Литература

МЕЛИХОВСКОЕ СЕМИЛЕТЬЕ

Мелихово - один из главных музеев нашей страны, посвященных всемирно известному русскому писателю Антону Чехову. С 1892 по 1899 г. он проживал здесь со своими ближайшими родственниками. За это время были созданы свыше сорока знаменитых художественных произведений, в частности, рассказы и повести "Палата N 6", "Скрипка Ротшильда", "Бабье царство", "Студент", "Черный монах", "Мужики", "Ионыч", "О любви", "Анна на шее", "Три года", "Дом с мезонином", а также пьесы "Чайка" и "Дядя Ваня". Сегодня собрание музея, официально открытого в 1940-х годах, насчитывает более 25 тыс. экспонатов. Посещение усадьбы позволит узнать о том, как выглядело чеховское Мелихово и главное - каким был сам Чехов в те годы.

ПОКУПКА ИМЕНИЯ

"Ужасно люблю я все то, что в России называется имением. Это слово еще не потеряло своего поэтического оттенка", - так писал в октябре 1885 г. Антон Павлович издателю юмористического журнала "Осколки" Николаю Лейкину. А спустя 7 лет он и сам приобрел небольшое имение Мелихово, в 12 верстах от станции Лопасня Московско-Курской железной дороги. Таким образом, переезд за город не был случайным фактом его биографии: он давно мечтал о доме с садом и о жизни в деревне. Кроме того, свежий воздух был необходим и для его здоровья, подорванного длительной поездкой на остров Сахалин. После возвращения оттуда в одном из писем он отмечал: "Если я врач, то мне нужны больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди народа, а не на Малой Дмитровке, с мангустом... Нужен хоть кусочек общественной и политической жизни, а эта жизнь в четырех стенах без природы, без людей, без отечества, без здоровья и аппетита, это не жизнь". Для покупки имения были и другие причины: излишняя суетность и дороговизна московской жизни.

Семья писателя и даже знакомые принимали активное участие в поисках подходящего уголка. Первоначально предполагали купить хутор на Украине, но сделка не состоялась, что очень огорчило Антона Павловича. Стали искать по объявлению в газетах и остановились на Мелихове: оно соединяло в себе черты усадьбы и дачи, что отразилось на внешнем облике главного дома. Ранее имение принадлежало мелкопоместным дворянам, а потому основной дом выстроили в строгом классическом стиле. Следующий владелец, художник-декоратор Николай Сорохтин пристроил к восточному фасаду затейливую террасу, в самом же доме сделал стрельчатые окна с цветными стеклами, что подчеркивало его дачный характер.

Антон Павлович, занимавшийся тогда поездками по голодающим губерниям страны, не мог побывать в Мелихове: он попросил осмотреть имение сестру Марию и младшего брата Михаила. Поскольку писатель поставил ультиматум, что, если имение в сельской местности не будет куплено как можно быстрее, он уедет за границу, то необходимо было спешить. Приехав на место, молодые люди увидели, что все постройки выкрашены в яркие, свежие цвета. Крыши были зеленые и красные, и на фоне белого снега (все происходило зимой) усадьба производила хорошее впечатление. С решением о ее покупке тянуть не стали, и уже зимой 1892 г. Чехов стал владельцем Мелихова. Полностью семья перебралась туда 1 марта, а сам он - 4 марта.

Это событие, в сущности, открыло новую страницу в биографии не только самого Чехова, но и всей его семьи. Скитавшиеся до этого по различным московским квартирам, часто малоудобным и неуютным, родственники писателя (отец Павел Егорович, мать Евгения Яковлевна, сестра Мария) впервые почувствовали себя по-настоящему дома.

РАБОТА И ХОЗЯЙСТВО

С весны началась масштабная перестройка имения. Все, что по тем или иным причинам не нравилось новым хозяевам, уничтожали или переделывали; активное участие в этой работе принимал сам Антон Павлович. По его задумке у дома был сооружен колодец. Вскоре возвели кухню, людскую и скотный двор, огороженные плетнем на украинский манер, баню, ригу (амбар для сушки снопов и молотьбы) и конюшню (позже последние отстраивали заново).

"Сажать, строить, создавать, выращивать - это была стихия Антона Павловича", - свидетельствовала Мария Чехова. Сама она занималась огородом и садом, а писатель - посадкой деревьев и уходом за ними; отец расчищал дорожки и проводил новые (он вел ежедневник, который сейчас хранится в Центральном государственном архиве литературы и искусства в Москве). На огороде зрели баклажаны и артишоки, вывели гусят, из Петербурга прислали двух изумительных щенков таксы, названных "Хиной" (рыженькая) и "Бромом" (черненький), ставших любимцами писателя.

В хозяйстве Чехова интересовало все: он вставал в 4 - 5 ч утра, выпив кофе, выходил в сад и подолгу осматривал каждое фруктовое дерево и куст, подрезал его или же долго просиживал на корточках у ствола и за чем-то наблюдал. Собственноручно Антон Павлович посадил 60 вишен и 80 яблонь, разводил свои любимые цветы - розы и тюльпаны. Будучи страстным рыболовом, запустил в маленький пруд у дома карасей и линей, а вскоре распорядился о сооружении нового большого пруда, который обсадили молодыми деревьями. Через три месяца в усадьбе все переменилось: появился домашний скот, необходимые весенние работы были выполнены без опоздания и по всем установленным правилам. Подводя итог первому году жизни в усадьбе, Антон Павлович писал 10 октября 1892 г. своему другу, известному журналисту Алексею Суворину: "Благодаря нашему культуртрегерству (окультуривание территории), Мелихово стало для нас неузнаваемо и кажется теперь необыкновенно уютным и красивым".

В Мелихове, да и по всей округе, Чехова знали как хорошего лекаря, строителя школ, присяжного заседателя в Серпуховском уезде. Он постарался установить добрые отношения с местными крестьянами; бывал на сельских сходках, где решались общественные дела. Многочисленные просьбы крестьян не встречали отказа с его стороны: он разрешил расширить за счет своей земли дорогу для прогона скота, снял существовавшую ранее аренду за эти прогоны, а часть земли вообще отдал крестьянам, позволил косить сено в лесу. В деревне на его средства вырыли общий пруд и построили пожарный сарай. Но больше всего забот с соседями было у Чехова-врача. "С первых дней, как мы поселились в Мелихове, - свидетельствует его младший брат Михаил, первый биограф писателя, - все кругом знали, что Антон Павлович - врач. Приходили, привозили больных в телегах и далеко увозили самого писателя к больным. С самого раннего утра пред его домом уже стояли бабы, и дети ждали от него врачебной помощи. Он выходил, выстукивал, выслушивал и никого не отпускал без лекарств".

Надо отметить, что год переезда Чехова в Мелихово совпал с эпидемией холеры, распространявшейся с юга в центр России. Антон Павлович помогал людям бороться со страшным недугом: за свой счет оборудовал мелиховский врачебный участок, снял избу под амбулаторию, постарался обеспечить пункт необходимым оборудованием, добился разрешения пригласить фельдшерицу. Недаром на его участке из 25 деревень не было ни одного случая заболевания холерой.

ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Помимо того, что Чехов был известен всей округе как писатель и врач, он проявил себя и как общественный деятель: его стараниями 1 января 1896 г. открыли почтовое отделение в Лопасне (теперь город Чехов, где располагается Музей писем Чехова). Он просил своих друзей покупать марки только там, чтобы поддержать отделение. Об этом Чехов скромно упомянул в письме своему знакомому Александру Киселеву: "За время, пока мы тут живем, открылась почта, построили мост через реку, стали останавливаться скорые поезда, с весны начнут строить шоссе". Последнее - это дорога от станции Лопасня до Мелихово, на строительство которой земство с трудом отпускало средства. Она стоила Антону Павловичу немалых хлопот. Но даже после переезда из Мелихова в Ялту (1899 г.) Чехов продолжал заботиться о том, чтобы работы были завершены.

С нескрываемым интересом участвовал Чехов (на общественных началах) во Всероссийской переписи населения 1897 г. Он до конца жизни хранил у себя портфель, с которым обходил тогда крестьянские избы.

СТРОИТЕЛЬСТВО ШКОЛ

"Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу, колодезь или что-нибудь вроде, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно", - заметил Чехов в записной книжке. Приведенные слова заставляют нас вспомнить о его жизни в мелиховские годы: почти пять лет он сам посвятил строительству школ - лично хлопотал в земстве, чертил планы, закупал строительные материалы, нанимал рабочих. За это время им было возведено три школы; самая первая - в селе Талеж, в которую с 19 ноября 1894 г. Антона Павловича назначили попечителем. "Весной я буду строить новую школу в селе, где попечительствую; загодя нужно составить план, сметы, съездить то туда, то сюда и проч.", - писал Чехов издателю Алексею Суворину уже 20 октября 1895 г. Главной задачей для него тогда было все организовать и за всем проследить. Именно поэтому он знакомится с планами и чертежами многих школ Серпуховского уезда. Ему очень хочется, чтобы строящееся учебное заведение было идеальным во всех отношениях. Помогают писателю в составлении плана земские деятели, близкие его знакомые - сосед по имению князь Сергей Шаховской (внук декабриста Федора Шаховского) и врач-хирург Иван Витте. Чехов посвящает этой затее много времени - на протяжении всего 1896 г. почти в каждом его письме есть сообщение о том, как идут дела со строительством.

Зиму 1897 г. больной Антон Павлович проводит в Ницце, но мысленно часто возвращается в свое подмосковное имение, живо интересуется делами школ и просит сестру Марию: "Узнай, сколько в Талежской школе мальчиков и девочек, и, посоветовавшись с Ваней (Ваня - брат Чехова, народный учитель, преподававший в Москве. Во многом помогал Антону Павловичу в выборе школьных пособий, учебников и т.д. - Ю. Б.), купи для них подарков к Рождеству. Беднейшим валенки... Девочкам что-нибудь поцветастее".

Привлекает посетителей нашего музея Похвальный лист, выданный ученику Талежского училища Стопкину Ивану; на нем есть подпись Чехова как попечителя училища (стоит отметить, что Антон Павлович старался присутствовать на всех школьных экзаменах). Сохранилась еще и книга из небольшой школьной библиотеки, переданная музею сестрами Бочковыми, учительницами Талежской школы: сборник стихотворений русского поэта Спиридона Дрожжина (1848 - 1930), вверху на титульном листе тоже стоит автограф "Антон Чехов".

Вторая школа была возведена Антоном Павловичем в деревне Новоселки. Мария Павловна, глубоко переживавшая за все дела брата и всегда принимавшая в них активное участие, вспоминала, как в 1897 г. к Чехову пришла депутация от крестьян этого села с просьбой построить у них школу. В марте того же года у писателя резко ухудшилось здоровье (горлом пошла кровь): он лежал в Остроумовской больнице в Москве, и к нему допускали только самых близких людей. Но он добился, чтобы к нему обязательно пропустили новоселковского учителя Николая Забавина. Антон Павлович все время поддерживал с ним связь, волновался, что по причине его долгой болезни школа не будет готова к первому сентября. В постройку учебного заведения внесли свой вклад и "Серпуховское собрание любителей драматического искусства" (среди его участников фигурируют земские деятели братья Сериковы, художник Сергей Типикин, режиссер Роман Тихомиров): они совместно с московскими любителями драматического искусства и друзьями Чехова - писательницей Еленой Шавровой и ее сестрой Ольгой Дарской - ставят две маленькие комедии. На афише предстоящего спектакля включена надпись: "В пользу Серпуховской земской школы при селе Новоселки". Школу освятили 13 июля 1897 г.

Постройка третьей по счету школы, Мелиховской, завершена в 1899 г. Но еще годом раньше Чехов снял для этого избу и взял на себя нелегкие хлопоты, связанные с ее открытием. Незаменимой помощницей в строительстве снова оказалась сестра писателя. Она отмечает, как загорелась делами брата, как захотела своими силами тоже построить школу. Ей принадлежит идея разыграть в лотерее три этюда художника Исаака Левитана: полученные в результате деньги пошли на реализацию задуманного проекта. Для этой же цели продавали яблоки из мелиховского сада.

Антон Павлович хлопотал об удобной мебели для всех своих школ, сделал заказ по эскизам профессора-гигиениста Федора Эрисмана. Были подобраны нужные книги и учебники. Некоторые из них представлены сейчас в музейной экспозиции (они были найдены на чердаке Мелиховской школы).

Среди сохранившихся школьных экспонатов отдельно следует сказать о так называемом "волшебном фонаре". Это необычный предмет, похожий на фотоаппарат, но с загнутой трубой, стоит на столе учительницы. С его помощью показывали "теневые картинки", что было для учащихся целым событием. В классе занавешивали окна, натягивали белую простыню. В отверстие задней стенки фонаря ставили небольшую керосиновую лампу, и дети, которые не видели ничего, кроме родной деревни, переносились в другие страны, окунались в моря и океаны, посещали огромные города, разглядывали необычный животный мир, постигали физические явления. Не каждая школа имела "такое чудо": часто фонарь передавался из одного учебного заведения в другое.

В 1899 г. Чеховы покинули Мелихово и уехали на постоянное жительство в Ялту, но тем не менее продолжали интересоваться состоянием дел в построенных учебных заведениях. Так, Мария Павловна была попечительницей школы в Мелихово до 1918 г.

Не одно поколение детей закончило школы, построенные Чеховым. К сожалению, не сохранилась школа в селе Талеж: в 1934 г. ее решили разобрать и сделать из бревен пожарный сарай в Лопасне. Две других, о которых шла речь выше, стоят до сих пор: в настоящее время они являются частью музейной экспозиции. В Мелиховской школе воссозданы класс земской школы и квартира сельской учительницы. А в Новоселковской после ремонта открылась новая выставка "В мире чеховских героев".

"ЖДУ К СЕБЕ ЕЩЕ ПРОПАСТЬ ГОСТЕЙ"

У Чехова в Мелихово бывало много гостей. Его часто посещали писатель-драматург Игнатий Потапенко, писательница и переводчица Татьяна Щепкина-Куперник, художник Исаак Левитан, писатель-журналист Владимир Гиляровский, режиссер Владимир Немирович-Данченко и др. Туда не раз приезжал французский ученый, писатель, профессор Бордоского университета, ставший впоследствии одним из первых переводчиков чеховских произведений на французский язык, Жюль Легра (позже в своей книге "Au pays russe" ("В русской стране"), вышедшей в Париже в 1895 г., он описал первую встречу с Чеховым, состоявшуюся в 1892 г.).

В доме всегда было шумно и весело, звучала музыка. Говорили об искусстве и литературе. Так, Потапенко вспоминал: "Музыкой и пением в Мелихове были наполнены наши дни. Хорошая музыкантша Лидия Стахиевна Мизинова, большая приятельница Антона Павловича и всей его семьи, садилась за рояль и пела. А Антон Павлович обыкновенно заказывал те вещи, которые ему особенно нравились". Чехов любил романсы Глинки, фортепьянные пьесы Листа, Шопена, Грига, Бетховена. Но особенно дорог ему был Чайковский - на письменном столе в кабинете писателя стояла фотография Петра Ильича с дарственной надписью: "А. П. Чехову от пламенного почитателя. П. Чайковский. 14 окт. 89".

"Случалось, что во время шумного разговора или музыки Антон Павлович вдруг исчезал, но ненадолго, через несколько минут он появлялся, и оказывалось, что в это время он был у себя в кабинете, где написал две-три строчки, которые сложились в его голове, - замечал Потапенко. - Это он делал довольно часто в течение дня. По вечерам, когда около полуночи все в доме расходились по своим комнатам и в доме потухали огни, в его кабинете долго еще горела лампа".

Людей в мелиховском доме подчас собиралось так много, что их просто негде было разместить, поэтому хозяева приняли решение построить для этого маленький флигель. "Флигель у меня вышел мал, но изумителен, - писал Чехов по этому поводу 26 июня 1894 г. Алексею Суворину. - Плотники взяли за работу 125 рублей, а устроили игрушку, за которую на выставке мне дали бы и 500 рублей". Младший брат писателя Михаил отмечал: "Это был маленький домик в две крошечные комнатки, в одной из которых с трудом вмещалась кровать, а в другой - письменный стол. Сперва этот флигелек предназначался только для гостей, а затем Антон Павлович переселился в него и там впоследствии написал свою "Чайку". Флигель этот был расположен среди ягодных кустарников, и чтобы попасть в него, нужно было пройти через яблоневый сад. Весной, когда цвели вишни и яблони, в этом флигельке было приятно пожить, а зимой его так заносило снегом, что к нему прокапывались целые траншеи в рост человека". И действительно, новый домик так понравился писателю, что он решил перебраться туда в поисках уединения от многочисленных гостей: здесь ему никто не мешал работать. Поздними осенними вечерами 1895 г. долго светилась лампа в окошке домика - под пером Чехова оживали его герои. А утром начиналась обычная жизнь: приходили больные крестьяне, доктора Чехова вызывали в соседние деревни. В теплое время года шел прием больных в сенях флигеля. На балкончике домика, на флагштоке поднимался красный флажок - сигнал для местных жителей, что Антон Павлович дома и к нему можно идти.

По сей день на флигеле висит мемориальная доска со словами "Мой дом, где была написана "Чайка". Слова эти адресованы Ольге Книппер (1868 - 1959), актрисе Московского художественного театра, ставшая женой писателя в 1901 г. Она поразила Чехова своей игрой. Впервые он увидел ее в роли царицы Ирины в пьесе Алексея Толстого "Царь Федор Иоаннович". Спустя несколько дней Антон Павлович уехал на зиму в Ялту, а затем написал Алексею Суворину: "Перед отъездом, кстати сказать, я был на репетиции "Федора Иоанновича". Меня приятно тронула интеллигентность тона, и со сцены повеяло настоящим искусством, хотя играли и не великие таланты. Ирина, по-моему, великолепная. Голос, благородство, задушевность - так хорошо, что даже в горле чешется... Если бы я остался в Москве, то влюбился бы в эту Ирину". Чехов не забыл талантливую актрису.

Вернувшись из поездки, пригласил ее в Мелихово (он сделал это своеобразно - отправил ей фотографию своего флигеля, а на обороте написал: "Мой дом, где была написана "Чайка". Ольге Леонардовне Книппер на долгую память"). Ей очень понравилось имение, и она долго помнила свой приезд туда: "Три чудесных весенних солнечных дня провела я в Мелихове, небольшом имении Чеховых под Серпуховом ... Антон Павлович такой радостный, веселый... Он показывал свои "владения": пруд с карасями, которыми он гордился, - он был страстный рыболов, - огород, цветник... Все решительно пленило меня там: и дом, и флигель, где была написана "Чайка", и сад, и пруд, и цветущие деревья, и телята, и утки, и сельская учительница, гулявшая с учителем по дорожке". Отметим: второй раз Ольга Книппер посетила Мелихово (где она стала долгожданной и почетной гостьей) в 1958 г. Тогда она и подарила музею эту фотографию флигеля с автографом Антона Павловича.

А во время первого ее визита в Мелихово Чеховы уже понемногу готовились к переезду в Ялту. Имение скоро продадут: одни вещи уедут на новое место жительства, другие увезут на свои квартиры братья писателя, а свои письменный стол, кресла, книжный шкаф Чехов подарит мелиховской школе.

МЕЛИХОВО ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

К несчастью, в послереволюционные годы жизнь не пощадила усадьбу: уютный и гостеприимный главный дом в конце 1920-х годов начал разрушаться и был разобран. Чеховское имение оказалось в полном запустении. Все трудности преодолел и чудом уцелел лишь маленький флигелек. Именно ему было уготовано судьбой стать первым музеем Чехова в Мелихове: там проводились первые экскурсии. Решение о создании музея Чехова в Мелихово как филиала Серпуховского историко-краеведческого музея было принято в 1939 г. В 1944 г. он открылся для посетителей, а первым его директором стал Петр Соловьев, командированный туда вместе с художником Иваном Басовым. Когда начались восстановительные работы, Соловьев обратился за помощью к сестре Чехова Марии Павловне, которая в письме подробно описала и нарисовала постройку, отметила назначение помещений. К тому же Соловьев стал ездить по трем соседним районам - Серпуховскому, Лопасненскому и Михневскому - в поисках чеховских вещей. Записывал он и воспоминания крестьян из окрестных деревень, помнивших Антона Павловича.

В течение 1940 г. фонды Серпуховского музея активно комплектовались документами, книгами и другими предметами с целью их последующего экспонирования в Мелиховском филиале. Так, первым экспонатом, приобретенным в одном из букинистических магазинов Москвы для Мелихово, был литографический портрет Антона Павловича кисти художника Сергея Хорина, на котором костюм и волосы писателя изображались с помощью текстов из его произведений. Из Центральной библиотеки Серпухова были переданы три книги Чехова - "Рассказы", "Пестрые рассказы" и "Каштанка" с его автографами. Оттуда же поступили номера журналов "Северный вестник" с первыми публикациями рассказов писателя "Скучная история" и "Именины". Свои работы для Мелиховского музея передала художница и друг семьи Чеховых Мария Дроздова. Но самое значимое поступление того периода - это шесть писем Чехова 1896 г. ветеринарному врачу Владимиру Глуховскому. Они были приобретены у серпуховчанина Николая Болотникова, которому их подарил сын Глуховского. Однако это далеко не полный перечень экспонатов, собранных сотрудниками Серпуховского музея для Мелихово.

Соловьев обратился за помощью еще и в Государственный литературный музей в Москве - его сотрудники Клавдия Виноградова и Ольга Кудрявцева разработали план выставки "Антон Павлович Чехов". К началу 1941 г. уже был отреставрирован мелиховский флигель. В распоряжение нового музея тогда же передали дополнительное помещение - бывшую столовую.

Итак, филиал Серпуховского историко-краеведческого музея в Мелихово был открыт 29 января 1941 г., но предполагалось еще дальше продолжать сбор, изучение, систематизацию материалов для Мелихова. Однако начавшаяся Великая Отечественная война не позволила осуществиться планам. Лишь к ее концу встал вопрос о возобновлении работы Мелиховского музея. Впрочем, рамки филиала были уже тесны - необходимо было создать самостоятельный музей Чехова, восстановить главный усадебный дом, привлечь квалифицированные кадры, способные возглавить и осуществить воссоздание не только внешнего вида, но и атмосферы чеховской усадьбы. Все это и было осуществлено.

В настоящее время общая мелиховская музейная коллекция насчитывает свыше 25 тыс. экспонатов. Наиболее ценные из них - 35 автографов Чехова, 270 фотографий писателя, членов его семьи и окружения, 200 прижизненных изданий писателя, 200 мемориальных предметов быта всей семьи, 400 редких книг, датируемых XVIII в. и позднее. Богат наш фонд и изобразительными материалами: тут представлены 70 произведений художников Исаака Левитана, Василия Поленова, Эммануила Браза, пейзажистов Алексея Степанова и Прокофия Серегина. Интереснейший музейный раздел - это, несомненно, живописные и графические работы сестры Марии и брата Николая Чеховых.

Итак, побывав сегодня в музейном комплексе, можно посетить отстроенный основной дом, флигель, где была написана "Чайка", школу, возведенную по инициативе Антона Павловича, новую экспозицию музея "Амбулатория доктора Чехова". Кроме того, есть возможность прогуляться по "Аллее любви", которая помнит шаги самого писателя, посидеть в тени благоухающего мемориального сада, обойти пруд и полюбоваться огородом "Уголок Франции".

Отметим: теперь музей имеет еще два филиала в городе Чехове - Музей писем Чехова и усадьба "Лопасня-Зачатьевское" (бывшее имение семей Васильчиковых, Ланских, Пушкиных и Гончаровых, где сохранился жилой дом, старинный парк с каскадом прудов, а возле местной церкви Зачатия Святой Анны расположен некрополь, где покоятся потомки Александра Пушкина). В мелиховские годы жизни у Антона Павловича было около четырехсот корреспондентов, а сам он написал более 2 тыс. писем, в основном доставленных через Лопасненскую почту, о которой шла речь выше. Теперь все они находятся здесь. С исторической достоверностью восстановлено и почтово-телеграфное отделение. А в части здания, некогда служившего жилым помещением семьи почтмейстера, работает музейно-образовательная программа "Живое письмо", способствующая сохранению эпистолярного наследия.


Юлия БАЛАБАНОВА, заведующая отделом развития, новых информационных технологий и связей с общественностью Государственного литературно-мемориального музея-заповедника А. П. Чехова в Мелихово (Московская область)

Белые оригинальные ежедневники купить для преподавателей.
Авторские права на статьи принадлежат их авторам
Проект компании Kocmi LTD