История
ГОРОД ЦАРЕВИЧА ДМИТРИЯ

Углич, самый древний русский город на Волге, средоточие множества памятников старины, поистине туристическая "Мекка", печально знаменит в нашей истории как место гибели при неясных обстоятельствах царевича Дмитрия (1582 - 1591) - последнего прямого представителя московской ветви династии Рюриковичей, младшего сына Ивана IV Грозного (1533 - 1584 гг.).
После кончины царя, крайне властолюбивого, подозрительного, к тому же наделенного необузданным нравом, престол наследовал его старший сын Федор (1584 - 1598 гг.). Новый монарх проводил дни в молитвах и постах, замаливая грехи отца, государственные же дела поручил брату своей супруги Ирины боярину Борису Годунову. Честолюбивый придворный, втайне мечтавший занять трон, отправил Дмитрия - законного претендента на высший титул в державе - вместе с матерью, седьмой женой Ивана IV Марией Нагой в Углич (завещанный ему удел*).
Мальчик страдал врожденной эпилепсией, называемой на Руси падучей: нередко падал оземь и бился в страшных судорогах, а характером напоминал покойного родителя. Причем особенно поражала его недетская жестокость. Дмитрий любил, например, зимой лепить снеговиков, называя их именами бояр, и рубить им головы - дескать, так он будет поступать, когда станет царем. И первым в списке будущих жертв стоял ненавистный Годунов.
В полдень 15 мая 1591 г. в Угличе ударил набат. Царевича, истекающего кровью, нашли на заднем дворе княжеского терема. Нянька Василиса Волохова и мать кричали, что его убили. Сбежавшиеся горожане по наущению Нагих тут же расправились с теми, кого заподозрили в злодеянии. Через четыре дня с целью разобраться в происшедшем из Первопрестольной прибыла комиссия во главе с боярином Василием Шуйским. К следствию привлекли около 180 человек, в первую очередь тех, кто находился во дворце в начале событий, и сделали вывод: во время игры с ножом у ребенка случился приступ падучей, во время которого он ранил себя в шею; пострадавших от самосуда признали невиновными.
Марию Нагую постригли в монахини, ее родственников отправили в узилище, большое количество участников кровавой бойни выслали в Сибирь. Между тем в народе не утихали слухи о причастности Бориса Годунова к гибели наследника престола. Действительно, устранение этого важного препятствия облегчило ему восхождение к власти. Победив в ожесточенной дворцовой борьбе, он уже с 1587 г. был фактически первым лицом в государстве, а в 1598 г. Земский собор провозгласил его царем.
Дмитрий номинально был угличским князем, причем последним - с его смертью этот удел получил статус уезда. К тому времени город имел уже более чем пятивековую историю: согласно местной Супоневской летописи, его в 937 г. основал Ян Плескович (Пскович) - родственник Ольги**, супруги киевского князя Игоря (912 - 945 гг.), по-видимому, его наместник. Кстати, многолетние археологические раскопки, продолжающиеся и поныне, подтверждают возникновение здесь в начале X в. дружинного поселения. Сначала это была крепость (кремль), окруженная с севера мощной деревянной оградой, с остальных трех сторон - Волгой с обрывистым берегом, речкой Шелковка и Каменным ручьем. На внутренней территории находились храм, двор князя и дома горожан. Под 1148 г. Углич впервые упомянут в общерусской Ипатьевской летописи (начало XV в.), а в 1218 г. стал центром княжества. Однако 20 лет спустя его, как Плёс*** и многие другие поволжские города, опустошили полчища монголо-татарского хана Батыя.
В XIII в. вокруг кремля сформировался посад с торговой площадью. В последующем его окружили земляным валом, не являвшимся, правда, значительной преградой для захватчиков, но все же представлявшим собой некий пояс обороны. По его линии в последующем начали строить деревянные монастыри, не только обеспечивавшие сакральную защиту, но и служившие небольшими крепостями. Загородные обители тоже размещали по кольцу, образовавшему второй, внешний, ряд укреплений на подступах к Угличу.
В первой половине XV в. город стал ареной длившейся более четверти века борьбы за великокняжеский престол, вошедшей в историю как Великая московская усобица. Здесь появлялся (как правило, не по своей воле) то один, то другой из главных соперников - Дмитрий Шемяка и Василий II Темный, а в 1446 г. состоялось их формальное примирение. Четыре года спустя последний одержал победу в этом противостоянии. И после его кончины, согласно завещанию, Московское, Владимирское княжества отошли старшему сыну Ивану III (1462 - 1505 гг.), удельные же - остальным наследникам. В частности, Угличское получил Андрей Большой, 30 лет правления которого называют золотым веком края.
В мирном соперничестве с братом, обустраивавшим Первопрестольную, князь Андрей много сделал для превращения столицы своих владений в один из крупнейших культурных центров Руси. Тут составляли летописи, переписывали и оформляли книги, местные монастыри возглавляли образованнейшие люди - "светильники веры и благочестия", поднимались дворцы, обители и храмы. До наших дней на территории кремля сохранился архитектурный памятник той эпохи - Палаты удельных князей (1480-е годы), квадратное в плане башнеобразное сооружение, древнейшее жилое здание в центре России. Первоначально оно входило в состав огромного ансамбля соединенных переходами корпусов (их фундаменты в 1985 - 1989 гг. вскрыли отечественные археологи), создание которого было исключительным событием: только великий князь московский мог тогда позволить себе каменное строительство в подобных масштабах.
Именно здесь жил в 1584 - 1591 гг. и принял смерть царевич Дмитрий. А в 1611 г., во время польско-литовской интервенции****, за мощными стенами дворцового комплекса укрывались горожане. Однако ворвавшиеся враги перебили несчастных (как сообщают летописи, кровь переливалась через порог, подвалы были полны трупов) и сожгли княжеские хоромы. Уцелели только Палаты - их парадная и главная часть. Когда же после изгнания иноземцев здание решили разобрать (как и остовы пострадавших от огня построек), мастера, по преданию, трижды поднимались на него, чтобы приступить к работе, но почему-то падали вниз и в итоге оставили эту затею. В начале XIX в. на средства местного купца Кожевникова уникальное сооружение отремонтировали и тем спасли от разрушения. В следующий раз его отреставрировали, причем тоже по инициативе жителей города, в 1890 - 1892 гг. (к 300-летию гибели царственного отрока) и открыли там Музей отечественных древностей.
В наши дни Палаты - один из отделов Угличского государственного историко-архитектурного и художественного музея. За пять веков культурный слой вокруг них поднялся на 1 м, превратив первый этаж в подвал. Второй состоит из нескольких помещений, где теперь находится выставка, посвященная истории края, в том числе выполненные здешними мастерами драгоценные богослужебные покровы, чеканные гербы ремесленных цехов, предметы быта, картины местных живописцев первой половины XX в. Петра Бучкина и Ивана Потехина, воспроизводящие виды города минувших столетий.
Третий этаж - один просторный зал: тут, по-видимому, принимали гостей, устраивали пиры и совещания. На его южной стене, над местом князя, сохранилась (предположительно со времен правления достопамятного Андрея Большого) фреска с изображением Спаса Нерукотворного. Ныне тут экспонируются иконы-портреты царевича Дмитрия XVII - XX вв. кисти ростовских, угличских художников, в том числе Дмитрия Буренина (1851 г.), и др.
В вышеупомянутый дворцовый ансамбль входил Спасо-Преображенский собор - главная местная церковь, основанная в первой половине XIII в. Она видела немало трагических событий: неподалеку погиб Дмитрий; со здешней колокольни пономарь Федот Огурец возвестил о случившемся набатным звоном; тут же, в храме, царевича погребли*****; колокол же, послуживший "виновником" самосуда над заподозренными в убийстве отрока, после расследования трагедии сбросили наземь, высекли плетьми, вырвали "язык", отрубили "ухо" и сослали в Тобольск (вернулся он в родные края только спустя 300 лет). Наконец, в 1611 г. поляки перебили укрывшихся в этих стенах многочисленных горожан, а само их убежище зажгли изнутри.
С наступлением мирного времени многострадальную святыню восстановили раньше остальных культовых зданий в городе. Однако растрескавшиеся от огня стены быстро ветшали, и в 1706 г. построили новый, более крупный Спасо-Преображенский собор, стоящий поныне. Одна из его главных особенностей - обширное (шириной 14, высотой 17 м) внутреннее помещение без единой опоры, выдающееся инженерное достижение того времени, что не ускользнуло от внимания посетившей Углич в 1767 г. императрицы Екатерины II (1762 - 1796 гг.).
Сохранившиеся до наших дней росписи интерьера храма выполнены в 1809 - 1811 гг. артелью известного в Поволжье живописца Тимофея Медведева. Евангельские сюжеты мастера позаимствовали у итальянских художников конца XVI - начала XVII в. Гвидо Рени, Франческо Гверчино и Доменикино. А главную храмовую композицию "Преображение" скопировали с одноименной ватиканской работы 1509 - 1517 гг. великого живописца и архитектора Высокого Возрождения (классическая фаза культуры Ренессанса) Рафаэля Санти, придав ей громадные размеры и слегка изменив цветовую гамму.
Сейчас в одном из приделов собора размещается экспозиция иконописи и прикладного искусства XV - XVIII вв. Угличского государственного историко-архитектурного и художественного музея, в частности около 60 живописных произведений разных школ и культурных центров страны, в том числе круга Дионисия (1440 - после 1503), крупнейшего русского изографа того времени, среди заказчиков которого был и князь Андрей Большой.
Польские интервенты почти полностью разрушили и Алексеевский монастырь, перебив оборонявшихся там горожан (его основали в 1371 г. на возвышенности, называемой Огневой горой, где в дохристианские времена находилось языческое капище). Очевидно, именно в память о погибших здесь поднялась в 1628 г., словно белый обелиск, Успенская церковь о трех шатрах (архитектурное решение, исключительное для Углича). Отсутствие кухни, подсобных помещений подтверждает: она предназначалась для торжеств, а за удивительную красоту и неповторимое изящество была прозвана в народе Дивной.
В середине XVII в., после освобождения страны от иноземцев, постепенно началось новое развитие города. Он утратил былое политическое значение, но остался значительным культурным центром. И в нем, и в окрестностях создавали прекрасные произведения иконописи, прикладного искусства, возводили культовые здания на месте разоренных врагами. В 1674 - 1677 гг. близ впадения в Волгу Троицкого ручья (ныне засыпанного) воздвигли грандиозный каменный ансамбль Воскресенского монастыря "во образ идеального горнего града": в стройную линию вытянулись собор, звонница, церкви Марии Египетской и Одигитрии, часовая башня (отметим: история этой древнейшей на угличской земле обители уходит корнями предположительно в XIII в.). Однако из-за близости водоемов постройки начали проседать, что постепенно привело к разрушению. В 1956 - 1975 гг. здесь осуществили сложные реставрационные работы, прежде всего укрепили грунт карбамидными смолами, что позволило сохранить уникальные творения русских зодчих.
В 10 км от города, на возвышенности у лесной речки Воржехоть, стоит Троицкая церковь - центральное (и ныне единственное уцелевшее) сооружение бывшей Дивногорской пустыни, небольшого монастыря, который начали строить, как и вышеупомянутый Воскресенский, в 1674 г., а закончили через 20 лет. Удивительно живописный, отличающийся сложным силуэтом, храм словно бы ступенями выступает из холма и органично вписывается в окружающий пейзаж. В его интерьере сохранились росписи начала XX в., резной иконостас. Главная же святыня - икона "Троица Ветхозаветная" середины XVI в. - ныне находится в Центральном музее Древнерусского искусства и культуры им. Андрея Рублева****** (Москва).
Одним из звеньев пояса укреплений, созданного вокруг города в XV в., была выстроенная среди густых лесов, у слияния рек Улейма и Воржехоть, Николо-Улейминская обитель. В 1611 г. за ее стенами оборонялись от польских интервентов почти 2 тыс. крестьян и монахов. Силы их быстро таяли, и оставшиеся в живых затворились в Никольском соборе, но враги сделали подкоп - храм рухнул, похоронив под собой сотни людей. Около 1677 г. его воссоздали, а через 18 лет перестроили здешнюю Введенскую церковь, включив в новую конструкцию сохранившиеся элементы предыдущей. Примечательно, что это здание многоцелевого назначения: включает трапезную, настоятельские покои, кухню, квасную, хлебную "палатки" и т. д., а его ярусы соединяются внутристенным ходом.
Научно-исследовательские и реставрационные работы последних десятилетий позволили восстановить облик этого древнего монастырского ансамбля - единственного полностью сохранившегося на угличской земле. Прямоугольную территорию, где расположены храмы и многоярусная колокольня, ограждает невысокая каменная стена с двумя воротами и восьмью разными по форме башнями (круглыми, четырех-, восьмигранными). В 1992 г. весь комплекс перешел Русской старообрядческой церкви, и теперь здесь находится женская обитель.
Один из памятников истории и архитектуры конца XVII в. высится там, где закончил дни младший сын Ивана IV Первоначально, сразу после его гибели, тут поставили часовню, затем, в 1630 г., - деревянный шатровый храм, под алтарем которого было то самое место, где пролилась кровь отрока (как повествуют легенды, каждый год в день его смерти проступавшая сквозь песок). В 1692 г. построили каменную церковь царевича Дмитрия "на крови", ставшую самой известной не только в Угличе, но и далеко за его пределами - ее посетили уже миллионы паломников и туристов.
Большую часть росписей интерьера храма создали художники артели Сапожникова в 1772 г. Прежде всего привлекает внимание большая яркая композиция "Убиение царевича Дмитрия" - редкий пример исторической живописи в храме: дитя, выходящее из дворца, совершенное злодеяние, звонарь на колокольне, расправа горожан с предполагаемыми убийцами, перенесение мощей погибшего в Москву. Трапезную украшают не менее интересные фрески 1787 - 1788 гг. изографа Петра Хлебникова, повествующие о сотворении мира и грехопадении Адама и Евы. Конечно, откровенно написанные обнаженные тела первых людей - вовсе не типичное явление для культового здания, но в этой мемориальной, бесприходной церкви богослужения совершали редко. Ныне здесь один из отделов музея, где можно увидеть реликвии, связанные с царевичем, в том числе знаменитый "ссыльный" колокол.
Активно продолжалось каменное строительство в Угличе и окрестностях в XVIII в. На северо-западной окраине посада, над земляным валом и крутым берегом Сел ивановского ручья, в 1730 г. возвели стройную и нарядную Корсунскую церковь - поистине украшение города. А в 9 км от него, на поляне среди глухого леса в 1787 г. соорудили храм Михаила Архангела "в бору". Отличающийся строгим простым силуэтом, чистотой незамысловатых архитектурных форм, он настолько органично вписался в окружающий пейзаж, что кажется его частью.
В том месте, где угличане в 1606 г. прощались с мощами "невинно убиенного" отрока, перевозимыми в Москву, в 1798 - 1814 гг. построили церковь царевича Дмитрия "на поле" (кстати, единственный храм в городе, который не закрывался даже в пору богоборчества в нашей стране после событий 1917 г.). При традиционной композиции в ее убранстве уже отчетливо видны формы, присущие классицизму, - четыре колонны, фронтоны, карнизы, оформление колокольни.
Аналогичные черты отличают и Богоявленский собор (1814 - 1827 гг.), более похожий на светское, чем на культовое здание. Интерьер его тоже напоминает зал усадебного дома. Здесь находится картинная галерея Угличского музея - собрание живописи XVIII - XX вв. Среди наиболее ранних произведений следует отметить изображение первой жены императора Петра I Евдокии Лопухиной кисти неизвестного мастера начала XVIII в. - с холста на нас смотрит не сломленная невзгодами немолодая женщина. В целом же коллекция дворянского портрета невелика, зато широко представлен купеческий. Авторы таких полотен чаще всего выходили из иконописцев, и их манера письма иногда походила на парсунную.
В начале XIX в. одним из видных представителей этого жанра в ярославском Поволжье был Иван Тарханов (1780 - 1849). В экспозиции можно познакомиться с 20 работами живописца, к лучшим из них принадлежит "Портрет Надежды Андреевны Суриной в подвенечном наряде" (1845 г.) - колоритный образ пышной купеческой дочери. Реалистическая живопись первой половины XX в. представлена пейзажами Петра Бучкина, детские годы которого прошли в Угличе. В последующем художник жил в Петербурге, но регулярно приезжал в родной город на этюды. Тонкий лирик, он с любовью изображал старые улочки, древние храмы и монастыри в обрамлении прекрасной поволжской природы.
К началу XX в. Углич был настоящим заповедником градостроительного искусства, соединившим черты разных эпох. Во многом складывавшийся веками ансамбль сохранился до наших дней, причем прежде всего благодаря проведенным в 1950 - 1980-х годах большим реставрационным, исследовательским работам и бережному отношению к местной исторической среде. Ныне "город царевича Дмитрия" - один из центров российского туризма.
* Удел - доля члена княжеского рода в княжестве. Уделы имели свой аппарат управления и с конца XIV в. чеканили собственные деньги.
** См.: А. Богданов. Устроительница Руси. - Наука в России, 2004, N 4.
*** См.: О. Базанова. "Только в России может быть настоящий пейзажист". - Наука в России, 2008, N 3.
**** См.: А. Богданов. "Быть нам всем в совете и соединении...". - Наука в России, 2007, N 6.
***** В 1606 г. царевича Дмитрия канонизировали как "невинно убиенного" и торжественно перезахоронили в Архангельском соборе Московского Кремля.
****** См.: Г. Попов. Под сводами Андроникова монастыря. - Наука в России, 1998, N 3.
Ольга БАЗАНОВА, журналист