком виде он простоял до 1467 г., когда великая княгиня Мария Ярославовна (вдова Василия II, правившего в 1425 - 1462 гг.) завершила строительство, и митрополит Филипп торжественно освятил новую церковь. Однако во время пожара 1475 г. она полностью сгорела и была разобрана "ветхости ради".

nekropol-carstvennyh-zhenschin
Преподобная Евфросиния Московская. Икона из церкви Воскресения Христова в Сокольниках. Конец XIX - начало XX в.

nekropol-carstvennyh-zhenschin
Богоматерь Казанская (мастера Оружейной палаты). Конец 70-х
- начало 80-х годов XVII в.

nekropol-carstvennyh-zhenschin
Богоматерь Одигитрия (изограф Дионисий). 1482 г.

nekropol-carstvennyh-zhenschin
Интерьер Вознесенского собора (гравюра XIX в.).

В 1518 г. начался второй период в истории собора: по приказу великого князя московского Василия III (1505 - 1533 гг.) на уцелевшем фундаменте построили каменное здание, которое в 1520 г. освятил митрополит Варлаам. А через 60 лет наступил третий: "Повелением царя и великого князя Федора Иоанновича всея Руси, - говорится в Пискаревском летописце*, - поставлен храм камен на Москве в Кремле-городе, в девичьем монастыре у Вознесения, о пяти верхах, больше старого". Эта запись полностью соответствует сообщению одного из католических иерархов, посетившего Москву в конце XVI - начале XVII в.: царь Федор "воздвиг великий храм Вознесения внутри Москвы, при котором имеется большой монастырь для многочисленных девственниц-монахинь, а внутри великого храма находятся гробы великих княгинь и цариц".

В последующие столетия собор сильно страдал от пожаров и поновлялся в XVIII в. в годы царствования Петра I, императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Но самые драматические времена для него наступили в начале XX в. В 1918 г. обитель закрыли, послушниц во главе с настоятельницей определили при церкви Лефортовской больницы. Главную же чудотворную икону храма Вознесения Господня "Богоматерь Одигитрия" (поновленную в 1482 г. изографом Дионисием) по решению Комиссии по изъятию монастырских ценностей перенесли в Крестовую (Мироваренную) палату Патриаршего дворца XVII в. Впоследствии эту икону передали в Государственный Исторический музей, а в 1930 г. - в Государственную Третьяковскую галерею.

В апреле 1929 г. советское правительство постановило снести здания Чудова и Вознесенского монастырей, чтобы очистить место для строительства Военной школы ВЦИК. Предвидя подобный исход событий, заведующий отделом "Памятники Кремля" Николай Померанцев, возглавлявший комиссию из научных сотрудников кремлевских собраний и Исторического музея, добился выделения денежных средств для спасения уникальных реликвий. В кратчайшие сроки он организовал архитектурный обмер, фотофиксацию монастырских построек, захоронений великих княгинь и цариц, вывоз белокаменных саркофагов с их останками в подземную палату южной пристройки Архангельского собора. Именно этим действиям, которые с полным основанием можно назвать подвигом, мы обязаны сохранением многих древних икон, архивных документов, шедевров декоративно-прикладного искусства, бережно хранимых ныне в наших фондах.

nekropol-carstvennyh-zhenschin
Вознесенский монастырь (мастерская Ф. Я.
Алексеева). До 1808 г.

Особо хотелось бы остановиться на судьбе художественных памятников церкви Вознесения Господня. Большую часть ее иконостаса Померанцев перенес в собор Двенадцати Апостолов - он был меньше монастырского храма, поэтому не вместил все образы. Оставшиеся разместили в фондах музея и никогда не экспонировали. Однако они представляют немалый интерес, в частности тем, что свидетельствуют о влиянии западноевропейской гравюры на русскую живопись того времени (образцами для них послужили иллюстрации из так называемой библии Пискатора**). В настоящее время эти произведения, созданные около 1679 г., отреставрированы и станут украшением готовящейся экспозиции. Одно из них - особо почитаемая икона "Великомученица Екатерина", посвященная покровительнице московского великокняжеского дома.

В числе самых значимых образов церкви Вознесения - также высоко чтимая в обители "Богоматерь Казанская", выставленная ныне в Оружейной палате. На ее драгоценном окладе, выполненном в 1717 г., укреплен мощевик*** с власами и фрагментом ризы Богородицы, привезенными из Константинополя. В Успенском же соборе находится "Богоматерь Владимирская" XVI в. (вклад в монастырь княгини Анны Трубецкой, 1633 г.), свидетельствующая, что в семейных молельнях русских домов хранились столь древние памятники иконописи.

Один из основных разделов будущей экспозиции представит святые реликвии, памятники истории и искусства, хранившиеся в обители. Московские венценосцы чтили память своих предков. В "Книгах выходов русских царей и патриархов" есть записи о регулярных службах в дни поминовения женщин правящего дома, драгоценных вкладах в монастырь на помин их души. К сожалению, большая часть сокровищ, накопленных в течение пяти веков, утрачена.

nekropol-carstvennyh-zhenschin
Великомученица Екатерина (мастера Оружейной палаты). 1686 г. (?)

nekropol-carstvennyh-zhenschin
Ковчег Ирины Годуновой из Вознесенского собора. 1589 г.

Тем не менее до наших дней дошло свыше 200 предметов из этого собрания: литургическая утварь с вкладными надписями, напрестольные кресты, в частности не выставлявшийся ранее, состоящий из нескольких наперсных крестов-мощевиков, среди которых есть датируемые XVI в. Кроме того, наш музей располагает уникальным комплексом надгробных покровов, покровцов (платов для покрывания литургических сосудов), церковных облачений из Вознесенского собора. Представленные в одном разделе экспозиции, они раскроют своеобразие, историческую и художественную значимость накопленного некогда богатой обителью.

Следующая тема готовящегося выставочного проекта связана с изучением белокаменных саркофагов, надгробных плит - произведений эпиграфики - и предметов из захоронений. Наши специалисты провели беспрецедентные научные работы, не имеющие аналогов ни в одном некрополе Европы. По специальной программе исследовали костные останки, по методу скульптора, антрополога Михаила Герасимова (1907 - 1970)**** воспроизводили облик княгинь и цариц. В настоящее время реконструированы портреты

nekropol-carstvennyh-zhenschin
Вывоз
гробницы царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной в августе 1929 г.

Евдокии Донской, Софьи Палеолог*****, Елены Глинской******, Ирины Годуновой, проводится комплексная реставрация погребальных предметов, выявление структуры текстиля, природы волокон, переплетения нитей, характера загрязнений, техники крашения тканей. Восстановлены и законсервированы многие реликвии, представляющие огромный интерес как для ученых, так и любителей отечественной истории.

Все эти свидетельства прошлого с 1929 г., как отмечалось, сосредоточены в подземной части южной пристройки Архангельского собора (конец XV - первая половина XVII в.), которая также станет важной частью будущей экспозиции. В этом здании провели исследования на предмет выявления его художественной ценности и возможности музеефикации (с ограничением доступа посетителей). Надо сказать, состояние древнего историко-архитектурного памятника оказалось плачевным: из-за некачественной гидроизоляции, отсутствия вентиляции кладка стен и сводов палат постоянно протекала, промерзала, саркофаги разрушались.

В процессе реставрации храма провели необходимые инженерно-строительные работы для ликвидации перечисленных недостатков, по выявленным в исследованиях натурным данным выложили арочные перемычки над оконными проемами и т.д. А при прокладке шурфа в юго-западном углу, где к подземной палате примыкала лестничная площадка с арочным проемом, обнаружили интересные архитектурные детали: петлю для дверного замка, заделанную в белокаменный блок, кованые приспособления для навески дверного полотна, оригинальную белокаменную консоль под распалубкой******* свода, процарапанные на камне вертикальные риски, вероятно, счетные, и пр. Словом, древним помещениям возвратили первозданный облик.

Утраченные монастыри Московского Кремля - интересная тема многопрофильного анализа, привлекающая сегодня внимание ученого сообщества. Главная же задача готовящейся постоянной экспозиции - рассказать об одном из них и представить на обозрение связанные с этим уникальным комплексом памятники истории и культуры, спасенные героическими усилиями наших сотрудников.

Автор приносит благодарность создателю концепции экспозиции Римме Костиковой за предоставленные материалы.

* См.: С. А. Никитин, Т. Д. Панова. Возвращение Софьи Палеолог, или Почему у Ивана Грозного греческий профиль? - Наука в России, 1998, N 1.
 

** См.: С. А. Никитин, Т. Д. Панова. Знакомьтесь: великая княгиня Елена Глинская. - Наука в России, 2000, N 5.
 

*** Распалубка - небольшой свод, образованный двумя криволинейными ребрами между цилиндрическим сводом и врезанным в него проемом.

**** Пискаревский летописец - русская летопись начала XVII в., содержащая сведения от начала Древнерусского государства до 1615 г..

***** Пискатор Николас - голландский издатель и гравер. Выпустил в 1650 г. "Лицевую библию" с резцовыми гравюрами по рисункам нидерландских художников (прим. ред.).

****** Мощевик - бокс для хранения мощей святых (прим. ред.).

******* См.: М. М. Герасимова, Г. А. Медведев. Человек, воссоздававший прошлое. - Наука в России, 1998, N 5 (прим. ред.).


Кандидат исторических наук Екатерина ЛЮМИНА

Авторские права на статьи принадлежат их авторам
Проект компании Kocmi LTD