История

Город Вытегра, СТОЛИЦА ВОЛГО-БАЛТА

На берегах быстрой реки Вытегра, впадающей в Онежское озеро, стоит город, которому она дала имя. История этого центра самого большого района в Вологодской области, богатого лесами, реками, озерами с ценнейшими породами рыб, тесно связана с развитием отечественного судоходства, кораблестроения, защитой морских рубежей Родины.

Здесь, на берегу Онежского озера, возвышается Андома-гора, геологический памятник площадью 35 кв.км. На ее 50-метровых крутых склонах видны выходы девонских отложений (песчаников, глин, глинистых сланцев, конгломератов, доломитов, известняков и т. д.) - обнаженные породы возрастом около 350 млн. лет с включениями фрагментов панцирных рыб, позволяющие изучать прошлое нашей планеты.

Еще один интересный, пока мало исследованный местный объект - река Ужла (в переводе с вепсского языка - "возникающая вновь"), проходящая по карстовым провалам, то исчезая, то появляясь на поверхности, причем в разных местах, в зависимости от уровня воды. Озерцо, откуда она вытекает, - карстовая воронка глубиной около 45 м. Кроме того, на упомянутой Андомской возвышенности ученые в 1990-х годах обнаружили уникальное место - единственный в мире водораздел Атлантического, Северного Ледовитого океанов и Каспийского моря, который стали именовать Атлека, соединив первые слоги названий.

Люди обосновались на онежском побережье еще несколько тысячелетий назад, о чем говорят сохранившиеся до наших дней петроглифы. В I тыс. тут жили финно-угорские племена, чье пребывание оставило след в топонимике здешних географических названий. Первое же письменное упоминание о поселении на берегу Вытегры содержится в писцовых книгах (государственных документах) 1496 г. Неподалеку, у впадения в нее ручья Вянги, тогда уже была пристань, хорошо знакомая новгородским, да и заморским купцам как важный пункт на пути из северо-западных земель на юг и восток.

Выход России в начале XVIII в. к Балтийскому морю, рождение в устье Невы новой столицы Петербурга потребовали создания между ним и другими районами страны удобных водных сообщений. В 1710 г. царь Петр I поручил шотландскому инженеру Джону Перри обследовать бассейны Вытегры, Ковжи (вытекающей из Ковжского и впадающей в Белое озеро) и составить проект соединяющего их канала, призванного стать звеном в цепи рек и озер, связывающей Волгу с Балтийским морем. А у Вянгинской пристани через пять лет заложили государственную кораблестроительную верфь, действовавшую до 1847 г.

Грандиозные планы государя-реформатора начали претворять в жизнь лишь в конце XVIII в., когда император Павел I разрешил использовать для этого средства из казны Петербургского воспитательного дома, попечительницей которого была его супруга Мария Федоровна. И в 1810 г. по названной в честь царицы Мариинской водной системе, созданной по последнему слову техники того времени, началось судоходство. Ее трасса тянулась от города Рыбинска, шла по реке Шексна, Белому озеру, Ковже, Мариинскому каналу, затем по Вытегре, Онежскому озеру, реке Свирь, Ладожскому озеру и Неве (всего около 1100 км).

Вянгинская пристань тогда имела большое значение как порт по вывозу леса, к тому же рядом располагались мастерские по обслуживанию водного пути. Однако уже в первые годы эксплуатации стали заметны его многочисленные недостатки, и на протяжении XIX в. работы тут не прекращали. В частности, спрямляли русло Вытегры, обновляли береговые укрепления, заменяли и совершенствовали гидротехнические конструкции. В результате появлялись новые перекопы (каналы) и шлюзы, часто параллельные ранее существовавшим, иногда одновременно пропускавшие суда.

Здесь создали и самое грандиозное сооружение Мариинской системы - Девятинский перекоп (1890 - 1896 гг.). Причем построили его впервые в России по так называемому английскому способу, распространенному в Европе и Америке. Суть его состояла в следующем. На дне будущего канала прокладывали тоннель, сообщавшийся с поверхностью шахтами, под которыми стояли вагонетки. В них сбрасывали выламываемый на поверхности каменистый грунт, затем два локомотива вывозили его на низкий луг. При этом первый отечественный опыт применения такого метода по объему работ превысил все известные в мире случаи не менее чем в 6 раз.

С 1964 г., после коренной реконструкции, призванной увеличить грузопоток транспорта, водный путь на северо-западе России (переименованный в Волго-Балтийский) превратился в сложный комплекс инженерных объектов. Ныне он включает 11 шлюзов, 3 гидроэлектростанции, 25 плотин, дамб, 12 паромных переправ, 9 мостов, 8 маяков и т. д., обеспечивая при глубине фарватера не менее 4 м проход транспортных средств водоизмещением до 5000 т. Причем важнейшие гидротехнические сооружения и центр обслуживания судоходства расположены именно в городе Вытегра, который не случайно стали называть столицей Волго-Балта (от старого Мариинского канала, проходившего прямо по ее территории, сохранился поросший травой ров).

"Учредить вновь на месте Вянгинской пристани город и назвать его Вытегрою по названию той реки, на которой оный находиться будет" повелела еще в 1773 г. императрица Екатерина II. Через три года она утвердила его герб (на золотом поле часть корабельной кормы с распущенным на ней российским купеческим флагом, ибо там "производится строение такого рода судов и мещане оными торгуют") и план застройки. Тогда же от здешних набережных проложили прямые улицы, сохранившиеся и поныне.

В правобережной, исторической, части Вытегры находится увенчанный шпилем пятиглавый Воскресенский собор (1796 - 1800 гг.) с трапезной и колокольней, поблизости - двухэтажные каменные дома конца XVIII - XIX вв. и украшенные резьбой деревянные на кирпичном цоколе XIX - начала XX в. Самый представительный из купеческих особняков (1804 г.) принадлежал крупному негоцианту Галашевскому, осуществлявшему оптовую торговлю, владевшему мореходными судами, свечным, полотняным и кирпичным заводами. В левобережной части, на Красной Горке, возвышается построенная к 100-летию города массивная пятиглавая Сретенская церковь в русском стиле (1869 - 1873 гг.), ставшая одним из его украшений.

В ближайших окрестностях сохранились следы изначальной формы славянского расселения вокруг Онежского озера - древние погосты осевших тут в X - XIV вв. выходцев из Великого Новгорода, состоявшие из нескольких деревень, постепенно разросшихся и соединившихся между собой. Самый древний памятник на территории района - построенная в 1692 - 1702 гг. на Саминском погосте церковь Ильи Пророка с трапезной и колокольней, единственная в окрестностях города деревянная шатровая. А наиболее ранняя из сохранившихся каменных - пятиглавая Спаса Нерукотворного (1780 г.) на Вытегорском погосте.

Вытегорский район - единственный в Вологодской области, где полыхали бои Великой Отечественной войны. В начале октября 1941 г., заняв часть Ленинградской области, противник подошел к здешнему селу Ошта, но в 4 км от него был остановлен бойцами 272-й стрелковой дивизии. Врагу не дали продвинуться вперед, из ряда населенных пунктов даже заставили отступить. А по Мариинскому каналу эвакуировали население, ценности из Карелии и Ленинградской области, перевозили боеприпасы, снаряжение, продовольствие для армии. В память о земляках, павших на полях сражений, в 1974 г. в городе открыли мемориальный ансамбль "Воину Вытегору".

Одна из местных достопримечательностей - большая океанская дизельная подводная лодка "Б-440" проекта 641, построенная на Ново-Адмиралтейском заводе (Ленинград) в 1969 г. Она находилась в составе 4-й эскадры субмарин Северного флота, с 1992 г. выполняла учебно-боевые задачи на Балтийском флоте, несла боевую службу в Атлантическом океане и Средиземном море, а с 2005 г. - на вечной стоянке у берегов Вытегорского залива. В этом своеобразном музее можно увидеть боевые механизмы, посты экипажа, каюты капитана, штурмана и радиста, посмотреть в перископ, подняться на мостик корабля. Посетители также познакомятся здесь с экспозицией, посвященной уроженцу города контр-адмиралу Михаилу Рудницкому (1897 - 1976), главному конструктору первых отечественных океанских субмарин, в том числе типа К (крейсерская), быстроходной, способной нести большой запас торпед, в годы гитлеровского нашествия показавшей замечательные боевые качества и получившей у моряков имя "Катюша".

В Вытегре находится и дом-музей поэта Серебряного века Николая Клюева (1884 - 1937), родившегося в селе Коштуг здешнего уезда (тогда Олонецкой губернии) в крестьянской старообрядческой семье. От матери, сказительницы и плачеи, он унаследовал любовь к народному творчеству - песням, духовным стихам, сказам, преданиям: "Родительница моя памятовала несколько тысяч словесных "гнезд"...; знала... огненные письмена протопопа Аввакума... и много другого, что потайно осоляет народную душу - слово, сон, молитву, что осолило и меня до костей, до преисподних глубин моего духа и песни...". А в автобиографии упоминал о том, что сам дважды бывал в Соловецком монастыре: "Вериги я на себе тогда носил девятифунтовые, по числу 9 небес... Без 400 земных поклонов дня не кончал".

Стихи Клюева впервые увидели свет в петербургском сборнике "Новые поэты" в 1904 г. Через три года завязалась переписка начинающего автора с великим собратом по перу Александром Блоком, которому он посвятил вышедшую вскоре свою первую книгу "Сосен перезвон", расцененную всеми влиятельными отечественными критиками как событие в литературной жизни. Предисловие к ней написал мэтр русского символизма Валерий Брюсов. По его словам, можно восхищаться западноевропейскими парками, в первую очередь Версальским, но "прекрасен и дикий лес, разросшийся как попало, по полянам, по склонам, по оврагам. Ничего в нем не предусмотрено, не предрешено заранее..., но в нем есть сила и прелесть свободной жизни... Поэзия Н. Клюева похожа на этот дикий, свободный лес, не знающий никаких "планов", никаких правил".

В те же годы ярко проявилась одна из характерных черт творчества "олонецкого Баяна", как он сам себя назвал в одном из произведений, - органичное переплетение стихов, религиозных гимнов, фольклорных мотивов русского Севера, где природа неотделима от храма, роднившее автора с летописцами и проповедниками древней Руси. Так, именно сила языка книги стихов "Песни из Заонежья" вызвала шквал восторженных рецензий в столичной и провинциальной прессе, восхищая знатоков и ценителей искусства слова. Как писал в 1912 г. публицист, переводчик, критик, поэт Николай Гумилев, "Пафос поэзии Клюева - редкий, исключительный. Это пафос нашедшего". А следом вышел сборник "Лесные были", где перед читателями предстает уже не Аввакум XX в., а певец деревни, "хвойного звона и ладана".

В 1912 - 1913 гг. олонецкий самородок - частый гость Москвы и Петербурга, где выступал в литературных салонах, кружках с чтением стихов, вызывавших жгучий, неподдельный интерес слушателей. И два года спустя - уже признанный глава эстетического направления русской литературы, получившего название новокрестьянского. К этому течению, в частности, принадлежали поэты Сергей Клычков, Алексей Гатов, Василий Наседкин и др.

Особая страница творческой биографии Клюева - сложные взаимоотношения с Сергеем Есениным (называвшим его "апостолом нежным" и отмечавшим: "Блок и Клюев научили меня лиричности"). Итог этой непростой дружбы, длившейся с 1915 по

1925 г. (до трагической гибели Есенина) и отразившейся в письмах, стихах-посвящениях, личных встречах, - изданный Клюевым в 1927 г. "Плач о Сергее Есенине". В предисловии к нему критик и литературовед Павел Медведев отмечал: "Это - не поэма... Это - именно плач, подобный плачам... Даниила Заточника, Ярославны... В нем личное переплетается с общественным, глубоко интимное с общеисторическим, скорбь с размышлением...".

В 1918 - 1923 гг. поэт жил в Вытегре, где много и плодотворно работал, источник его вдохновения - по-прежнему "тайная культура народа", любовь к природе и всему человечеству, вера в непременное достижение их гармонии, в "Божью благодать". Именно он внес в русскую литературу жанр "утопического" пейзажа, т. е. гармонично сочетающего северные и южные черты, где все живое образует неразрывное целое. Главным плодом его поэтического труда того периода стал сборник "Львиный хлеб", куда вошло 51 стихотворение.

Надо сказать, именно на конец 20-х - начало 30-х годов пришелся расцвет творчества Клюева: это поэмы "Деревня", "Заозерье", книга "Изба и поле" (последнее прижизненное издание его стихов). А в 1928 г. певец крестьянской России закончил одну из лучших своих поэм "Погорельщина". Он читал ее на многочисленных писательских собраниях, и текст начал расходиться в списках. К тому же времени относятся "Песнь о Великой Матери", поэма "Каин", лирический цикл "О чем шумят седые кедры" и др.

В 1934 г. Клюева арестовали и изъяли последние произведения (тем самым сохранили для потомков, подшив к "делу" как вещественные доказательства антисоветских настроений автора). Он был этапирован в Томскую область, в село Колпашево, но затем благодаря хлопотам Максима Горького (возглавлявшего тогда Союз писателей СССР) переведен в Томск. В 1937 г. тяжело больного поэта приговорили к расстрелу как "участника церковной крестьянской антисоветской группировки". Однако слова олонецкого Баяна "вспомнит нас младое племя" оказались пророческими - музыка его "золотых и солнечных песен-пчел" поныне никого не оставляет равнодушным.

 

Даниил Заточник - автор выдающегося произведения древнерусской литературы "Слово Даниила Заточника", где переплетаются жалобы на собственные злоключения и острые оценки окружающей жизни; Плач Ярославны - один из самых поэтических мотивов древнерусского литературного памятника "Слово о полку Игореве".

Вепсы - народ в Ленинградской, Вологодской областях и Карелии.

Карст - явления, возникающие в растворимых природными водами горных породах (гипс, каменная соль и т. д.), характеризующиеся образованием комплекса подземных и поверхностных форм рельефа - пещер, воронок, котловин, провалов, рек и озер.


Ольга БАЗАНОВА, журналист

Авторские права на статьи принадлежат их авторам
Проект компании Kocmi LTD