Оружие

ГЛАВНАЯ УДАРНАЯ СИЛА РОССИЙСКОГО ФЛОТА

Отечественный подводный флот - важнейшая стратегическая составляющая обороноспособности страны - отмечает 100-летний юбилей. Его история, героические боевые действия на морских коммуникациях в годы минувших сражений - это слава и гордость народа России, который и сегодня уверен: наши священные берега - под надежной защитой.

Подводные лодки выделились в России в самостоятельный класс боевых кораблей в 1906 г., хотя появились гораздо раньше - несколько столетий назад. По архивным данным, в период с 1719 по 1900 г. было построено около 60 единиц. Конечно, первые образцы субмарин были далеки от совершенства, приводились в движение с помощью мускульной силы. Но уже во второй половине XIX в. на подводных аппаратах конструкторов Ивана Александровского и Степана Джевецкого стояли механические двигатели, однако они могли поражать лишь неподвижные надводные цели, правда, при этом имели весьма существенное преимущество - действовали скрытно.

Спустя десятилетия, в годы Первой и Второй мировых войн, подводные лодки стали грозной морской силой, способной успешно бороться с крупными боевыми кораблями.

В середине XX столетия, в период "холодной войны", нашей стране пришлось принимать меры для обеспечения военно-стратегического паритета. На повестку дня встал жизненно важный вопрос: как надежно и, главное, незаметно доставить ядерные заряды поближе к целям на территории вероятного противника, чтобы при необходимости неожиданно нанести ответный удар. Решение было однозначным - разместить баллистические ракеты с соответствующей начинкой на подводных лодках.

Аналогичную задачу решали и в ведущих странах Запада, обладающих ядерным оружием. Подводные ракетоносцы появились сначала в США, чуть позже - в Англии и Франции. В 1956 г. американцы завершили испытания первой атомной субмарины стратегического назначения, оснащенной 16 твердотопливными ракетами "Поларис-1"; вскоре развернулось их серийное производство.

В СССР к разработке носителей ядерного оружия в морском исполнении приступили в 1954 г. Научный коллектив возглавили Сергей Королев и Николай Исанин (впоследствии академики). Первоначально баллистические ракеты установили на дизельных подводных лодках проектов 611 и 629 с соответствующим переоборудованием. Одновременно началось строительство первой атомной субмарины. К участию в нем привлекли 135 организаций различного профиля, в том числе 20 конструкторских бюро, 35 институтов и 80 заводов. Общее руководство строительством ядерной энергетической установки лодки осуществлял академик Анатолий Александров. Основные работы выполняли в Ленинградском конструкторском бюро N 143 (ныне ФГУП "Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения "Малахит") во главе с его начальником инженер-капитаном 1-го ранга Владимиром Перегудовым. Ядерную установку создавали в НИИ-8 (Москва) по проекту академика Николая Доллежаля.

Первые подводные атомные субмарины проекта 658 вооружили тремя ракетами, запуск которых осуществляли из надводного положения. В начале 1960-х годов появился новый комплекс, стартовавший из-под воды (проект 658М). Этим было положено начало становления нашего стратегического атомного подводного флота.

В 1967 г. развернулось серийное производство второго поколения подводных лодок проекта 667А; каждая имела на вооружении 16 ракет, что обеспечило интенсивное наращивание отечественного морского ядерного потенциала.

В 1972 г. на вооружение советского Военно-морского флота поступила головная подводная лодка проекта 667Б, оснащенная 12 межконтинентальными ракетами. Это существенно изменило тактику использования субмарин, так как досягаемость цели обеспечивалась без необходимости их приближения к берегам противника - стартовать можно было уже из арктического бассейна, в том числе из полыньи или с проламыванием льда.

Далее. В 1976 г. на боевое дежурство заступил наш ракетный комплекс с разделяющимися блоками и индивидуальным наведением их по целям. Ими оснащали ядерные подводные лодки проектов 667БДР и 667БДРМ с жидкостными носителями; их обслуживание, включая предстартовую подготовку, являлось технически сложным и пожаро- и взрывоопасным.

В том же году в стране приступили к созданию твердотопливной ракеты, предназначенной для тяжелых атомных подводных крейсеров третьего поколения - проект 941 ("Тайфун"). Размещение большого количества таких носителей (20 единиц) с огромным весом (около 90 т) диктовало необходимость строительства субмарины не традиционной конструкции, а с наличием на ней специальных шахт между двумя автономными прочными корпусами, в каждом из которых располагалась отдельная энергетическая установка. Как позже выяснилось, эти ракетоносцы, несмотря на большое водоизмещение, продемонстрировали превосходные скоростные и маневренные характеристики, низкий уровень шумности, высокую живучесть и комфортные условия для несения службы и отдыха экипажа. Вскоре было сформировано самостоятельное соединение из шести таких крейсеров. Оно стало главной ударной силой ВМФ, способной решать самые сложные стратегические задачи, ибо залп даже одной такой субмарины наносил бы противнику крупный ущерб.

Этот ракетный комплекс, как и предыдущие, был создан Конструкторским бюро машиностроения (г. Миасс Челябинской области). Все стратегические подводные ракетоносцы проектировали специалисты ЦКБ МТ "Рубин". Они сходили со стапелей Северного машиностроительного предприятия в г. Северодвинске. Часть кораблей проектов 667А и 667Б родилась в цехах завода им. Ленинского комсомола (Комсомольск-на-Амуре). Всего в СССР была построена 91 атомная субмарина стратегического назначения.

Создание нового класса подводных лодок и использование на них баллистических ракет в качестве главного вооружения связано с решением многоплановых научно-технических проблем. Важнейшая из них - обеспечение скрытности субмарины, в том числе максимально низкого уровня шумности, дающих преимущество при встрече с противником. А для этого потребовалось разрабатывать эффективное гидроакустическое оборудование. Его создавали в ленинградском ЦНИИ "Морфизприбор". Состоящее из сложного комплекса антенн и устройств, оно в значительной степени определило и архитектуру подводной лодки в целом. Ведь для размещения его пассивных и активных антенн необходимо было выделять большие площади внутри и на поверхности корпуса субмарины. За время строительства трех поколений подводных лодок наши инженеры и конструкторы достигли немалых успехов в разработке эффективных гидроакустических средств, позволяющих обнаруживать морские цели на дальностях в десятки и даже сотни километров.

Современный подводный корабль трудно себе представить без мощного навигационного комплекса, предназначенного не только для обеспечения мореплавания, но и для выработки таких параметров, как координаты места, направление истинного меридиана, глубина, скорость и ускорение субмарины, обеспечивающих высокую точность попадания ее ракет в большом диапазоне широт. Навигационные средства для атомных подводных лодок 1-го и 3-го поколений создавали в ленинградском ЦНИИ "Электроприбор", а 2-го - в московском ЦНИИ "Дельфин". Для достижения высокой точности вычисления параметров и их длительного хранения между сеансами обсервации сконструированы и изготовлены по уникальной технологии весьма совершенные гироскопы на электростатическом подвесе сферического ротора с соответствующей сложной системой математической обработки. При пуске ракет в высоких широтах использовали радиосекстаны, функционирующие по радиоизлучениям Солнца и Луны и в оптическом диапазоне - по звездам. Точность определения навигационных параметров повысилась в 20 раз по сравнению с аналогичными системами 1-го поколения.

В связи с высокими требованиями к современным морским баллистическим ракетам в них реализован принцип "полной астрокоррекции". Носители ядерного оружия получили возможность уточнять характеристики полета (курс и место) как по искусственным спутникам, так и по звездам. Создание навигационного оборудования с астрокоррекцией потребовало выполнения большого объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Кроме ЦНИИ "Гранит" и НИИ командных приборов, в них принимали участие Государственный оптический институт, Ленинградское оптико-механическое объединение им. Ленина, Пулковская обсерватория и др. В результате совместной деятельности этих учреждений, а также Конструкторского бюро машиностроения в г. Миассе, ряда академических институтов впервые в мире появился уникальный комплекс бортовых и корабельных приборов, обеспечивший высокоточное наведение морских баллистических ракет, их использование в высоких широтах, включая и Северный полюс.

Особое значение для повышения эффективности действий стратегических подводных лодок имеет и радиосвязь, которая, кроме обычного контакта экипажа с Большой землей, осуществляет важнейшую функцию передачи команд боевого управления. Командир корабля должен непрерывно получать их, находясь в любой точке Мирового океана в надводном, перископном или подводном положении. С этой целью ракетоносец оснащается автоматизированным комплексом радиосвязи, способным принимать сигналы во всех диапазонах частот - от ультракоротковолновых до сверхдлинноволновых, а также по акустическим каналам на стационарные, выдвижные и буксируемые антенны. Его разработали специалисты НПО им. Коминтерна (ныне ОАО "Прибой", Санкт-Петербург).

И еще об одной важной проблеме. При строительстве подводных лодок большое внимание уделяется качеству металла, от которого зависит глубина их погружения, снижение водоизмещения, технологичность и стоимость изготовления корпусов субмарин. За время строительства подводных лодок трех поколений значительно повышены механические качества стали, в частности предел текучести с 60 кг/мм2 до 100 кг/мм2 , за счет внедрения новых технологий ее производства (электрошлаковый переплав, внепечное вакуумирование и др.). Высокотехнологичны и сварочные работы - без необходимости разогрева кромок металла. Созданы различные марки маломагнитной и нержавеющей стали, отлажено титановое производство корпусов и агрегатов. Современные подводные корабли изготавливают из стали ленинградского ЦНИИ конструкционных материалов "Прометей".

И наконец, нельзя не подчеркнуть, что эффективность использования оружия, находящегося на борту ракетоносца, в решающей степени зависит от бесперебойного обеспечения его электропитанием. Принципиально важную разработку в этом деле осуществил Физико-технический институт им. А. Ф. Иоффе РАН совместно с предприятием "Малахит". Речь идет о беспрерывном переключении силовой сети с турбогенераторов на аккумуляторные батареи, для чего были внедрены в электросистемы германиевые и кремниевые переходы.

В заключение хочется выразить благодарность профессионалам, которые на протяжении десятилетий создавали теоретические основы и вели практические исследования проблем подводного кораблестроения. Речь идет о целой плеяде выдающихся деятелей, трудившихся и служащих ныне в Центральном научно-исследовательском институте им. академика А. Н. Крылова. Он располагает уникальной экспериментальной базой, включая самый длинный на планете опытовый бассейн, разрабатывает практические рекомендации, связанные с мореходными качествами субмарин, статической и динамической прочностью их корпусов, энергетической вооруженностью, снижением акустических, магнитных и других физических полей подводных лодок и др.

В целом же усилия многих тысяч отечественных ученых и инженеров, рабочих и служащих позволили в 60 - 80 годы XX в. в кратчайшие сроки построить и вывести на океанские просторы мощный ракетно-ядерный подводный флот, сохранить приоритет нашей Родины как великой морской державы.


Лауреат Нобелевской премии академик Жорес АЛФЕРОВ, вице-президент РАН, председатель Санкт-Петербургского научного центра РАН, академик Сергей КОВАЛЕВ, генеральный конструктор Центрального конструкторского бюро морской техники "Рубин", доктор технических наук Анатолий РОДИОНОВ, председатель Научного совета по проблемам прикладной гидрофизики Санкт-Петербургского научного центра РАН

Авторские права на статьи принадлежат их авторам
Проект компании Kocmi LTD