Выдающиеся люди

"Москва Михаила Булгакова"

В Выставочных залах Государственного Литературного музея (Трубниковский переулок) действовала экспозиция "Москва Михаила Булгакова", посвященная 115-летию со дня рождения выдающегося прозаика и драматурга (1891 - 1940). Она объединила материалы из нашего собрания, Центральной научной библиотеки Союза театральных деятелей РФ, Московского драматического театра им. А. С. Пушкина, музея Государственного академического театра им. Е. Б. Вахтангова, Международного фонда им. М. А. Булгакова. Впервые демонстрировались и реликвии из частных коллекций его родственников и знакомых: Бориса Мягкова, Михаила и Наталии Шапошниковых, Ольги Северцовой, племянницы писателя Елены Земской и др.

Посетители увидели не выставлявшиеся ранее фотоснимки, графические портреты Михаила Афанасьевича, рукописи, редчайшие газетные, журнальные публикации, все первые прижизненные и посмертные издания его произведений, театральные афиши 1920 - 1930-х годов. Здесь была представлена и уникальная фотолетопись Первопрестольной того времени, гениально отображенной в романах, повестях, десятках фельетонов писателя, - виды более чем 80 уголков нашего города.

Выставка построена по топографическому и тематико-хронологическому принципу. Начинает ее рассказ о первых московских впечатлениях, работе Булгакова-фельетониста, участии его в литературной жизни (1921 - 1925 гг.), второй раздел посвящен сотрудничеству писателя со столичными театрами (1920 - 1930-е годы), третий и четвертый - улице Пречистенке (1923- 1934 гг.) и Нащокинскому переулку в его жизни и творчестве (1934 - 1940 гг.).

Разделы сформированы из тематических комплексов, каждый из них включает относящиеся к соответствующему отрезку времени подробно аннотированные городские пейзажи, фотопортреты Михаила Афанасьевича, первые публикации его произведений. Естественно, чаще всего это издания 1960 - 1980-х годов, поскольку подавляющее большинство его творений не увидело свет при жизни автора.

Открывает выставку фотография Брянского (ныне Киевского) железнодорожного вокзала (1920-е годы), изображенного Булгаковым в повести "Записки на манжетах" (1922 - 1924 гг.), некоторых очерках, романе "Мастер и Маргарита" (1929 - 1940 гг.). А в дневнике он отметил: "Был конец 1921 года... Самый приезд не составил для меня особых затруднений, потому что мой багаж был совершенно компактен. Все мое имущество помещалось в ручном чемоданчике...".

Рядом фотография дома в Воротниковском переулке - первого московского адреса писателя, где он остановился у своих родственников Земских. На соседнем снимке видим здание в Малом Козихинском переулке. Здесь в начале 20-х годов Михаил Афанасьевич бывал на литературных вечерах у супругов Коморских, затем квартиру и ее жильцов упомянул в нескольких ранних фельетонах, "Театральном романе" (1936 - 1937 гг.). А в доме 32 по Малой Бронной улице, что напротив Патриарших прудов, писатель посещал в 1921 - 1922 гг. супругов Крешковых, их он изобразил в рассказах "Спиритический сеанс" и "Трактат о жилище" (начало 20-х годов).

"Не из прекрасного далека я изучал Москву... О нет, я жил в ней, я истоптал ее вдоль и поперек... Где я только не был! На Мясницкой сотни раз, на Варварке - в Деловом Дворе, на Старой площади в Центросоюзе, швыряло меня и на Девичье Поле", - отмечал Булгаков в вышедшем тогда фельетоне "Москва 20-х годов".

В первом разделе необычайный интерес представляют редчайшие документы (1922 г.), в частности машинописный экземпляр рассказа "Красная корона" с автографом писателя, газетные вырезки с фельетонами "Бывший Зингер" за подписью "М. Булл." (одна из первых известных его московских публикаций) и "Тайны Мадридского двора" под смелым, но не разгаданным тогдашней цензурой псевдонимом "Г. П. Ухов".

Обращают на себя внимание также протоколы заседаний литературного общества "Никитинские субботники", где среди подписей участников ярко выделяется булгаковская. Собиралисьони вдоме Евдоксии Никитиной (отсюда и название) в Газетном переулке, современный вид которого можно увидеть на фото. 21 марта 1925 г. автор читал здесь вторую часть только что написанной повести "Собачье сердце", а вскоре - "Записки на манжетах". На одном из таких вечеров художник Александр Куренной сделал графический портрет Михаила Афанасьевича, известный как один из наиболее ранних. Рядом - фотографии его первых московских литературных знакомых: поэтов Павла Антокольского, Ильи Сельвинского, прозаиков Владимира Лидина, Леонида Леонова, Викентия Вересаева и др.

В следующей витрине - машинопись повести "Записки на манжетах" с автографом Булгакова, членский билет Союза советских писателей, выданный ему в начале 1930-х годов, книга "Дьяволиада", вышедшая в издательстве "Недра" в 1925 г., с дарственной надписью автора писателю-юмористу Виктору Ардову. В данный комплекс экспонатов входят также фотоснимки 1928 г. поэта Владимира Маяковского, прозаика Бориса Пильняка и др.

Когда обращаешься к этому периоду творчества писателя, вспоминаются строки из его дневника: "Литература теперь трудное дело. Мне с моими взглядами, волей-неволей отражающимися в произведениях, трудно печататься и жить". И еще: "Не будь "Накануне)", никогда бы не увидали света ни "Записки на манжетах", ни многое другое, в чем я могу правдиво сказать литературное слово". Речь идет о газете "Накануне", с которой Булгаков сотрудничал в 1922 - 1924 гг. Мы рады представить великолепную редчайшую фотографию: вид с Тверской улицы на здание в Большом Гнездниковском переулке (где находилась ее редакция), упомянутое в очерке "Сорок сороков" (начало 20-х годов), повести "Дьяволиада", романе "Мастер и Маргарита".

А вот экземпляр газеты "Гудок", где 21 мая 1924 г. вышел фельетон Булгакова "Повесили его или нет?" (под псевдонимом М. Ол-Райт), отрывок из его дневника за 1922 - 1926 гг. Нельзя не упомянуть и интереснейшие шаржи на прозаиков Исаака Бабеля, Юрия Олешу, выполненные актером Борисом Ливановым (20-е годы), фотографии крупнейших отечественных мастеров слова Алексея Толстого, Юрия Олеши (20-е годы), Ильи Эренбурга, Евгения Петрова, Ильи Ильфа, Валентина Катаева (1934 г.). Здесь же исторический снимок проводов в последний путь Маяковского в Доме Союза писателей на Поварской улице 16 апреля 1930 г., на котором запечатлены Катаев, Ильф, Булгаков, Олеша.

Отдельная витрина посвящена повести "Собачье сердце", пожалуй, самой "московской" в творчестве Михаила Афанасьевича. Внимательного посетителя не могут оставить равнодушным ее машинопись с редакторской правкой (1925 г.), фотографии дяди автора, профессора медицины Николая Михайловича Покровского (прототипа одного из главных персонажей этого произведения Филиппа Филипповича Преображенского), особенно сделанная в 1920-е годы в его квартире на улице Пречистенке (где происходит действие повести).

Далее следует большой театральный раздел выставки. Открывает его рассказ о пьесе "Зойкина квартира", поставленной в 1926 г., а опубликованной много лет спустя - в 1982 г. в журнале "Современная драматургия". В экспозицию вошли предоставленные музеем Государственного академического театра им. Е. Б. Вахтангова фотографии сцен из этого спектакля, запечатлевшие замечательных актеров, в том числе Цецилию Мансурову и Бориса Захаву. Исторический и краеведческий интерес представляет снимок 1930-х годов первого, не сохранившегося, здания театра (улица Арбат, 26). Именно в нем в 1926 - 1929 гг. шла "Зойкина квартира", а после смерти драматурга свет рампы увидела его инсценировка романа великого испанца Мигеля Сервантеса "Дон Кихот" (1941 г.), где в роли главного героя блистал выдающийся мастер сцены Рубен Симонов.

Доминантой "театральной" темы московского периода творчества Булгакова стала постановка Московским художественным театром (МХТ) в 1926 г. его самой знаменитой пьесы "Дни Турбиных". С прекрасных фотографий смотрит на нас созвездие великолепных актеров, занятых в этом знаковом для своего времени спектакле: Михаил Яншин, Марк Прудкин, Борис Добронравов, Николай Хмелев (1930-е годы). Сам автор запечатлен среди участников первой постановки (5 октября 1926 г.) и на лыжной прогулке с артистами труппы (конец 1920-х годов).

Дальнейшую историю взаимоотношений Михаила Афанасьевича с МХТ раскрывают такие экспонаты, как распределение ролей в его пьесе "Бег" (1928 г.), удостоверение режиссера-ассистента МХТ Булгакова (1930-е годы), фотография драматурга в роли президента суда в поставленном в 1935 г. спектакле "Пиквикский клуб" (по роману английского писателя Чарлза Диккенса "Посмертные записки Пиквикского клуба"). Несомненный интерес представляют материалы, связанные с его пьесой "Кабала святош" ("Мольер"): рукопись (осень 1929 г.), первое издание (1962 г.), записка о ней писателя Максима Горького (30-е годы). Тему МХТ дополняет фотография его здания в Камергерском переулке (20-е годы).

В октябре 1936 г. писатель отметил в дневнике: "Сегодня у меня праздник. Ровно десять лет тому назад совершалась премьера "Турбиных". Сижу у чернильницы и жду, что откроется дверь и появятся Станиславский и Немирович с адресом и подношением... Ценное же подношение будет выражено в большой кастрюле какого-либо благородного металла (например, меди), наполненной той самой кровью, которую они выпили из меня за десять лет". Мнение же великого режиссера Константина Станиславского о талантливом драматурге звучит более чем серьезно: "Большие надежды возлагал на Булгакова. Вот из него может выйти режиссер. Он не только литератор, но и актер. Сужу по тому, как он показывал актерам на репетициях "Турбиных". Собственно - он поставил их, по крайней мере дал те блестки, которые сверкали и создали успех спектаклю".

Именно МХТ - основное место действия не завершенного, к сожалению, писателем "Театрального романа" (название придумал поэт Александр Твардовский; авторский вариант - "Записки покойника"). С фотографий посвященной ему части экспозиции на нас смотрит сама булгаковская эпоха: выдающиеся актеры и режиссеры Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко (30-е годы), прототипы героев романа - писатель Леонид Леонов (20-е годы), поэт Павел Антокольский (1932 - 1934 гг.), секретарь Немировича-Данченко Бокшанская (30-е годы), главный администратор театра Михальский (30-е годы) и многие другие. Несколько слов сказано на выставке и о вышедшей из-под пера мастера в 1926 г. пьесе "Багровый остров": написанный его рукой титульный лист (30-е годы), снимки актеров (1930 г.), занятых в ее постановке Московским камерным театром на Тверском бульваре, большая фотография этого здания и пр.

Сотрудничал Булгаков и с Большим театром. В экспозиции представлены рукопись его либретто к опере "Минин и Пожарский" (1936 г.), сделанные в 1930-х годах фотографии главного дирижера Александра Мелик-Пашаева, композиторов Юрия Шапорина, Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича и др. А вот как нарисовал писатель сам театр в очерке "Сорок сороков": "Большой стоит громадой, как стоял десятки лет. Между колоннами желто-тусклые пятна света. Приветливые театральные огни... В антрактах, в свете, золотым и красным сияет театр и кажется таким же нарядным, как раньше. В антракте золото-красный зал шелестит. В ложах бенуара причесанные парикмахером женские головы. Штатские сидят, заложив ножку на ножку, и, как загипнотизированные, смотрят на кончики своих лакированных ботинок (я тоже купил себе лакированные). Чин антрактового действа нарушает только одна нэпманша. Перегнувшись через барьеры ложи в бельэтаже, она взволнованно кричит через весь партер, сложа руки рупором: Дора! Пробирайся сюда! Митя и Соня у нас в ложе! Днем стоит Большой театр желтый и грузный, облупившийся, потертый...".

В следующем зале прежде всего привлекает внимание письменный стол Михаила Афанасьевича, подойти к которому невозможно без благоговения и некоторого мистического чувства. Именно за ним был создан роман "Мастер и Маргарита", да, впрочем, и практически все произведения, о которых рассказывает выставка.

Раздел экспозиции, посвященный улице Пречистенке в жизни Булгакова, открывает фотография 1920-х годов находящегося на ней дома N 32, где тогда располагалась Государственная академия художественных наук (ГАХН)*. Надо сказать, здание во многом историческое: до 1917 г. здесь была частная гимназия Поливанова, где учились философ Владимир Соловьев, поэты Валерий Брюсов, Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Сергей Соловьев, шахматист Александр Алехин (чемпион мира 1927 - 1935 гг.) и другие известные деятели культуры. Сюда писатель часто приходил на заседания различных секций, а также к искусствоведу и музееведу, действительному члену ГАХН Борису Шапошникову, фотографу-любителю, запечатлевшему его на нескольких снимках. Бывали в академии многие выдающиеся представители мира искусства, изображения которых можно увидеть на выставке: актеры Василий Качалов, Иван Москвин (20-е годы) и др.

На стенах "пречистенскую" тему поддерживают многочисленные фотографии Москвы. В Плотниковом переулке в 1920 - 1930-е годы Михаил Афанасьевич навещал своих друзей Поповых, квартиру которых в цокольном этаже, согласно одной из версий, воссоздал в романе "Мастер и Маргарита" как "подвальчик" Мастера (еще один из вероятных адресов этого героя - дом в Мансуровском переулке, где Булгаков часто бывал у друга, художника Топленинова). Так мы подошли к самому известному и важнейшему "московскому" произведению писателя. Среди посвященных ему экспонатов наиболее интересны мастерски выполненные по заказу нашего музея копии автографов четырех редакций (подлинники - в рукописном отделе Российской государственной библиотеки), первая публикация романа в журнале "Москва" (1966 г.), фотография Булгакова и Елены Шиловской, сделанная Шапошниковым в 1935 г. в квартире писателя в Нащокинском переулке.

Рядом несколько изображений предполагаемых прототипов героини романа Маргариты: второй и третьей жен писателя - Любови Белозерской и Елены Шиловской, а также некой Маргариты Смирновой, после смерти автора претендовавшей на то, чтобы считаться прообразом Маргариты (все фотографии 1920 - 1930-х годов).

Представляют интерес созданные по версиям москвоведов Бориса Мягкова и Наталии Шапошниковой графические схемы описанного в романе "полета Маргариты": "Невидима и свободна! Пролетев по своему переулку, Маргарита попала в другой, пересекавший первый под прямым углом. Этот заплатанный, заштопанный, кривой и длинный переулок... она пересекла в одно мгновение... Третий переулок вел прямо к Арбату... Под Маргаритой плыли крыши троллейбусов, автобусов и легковых машин, а по тротуарам, как казалось сверху Маргарите, плыли реки кепок... Она пересекла Арбат, поднялась повыше, к четвертым этажам, и мимо ослепительно сияющих трубок на угловом здании театра проплыла в узкий переулок с высокими домами...".

Москва, так удивительно отображенная писателем, предстает перед нами с увеличенных фотоснимков: сквер у Патриарших прудов - место, где начинается действие романа; Большая Садовая улица, бывший Московский мюзик-холл (ныне - Театр сатиры), выведенный автором как "Варьете"; резиденция посла США Буллита на Спасопесковской площади, куда в 1936 г. Михаила Афанасьевича пригласили на "Бал весны". Необыкновенная роскошь этого приема воспроизведена в сцене "Бал у Сатаны". Моховая улица, Румянцевский музей (1920-е годы; ныне Российская государственная библиотека): крыша здания - место действия одного из последних эпизодов романа - прощания Воландас Москвой. Наконец, дом в Нащокинском переулке (фото 1930-х годов), где автор жил с 1934 г. до дня своей кончины - 10 марта 1940 г.

Завершают путешествие по булгаковской Москве черновой набросок плана пьесы "Пастырь" ("Батум"), сделанный в 1939 г., стихотворение Анны Ахматовой "Памяти М. Булгакова" (1940 г.), его фотографии на смертном одре; квартиры в Нашокинском переулке (1940-е годы), близких, сестер с мужьями и детьми (1933 г.).

А под последним изображением мастера - его слова, обращенные в вечность: "Боги, боги мои! Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над болотами. Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто летел над этой землей, неся на себе непосильный груз, тот это знает. Это знает уставший. И без сожаления покидает туманы земли, ее болотца и реки, он отдается с легким сердцем в руки смерти, зная, что только она одна успокоит его".

* Государственная академия художественных наук - действовавшее с 1921 по 1930 г. научное учреждение, занимавшееся вопросами эстетики, философии, культуры, искусства.


Михаил ШАПОШНИКОВ, заведующий отделом Государственного Литературного музея (Москва)

Авторские права на статьи принадлежат их авторам
Проект компании Kocmi LTD