Архитектура

Минареты над Невой

Ликующим аккордом устремились в небо Петербурга голубые свечи минаретов Соборной мечети. Насыщенный тон гранитной облицовки усиливает их геометрическую строгость и монументальность объема сооружения. Майоликовая бирюза сфероконического купола гармонирует с восточным многоцветьем ковровых композиций порталов, обогащенных арабским письмом сур из Корана.

Эта жемчужина северного модерна долгие годы хранила тайну - загадочное сочетание дат на главном ее портале: 23 февраля 1910-30 апреля 1920. Первая из них - официальная церемония закладки здания. А вторая? Она противоречит и началу богослужения - февраль 1913 г., и окончанию строительства мечети (историки определили: ее соорудили не за десять, а за три-четыре года).

С хронологической загадкой помогли разобраться неизвестные до 1995 г. документы из архива Государственного музея истории религии. Они возвращают нас к церемонии закладки Соборной мечети, приуроченной к 25-летию правления эмира Бухарского Абдул-Ахат-хана. Благодаря его высокой культуре и деятельному участию в северной столице России появилось сооружение, построенное по правилам золотого сечения и наполненное аскетичной духовностью искусства ислама.

Строительство Соборной мечети стало событием в жизни мусульманской общины Петербурга, насчитывавшей к тому времени более 8 тыс. человек. А предшествовало ему завоевание русскими Средней Азии (1864-1873 гг.), освоение ими Великого хлопкового пути, в котором была кровно заинтересована текстильная промышленность пореформенной России. К этому времени появился и исследовательский интерес к культуре Востока, выяснению его вклада в развитие мировой цивилизации. Началось систематическое изучение истории Золотой Орды, Туркестана, Хивинского ханства.

В ноябре 1884 г. Петербургский университет совместно со специально созданной Археографической комиссией направил археолога и востоковеда, впоследствии члена-корреспондента Петербургской АН Н.И. Веселовского в Среднюю Азию, который, открыв там памятники среднеазиатской античной эпохи, стал первым исследователем самаркандского средневекового зодчества. Ученый завершил работу в 1905 г. изданием 1-го выпуска атласа "Мечети Самарканда". С этого времени грандиозные сооружения эпохи Тимура-Тамерлана (1336-1405) заняли в истории мировой культуры место, аналогичное мусульманским памятникам Испании.

В январе 1906 г. министр внутренних дел П.А. Столыпин утвердил Комитет по постройке в Петербурге Соборной мечети. Под патронажем эмира Бухарского прошел конкурс проектов. Обязательными условиями являлись: соблюдение восточного стиля, строгость внутреннего убранства (в декоре не допускалось изображение живых существ); наличие двух ярусов хоров, устройство в подвальном помещении дополнительного зала для верующих на время проведения ежегодных общемусульманских праздников. Для облицовки разрешалось использовать только естественный камень. Завершить мечеть должен был купол, при наличии двух минаретов допускалась их разновысотность.

Этот конкурс стал одним из самых представительных в истории Императорского Санкт-Петербургского общества архитекторов: всего было рассмотрено 45 работ. Итоги подвели 11 марта 1908 г. Первую премию получили проекты сразу трех зодчих: Н.В. Васильева, М.С. Лялевича и М.М. Перетятковича. Но для строительства эксперты рекомендовали один из проектов Н.В. Васильева, представленный под девизом "Тимур".

Автор предложил использовать для облицовки стен блоки гранита, а в отделке куполов мечети, минаретов и порталов - майолику; ее промышленное производство началось в 1906 г. в мастерской " Гельдвейн-Ваулин", расположенной в Кикерино под Петербургом (ныне - керамический завод "Горн") на богатых месторождениях синей кембрийской глины. Чтобы избежать произвольности при создании майоликовой декорации, руководитель мастерской, художник-керамист П. К. Ваулин командировал в Туркестан живописца П.М. Максимова. В результате в Кикеринских мастерских воссоздали способ изготовления средневековой восточной резной майолики.

К доработке проекта Н.В. Васильев привлек высокопрофессиональных специалистов А. И. фон Гогена и архитектора С.С. Кричинского. Они структурно объединили оба премированных проекта Соборной мечети Н.В. Васильева - "Тимур" и "Арабески". Из первого взяли формы купола, портала и минаретов, перемещенных в переулок, а также общий "самаркандский" характер храма. Из второго - план, трактовку основного массива и продольного фасада. Перемещение парадного вестибюля с фланкирующими его минаретами с главного, западного фасада на северный увеличило длину здания с 38 до 47,5 м. Минареты расположили по обе стороны входа для женщин.

14 декабря 1908 г. в Городскую управу представили окончательный проект мечети, а 3 апреля 1909 г. было получено свидетельство на ведение подготовительных работ. Одновременно проект направили на экспертизу в Императорскую академию художеств, где его в целом одобрили. Возражение вызвало лишь место предполагаемого строительства - Кронверкский проспект. По справедливому мнению экспертов, возведение мечети вблизи первого православного храма Петербурга - церкви Св. Троицы, рядом с домиком Петра Великого, нарушит историческую целостность старейшей части города.

Церемония официальной закладки состоялась 10 февраля 1910 г. Писатель и публицист, доктор богословия, редактор и издатель первой в России мусульманской газеты "Hyp" А. Баязитов открыл торжество словами: "...Мечеть наша будет красивой и послужит славой архитектуре и красой городу. Такой мечети, какая будет в Петербурге, нет ни в Париже, ни в Лондоне...".

В мае 1910 г. немецкий архитектор и подрядчик Г.-Ф. Канн начал подготовку к ее облицовке, для чего арендовал в Финляндии месторождения ковантсарского гранита и светло- серых тиурульских гнейсов. К отбору облицовочных материалов Г.-Ф. Канн подходил с глубоким пониманием ансамблевого значения создаваемых возле Троицкой площади новых архитектурных сооружений.

В ходе каменных и железобетонных работ подрядчики наблюдали за своевременным и качественным их выполнением, введением разнообразной арматуры для крепления облицовочных плит. Для скульптурных деталей (арматурных поясков, карнизов, медальонов, орнаментальных композиций) предварительно изготавливали гипсовые модели по чертежам авторов проекта. К концу года строительство вчерне было завершено. Однако скрытая невысокими парапетами крыша - характерная особенность культовых зданий мусульманской архитектуры - в условиях влажного и холодного петербургского климата потребовала сложных конструктивных решений возведения кровли и водосбросов, причем их трассировка, профили, крепежные элементы не должны были нарушать общую эстетику здания.

В 1911 г. завершили монтаж железобетонного купола, начали облицовку гранитом фасада, изготовили украшавшие его изречения из Корана на арабском языке. В августе того же года Н.В. Васильев разработал проект двухэтажного кирпичного служебного флигеля при мечети - дома для омовений. Кроме специальных помещений, обусловленных религиозной традицией, в нем планировалось устроить котельную для отопления всего храма и комнат для служащих. Эти работы полностью были завершены осенью 1913 г.

Несмотря на то, что Соборная мечеть не была еще полностью достроена, 21 февраля 1913 г. в ней состоялось первое богослужение, посвященное трехсотлетию царствования Дома Романовых, на котором присутствовали эмир Бухарский и хан Хивинский.

В 1914 г. окончательно одели в гранит южный фасад мечети; завершили майоликовую облицовку михраба * в центральном зале; закончили настил паркетных полов на втором и третьем этажах, мраморных - на площадках парадной лестницы; приступили к замене временного остекления на постоянное в металлических рамах. И самое главное - смонтировали большую люстру в центральном зале диаметром около 3 и высотой почти 5 м из патинированной бронзы на 80 свечей с заполнением из молочного стекла. Люстра представляет собой плоскую орнаментированную чашу с 16-пар-ными свисающими ажурными светильниками, бронзовый ее каркас украшает арабская вязь изречений из Корана.

С началом первой мировой войны (1914 г.) отделку здания замедлили: сократилось число пожертвований, возросли налоги, многих строителей мобилизовали на фронт. С целью сбора необходимых средств в сентябре 1914 г. посещение мечети сделали платным. Декорирование же порталов вели из ранее заготовленных материалов, ибо с 1916 г. на керамическом заводе, где их изготавливали, наладили выпуск снарядов для фронта, а в 1917 г. в огне пожара погибло все оборудование. В результате майоликовую отделку интерьера не закончили, хотя сохранившиеся авторские проекты позволяют воссоздать ее в процессе предстоящей реставрации храма.

В 1918 г. продолжили замену временного остекления на постоянное, но в конце года были арестованы расчетные счета мечети, и все работы прекратили. Тем не менее 30 апреля 1920 г. в ней начались регулярные службы. В 1921 г. из Бухары в Петроград для центрального зала доставили освященный большой тавризский ковер (площадью около 400 м) ручной работы - последний подарок эмира Бухарского, ставший важным элементом ритуального убранства мечети.

В конце 1921 г. соорудили крыльцо, а в 1923 г. установили на гранитный цоколь на кирпичном фундаменте чугунную решетчатую ограду (автор - С.С. Кричинский). Позднее вдоль нее, окружая внутренний дворик, высадили клены, липы, вязы, березы, сирень, акацию и шиповник.

Сохранилось обращение от 17 мая 1921 г. в Совнарком от имени строительного Комитета с просьбой "...разрешить двум членам Комитета по строительству Мечети проезд в Финляндию для приемки выполненных работ, необходимых для окончания постройки; работы эти были заказаны еще до войны и ныне закончены. Без получения и приемки этих строительных частей постройка до сего времени не может быть закончена...". Видимо, речь шла о гранитных блоках для крыльца портала для женщин и цоколя металлической ограды по периметру участка. Но официального ответа не последовало.

В 1924 г. власти провели оценку, опись и конфискацию части имущества мечети. В июне 1940 г. богослужения в ней запретили. Их возобновили в 1950-е годы по многочисленным обращениям верующих ленинградской мусульманской общины (тогда она насчитывала 15 тыс. человек) и ходатайствам лидеров международного освободительного движения - президента Республики Индонезии Сукарно и премьер-министра Индии Дж. Неру. С 1955 г. и по настоящее время мечеть - религиозно-образовательный центр, где совершают богослужения, изучают Коран, арабский и татарский языки.

В 1968 г. Соборная мечеть получила статус памятника архитектуры и охраняется государством. Однако сегодняшний ее облик разительно отличается от первоначального ввиду многих утрат и перестроек. В 1924-1928 гг. из имущества храма изъяли большой ковер, четыре бронзовых фонаря, три люстры, мебель. В 30-х, 50-х, 70-х годах видоизменили конструкцию крыши, тем самым нарушив ее геометрию, а также авторскую систему водосбора и водосброса; в итоге ухудшилось состояние гранитной и майоликовой облицовки. В 40-х годах деревянные двустворчатые резные двери северного и восточного порталов заменили на металлические. В 50-х годах исчезли некоторые фрагменты майоликового орнамента северного и восточного порталов.

Вышеназванные причины привели к прогрессирующему разрушению облицовки. И в 1996 г. майолика была заменена техническим фарфором. При этом изменились не только технические, но и эстетические характеристики здания.

Итак, этот замечательный памятник архитектуры спроектировали в 1907-1909 гг., начатые в 1909 г. строительные работы систематически вели до 1918г., завершили отделку к 1921 г. Эти даты можно дополнить еще одной - 1956 г., когда Соборная мечеть была возвращена мусульманской общине Санкт-Петербурга.

Найденные архивные документы позволяют окончательно осуществить замыслы автора и явить миру уникальную жемчужину отечественного зодчества серебряного века отечественной культуры.

* Михраб - молитвенная ниша в стене мечети, обращенная к Мекке; украшается орнаментальной резьбой, инкрустацией, росписью.


Кандидат искусствоведения В. А. ВИТЯЗЕВА, Санкт- Петербургский государственный университет

Кредит онлайн
Авторские права на статьи принадлежат их авторам
Проект компании Kocmi LTD