Космонавтика

КУДА ПОЛЕТИТ СОЛНЕЧНЫЙ ПАРУС?

В подмосковном городе Химки специалисты легендарной космической фирмы НПО им. С. А. Лавочкина изобрели уникальный межпланетный корабль, движимый ... солнечным парусом.

Идея, конечно, не нова, - ответил Владимиру Попову в газете "Московский Комсомолец" руководитель этого проекта Виктор Кудряшов. - Ведь о силе солнечного света размышляли еще в 1619 г. немецкий астроном Иоганн Кеплер, в 1873 г. - английский физик Джеймс Максвелл, в 1900 г. - создатель первой русской научной школы физиков Петр Лебедев, который доказал существование светового давления и определил, что его величина соответствует вычисленной по электромагнитной теории света. А в 20-х годах XX в. наш соотечественник, родоначальник практической космонавтики Фридрих Цандер опубликовал теоретические работы о применении тончайших листов в летательных аппаратах для межпланетных полетов и давлении света на комбинированные зеркала.

Что же представляет собой "химкинский" парус? Один из его элементов - треугольный серебристый лепесток площадью 75 м из полимерной пленки толщиной всего 5 мк, покрытый с одной стороны алюминиевым субмикронным напылением. Поверхность лепестков паруса армирована специальной лентой, позволяющей локализовать ее повреждение в полете, например, в случае пробоя микрочастицами.

Что касается всего летательного устройства, то оно укомплектовано восемью такими лепестками. Каждый из них упакован в контейнер размером с энциклопедический словарь. В открытом космосе паруса должны развернуться и удерживаться пневматическим каркасом, который приобретает необходимую жесткость после того, как их наполнят газом. Все лепестки крепятся к метровой платформе, на ней размещается и необходимая аппаратура. Конструкция потащит за собой весь летательный аппарат, хотя на площадь паруса 600 м действует сила около 3 г.

Далее Кудряшов пояснил: известно, что по земным меркам давление фотонов солнечного света весьма незначительно, но при отсутствии гравитационных факторов и воздействия атмосферы оно действует в течение длительного времени и потому может существенно влиять на положение и траекторию космического аппарата. При благоприятных условиях такого давления вполне достаточно, чтобы парусник на просторах Вселенной разогнался до скорости в несколько десятков километров в секунду. Причем наиболее эффективно использовать его можно именно в межпланетном сообщении - свет Солнца все время будет "бить" в лепестки изделия. А на околоземной орбите платформа с парусом периодически находится то на свету, то в тени Земли - значит, придется время от времени поворачивать каждый лепесток вокруг своей оси. Впрочем, как говорится, это дело техники.

Начнут ли использовать данные паруса в ближайшей перспективе? В НПО им. С. А. Лавочкина убеждены: все к тому идет. Конечно, о станции с экипажем на борту речь пока не идет, но в качестве космического зонда с научной аппаратурой, который можно направить к границам Солнечной системы, это вполне реально. И не только. Совместно с Институтом космических исследований РАН в НПО разработали проект "Солнечная погода". Суть идеи в том, что платформа с лепестками сможет подойти к нашему светилу гораздо ближе, чем существующие аппараты. В результате устойчивая галоорбита может быть построена на расстоянии 3 млн. км от Земли, а не 1,5 млн, как ныне. Возмущения в солнечном ветре и магнитном поле, которые достигнут нашей планеты и вызовут нарушения в системах связи, линиях электропередачи, аппаратура паруса начнет фиксировать куда быстрее. Следовательно, и сигнал тревоги на Земле получат гораздо раньше.

Другой вопрос: когда предложенные серебряные лепестки распустятся во Вселенной? Кстати, и в других странах думают о подобных устройствах. Например, в 1999 г. Германское аэрокосмическое агентство совместно с Европейским космическим агентством (ЕКА) отрабатывали в земных условиях технологию разворачивания четырехсекционного паруса. Сегодня на повестке дня ЕКА - запуск соответствующего зонда к Меркурию. В свою очередь, американцы в 2004 г. в вакуумной камере раскрыли аналогичную двадцатиметровую модель. А в настоящее время в НАСА все громче и активнее говорят об отправке своего парусника к границе Солнечной системы. Японский институт космических исследований в том же 2004 г. провел эксперимент по раскрытию элементов сходной конструкции на высотах 120 и 170 км. И желаемое свершилось.

А что же мы? Россияне, подчеркнул Виктор Кудряшов, конечно, могли быть первыми в этом деле. Но испортила все досадная случайность. 21 июня 2005 г. специалисты НПО им. С. А. Лавочкина завершили подготовку к полету парусника "Cosmos-1". Для вывода его за пределы Земли пуск конверсионной ракеты "Волна" из глубин Баренцева моря производил экипаж подводного атомохода "Борисоглебск". Увы... В носителе что-то не заладилось, и на 83-й минуте подъема он рухнул вниз. До этого, в 2001 г., на такой же "Волне" не сработал аппарат с двумя лепестками - он должен был продемонстрировать процесс развертывания солнечного паруса в космическом пространстве. Теперь вся надежда - на дальнейшую настойчивость химкинских специалистов.


Владимир МАРОНОВ

Авторские права на статьи принадлежат их авторам
Проект компании Kocmi LTD