Архитектура
КАК СОЗДАТЬ ИДЕАЛЬНУЮ ЖИЛУЮ СРЕДУ?

Сегодня научно-технический прогресс от разобщенных областей знаний и их адресного приложения плавно сменил курс на гуманистичность, целостность представлений о человеке и окружающем его мире. В связи с этим архитектура - самый востребованный синтез искусства, науки и мастерства - начинает играть особую роль.
Проектирование жилища, своеобразного генофонда зодчества, в современных условиях поворачивается лицом к реальному индивидууму с его конкретными запросами, образом мышления и ментальностью, а не к так называемому среднестатистическому заказчику.
Частный дом, "родовое гнездо", безопасное место для удовлетворения практических потребностей, осуществления ключевых процессов жизнедеятельности - восстановления сил, построения планов на будущее, их реализации - становится отражением не только статуса, имущественного положения, но и самой личности владельца, включая его духовные предпочтения, понятия о соответствии формы содержанию. Эта тенденция распространяется на внешний и внутренний облик жилища (в том числе предметное наполнение), организацию прилегающего ландшафта, другие компоненты нашего окружения, которые все меньше зависят от тенденций моды и больше от запросов и пристрастий обитателей. Так возникает личностная архитектурно-пространственная среда, характеризующаяся соединением науки, искусства, новейших технологий и психологических предпочтений заказчика, основанных на его индивидуальном опыте, художественном вкусе и уровне интеллектуального развития.
Роль зодчего в этих условиях возрастает. Импровизируя на данную тему, он может многое почерпнуть в лучших образцах мировой архитектуры прошлого и современности, даже более того, словно бы превращается в ювелира, обрамляющего "драгоценные камни" человеческих душ в неповторимую "оправу", побуждая их не только максимально раскрываться, но и совершенствоваться.
Предлагаемый подход к созданию идеального жилища - совокупность приемов и решений, направленных на максимальный учет сознательных и подсознательных факторов психологии человека при формализации его представлений о своем доме, мы назвали трансперсональным. Он призван не только воплотить идею устройства индивидуального (для конкретного владельца и его семьи) по формам организации, функциям пространства, но и гармонизировать его искусственную и естественную составляющие.
Действительно, с точки зрения зодчества среда нашего обитания, несущая в объемных, пластических формах некую информацию, не что иное, как искусственный ландшафт, часть поверхности Земли, и его компоненты вплетены в естественное окружение. В основе этого рукотворного образования - три начала, связанных энергоинформационным взаимообменом: природа, предметный мир и человек. Ведь не секрет, что с позиций биологии, химии, физики мы сами - активные элементы жизненного пространства, которое воспринимаем через ощущения, сознание, подсознательные состояния на молекулярном, генном, психологическом и других уровнях. В то же время конкретными действиями способствуем его изменению. Постоянно защищаясь от агрессивных проявлений окружающей среды, люди стремились приспособить ее для собственных нужд, постепенно начали преобразовывать и в итоге теперь должны защищать от самих себя.
Поэтому главное, на что направлен обсуждаемый метод, - выработка архитектурных решений, позволяющих устранить причины дезинтеграции человека и природы. Иными словами, трансперсональное проектирование рассматривает индивидуума, его деятельность, жилую среду как неделимую систему, развивающуюся по определенным законам, влияющую на существование всего биологического разнообразия. И достичь такой гармонии в каждом конкретном случае предполагается путем грамотной организации ландшафта для удобства обитателей (с помощью оптимального подбора соответствующих объектов), благоприятного расположения дома на отведенном участке, определения мероприятий по реновации территории после строительства и, конечно, учета предпочтений заказчика.
Особо следует выделить энергетический - наиболее утонченный способ взаимодействия людей с естественным окружением, позволяющий им контактировать со всем объемом последнего (включая флору и фауну), что необычайно важно для понятия "проектирование" в предлагаемом контексте. По нашему мнению, это творческое проявление свойственно самой натуре человека, выражается в определенном направлении мышления и практической деятельности по обустройству пространства вокруг себя. Следовательно, можно утверждать: в проектировании участвуют не только архитекторы, дизайнеры, инженеры и др., но и все, кто стремится изменить что-то вокруг. Действительно, любой из нас в повседневной жизни осмысленно или бессознательно решает подобные задачи: проведение текущего ремонта, размещение мебели, бытового оборудования или просто предметов на рабочем столе.
Дизайн же мы считаем высшей формой проектирования, реализуемой как отдельным индивидуумом, так и обществом, своего рода эстетической концепцией современного образа жизни. И в этом позитивном преобразовании окружающей среды, обусловливающем существование человека как оптимальное, тоже участвует каждый, обустраивающий близлежащее пространство с целью сотворения или превращения полезного в прекрасное.
Таковы пути к организации идеальной среды обитания, что подразумевает уникальный, индивидуализированный предметный "продукт", адаптированный к окружающей среде и отвечающий повышенным психологическим, эстетическим, утилитарным, технологическим требованиям. Разумеется, его формирование в соответствии с изложенными принципами - сложный, многоступенчатый процесс с множеством прямых и косвенных составляющих.
Рассмотрим уровни и структурные элементы создания подобного жилища. Прежде всего выделим экологический дизайн - систему мер, необходимых для максимального учета естественного окружения, выявления последствий для него строительства, а также природоохранную и восстановительную деятельность. В этот обширный комплекс работ входят геомантические (сложные методы геологической, энергоинформационной и инновационной оценки выбранного под застройку места с использованием традиционных народных, исторически оправданных, а также экзотерических знаний и вероучений), эниологические мероприятия (экологические исследования по выявлению, изучению и устранению патогенных факторов на данной территории).
Особо следует остановиться на третьем компоненте экологического дизайна - ландшафтной архитектуре, т.е. планировочной организации земельного участка, подборе грунтов и зеленых насаждений, обустройстве водных пространств и т. д. Она уже представляет собой проектную и предметную деятельность в соответствии с пожеланиями обитателей жилища. В результате окружающий ландшафт после профессионального вмешательства превращается в цельный природный "оазис" с гармоничным взаимодействием, в том числе энергетическим, всех составляющих: геологической основы, рельефа местности, почвы с растительностью, жилого дома и других построек.
В наибольшей мере обеспечить учет конкретных вкусов и пристрастий владельца в процессе проектирования призван антропологический дизайн. Его первый структурный элемент - психологический, т. е. подход к реальному человеку, позволяющий подчас на скрытом уровне определить его истинное, подсознательное желание, и дальнейшая формализация полученных результатов в виде проектных предложений. Второй - семантический (составление "персонифицированной карты" заказчика с приоритетами ассоциативных символов, декоративных элементов, деталей убранства, несущих индивидуальную информацию и эмоциональную окраску). Третий - архитипический, т. е. выявление из предшествующих аналогов и применение при создании жилища обобщающих приемов планировки и принципиальных схем, импонирующих его будущим обитателям.
Наконец, обратимся к предметному дизайну - воплощению архитектурных проработок в конкретных объектах, соответствующих реальным условиям, применяемым материалам и конструкциям, а также финансовым возможностям владельца. В эту систему мероприятий мы включаем объемно-пространственное проектирование - слияние в единое целое всех элементов предметной среды с адаптацией уже существующих к создаваемым. Сюда же относим архитектурно-планировочный (возведение зданий и сооружений по принятой типологии) и интерьерный дизайн (персонифицированное обустройство внутренней среды обитания заказчика и членов его семьи).
Работая в непосредственном контакте, все перечисленные структурные элементы проектирования последовательно и параллельно, взаимодействуя между собой, образуют основу для создания уникального индивидуального жизненного пространства, внешняя форма которого будет перекликаться с неповторимостью внутреннего мира человека.
Кандидат архитектуры Александр ГЕРВЕР, кандидат исторических наук Арсен МЕЛИТОНЯН, Николай МИШИН, Алексей ПЕЛЕНОВИЧ, Русское архитектурно-строительное общество