Космонавтика

КОСМИЧЕСКАЯ НАВИГАЦИЯ

В Москве, в выставочном комплексе "Экспоцентр" состоялся III Международный форум по спутниковой навигации, организованный компанией "Профессиональные конференции". Его активно поддержали Российская академия наук, Правительство Москвы, ряд министерств: регионального развития, транспорта, экономического развития, внутренних дел РФ, Федеральное агентство по информационным технологиям, другие организации и ведомства.

На форум прибыли более тысячи российских и зарубежных делегатов, с докладами выступили свыше ста человек. И это не случайно: рассмотренные ими навигационные системы широко используются во многих уголках мира для решения научных, хозяйственных, политических и иных задач. В ногу со временем идут и отечественные ученые, конструкторы. Крупнейшим инновационным проектом в этом смысле сегодня выступает система ГЛОНАСС* - орбитальная группировка спутников, которая, как отметил на форуме заместитель председателя Правительства РФ Сергей Иванов, обеспечивает стопроцентное навигационное обслуживание территории страны. В ней сосредоточены новейшие достижения науки и техники, доведенные до практической реализации и работающие на пользу всего общества. Кроме того, она является составной частью нашей технологической безопасности, весомым аргументом политического и экономического влияния на международной арене.

На пленарных заседаниях форума одним из первых выступил руководитель Федерального космического агентства (Роскосмос), доктор технических наук Анатолий Перминов. Он рассказал о главных принципах государственной политики РФ в области использования спутниковых навигационных технологий, особо подчеркнув, что система ГЛОНАСС - важная часть инфраструктуры России, гарантирующей ее национальную безопасность и экономическое развитие, а соответствующие базовые навигационные услуги предоставляются всем потребителям на безвозмездной основе. Кроме того, расширение международного сотрудничества в этой сфере осуществляется для обеспечения совместимости и взаимодополняемости ГЛОНАСС с другими аналогичными глобальными и региональными проектами мира.

В докладе названы основные направления деятельности Роскосмоса, в частности: мониторинг природной сферы; контроль за чрезвычайными ситуациями; дистанционное зондирование Земли**; обеспечение глобальной связи и телевещания на всей территории нашей страны, а также орбитальных полетов, в том числе международных; отработка уникальных технологий производства на орбите новых материалов и веществ с оригинальными свойствами и многие другие.

На стратегии США в области развития космических средств и навигации остановился Рэй Е. Клор, старший советник по вопросам программы GPS-Galileo. В его докладе отмечалось, что американские специалисты стремятся сотрудничать с такими ключевыми странами, предоставляющими навигационные услуги, как Россия, Япония, Индия и члены ЕС, выступают в поддержку новых инициатив, способствуют интеграции глобальных спутниковых систем.

В свою очередь, представители европейских компаний проинформировали гостей "Экспоцентра" о перспективах развития своей навигационной спутниковой программы Galileo, решении проблем координации шкал всемирного времени. Самым ярким выступлением на эту тему был доклад немецкого ученого Вольфганга Шефера об установке частотно-временных систем, созданных на основе цезиевых мазеров.

Но наиболее интересной частью данного собрания ученых и специалистов стало обнародование информации о возможностях использования и применения спутниковых навигационных аппаратов в различных сферах экономической и хозяйственной деятельности. Один из них - автолокатор ("Система мониторинга и управления автопарком, Москва"), обеспечивающий контроль за местоположением транспорта в рабочем режиме, оптимизацию управления автопарком, сокращение расходов на эксплуатацию автомобилей, пресечение попыток угона машин и хищения грузов.

Среди новых разработок - продукция компании "Цезарь Сателлит" (Москва). Предложенная ею противоугонная аппаратура оказалась значительно эффективнее традиционной. Иными словами, большое устройство под капотом собирает и передает в мониторинговый центр информацию о том, что происходит с автомобилем. Оно определяет скорость его передвижения, местонахождение, интенсивность использования. Достоверные сведения об этом выводят отношения между автовладельцами, продавцами и страховщиками на новый уровень, ибо, скажем, последние смогут минимизировать свои риски по статье "ущерб". А в результате "история" любого автопроисшествия станет прозрачной, случаи мошенничества и споров при дорожных ситуациях будут исключены.

Не меньший интерес на форуме вызвали системы мониторинга и управления транспортными средствами жилищно-коммунального хозяйства, выездных бригад скорой и неотложной медицинской помощи, пеших и конных нарядов подразделений МВД РФ и др.

На пленарных заседаниях демонстрировались также глобальные навигационные спутниковые системы, методы применения их в других сферах экономики, в частности на железнодорожном, морском и речном транспорте, в авиации и на море, в геодезических и строительных работах, геологоразведке и горнодобывающей промышленности.

В целом мероприятие в "Экспоцентре" еще раз подтвердило: развитие отечественных инновационных технологий на основе спутниковых систем создает благоприятные условия и возможности для дальнейшего научно-технического прогресса, совершенствования реального сектора экономики страны, частного бизнеса.

* См.: Ю. Носенко и др. ГЛОНАСС сегодня и завтра. - Наука в России, 2008, N 5.

** См.: О. Закутняя. Космический мониторинг Земли. - Наука в России, 2008, N 2.


Евгений МУЛТЫХ, старший преподаватель Московского автомобильно-дорожного института (МАДИ)

Авторские права на статьи принадлежат их авторам
Проект компании Kocmi LTD