История
Две столицы великого княжества

Согласно рукописной Следованной псалтыри 1570 г. (книге повседневных христианских песен), хранящейся в местном историко-архитектурном музее-заповеднике, Рязань (до 1778 г. Переяславль Рязанский) основана в 1095 г. На холме, у впадения в Оку рек Трубеж и Лыбедь, выросла крепость с высокими стенами и дозорными башнями, окруженная глубоким рвом. Однако первоначально это имя носил другой город, находившийся в 50 км от современного (впервые упоминаемый в письменных источниках под 1096 г.), - столица великого княжества, один из крупнейших древнерусских центров ремесла, торговли, культуры.
Территорию нынешней Рязанской области еще в X в. освоили славяне - главным образом вятичи, пришедшие с запада и постепенно слившиеся с малочисленным коренным населением (финно-угорскими племенами меря, мещера, мурома, мордва). Как свидетельствует наиболее ранний дошедший до нас летописный свод "Повесть временных лет" (начало XII в.), в 964 г. тут появился великий князь киевский Святослав Игоревич (945 - 972 гг.) и, узнав, что здешние жители платят дань хазарскому каганату*, отправился в поход на него и вернулся с победой.
Между тем вольнолюбивые вятичи не торопились подчиниться Киеву - лишь в 966 г. князь силой сделал их своими данниками. Однако его сын Владимир еще несколько раз приходил покорять воинственных обитателей этих мест, пока наконец не утвердил здесь свою власть.
В 1097 г. на Любечском съезде** приняли решение: "Каждый да держит вотчину свою". В частности, Черниговскую, куда входили Новгород Северский, Рязань, Муром*** и другие уделы, закрепили за наследниками великого киевского князя Святослава Ярославима (1073 - 1076 гг.). И младший из них, Ярослав, которому достались все земли по среднему и нижнему течению Оки, по мнению известного историка, общественного деятеля, публициста Дмитрия Иловайского (1832 - 1920), стал основателем династий рязанских и муромских князей.
Однако никакие съезды и договоры не прекратили раздиравшие тогда страну междоусобицы. То же можно сказать и о здешнем крае, история которого, по свидетельству литературоведа, текстолога, академика Дмитрия Лихачева, "наполнена братоубийственными раздорами рязанских князей между собой и с их северными соседями - князьями владимирскими..., а вместе с тем и смелыми походами на половцев****... Жители Рязани отличались энергией и предприимчивостью, а пограничное положение Рязанского княжества и постоянные войны со степными народами воспитали в них привычку держать оружие в руках".
До середины XVI в. этот удел был восточной окраиной русской земли и нередко подвергался набегам кочевых скотоводческих племен, а в 1237 г. первым принял на себя натиск монголо-татарских полчищ. Как повествует I Новгородская летопись (XIII-XIV вв.), их предводитель хан Батый направил к рязанцам посольство, потребовав "десятину во всем: и в людях, и в князьях, и в конях...". Но получил ответ: "Отцы и деды наши дани никому издревле не давали и в рабах ни у кого не бывали, а за свою честь и отечество умирали. Так и мы хотим честь свою оружием или смертью сохранить".
После тщетного обращения за помощью к соседям здешний князь Юрий решил защищать Рязань своими силами, но на шестой день ее осады погиб в бою, а город, как и окрестные Пронск, Белгород, Ижеславль, захватили и опустошили супостаты, уничтожив почти всех жителей. Их самоотверженная борьба с завоевателями нашла отражение в ценнейшем памятнике народного творчества - дошедшей до нас в списках XVI и XVII вв. "Повести о разорении Рязани Батыем", содержащей рассказ о подвиге воеводы Евпатия Коловрата.
Не успев прийти на подмогу защитникам столицы княжества, Коловрат с небольшой дружиной ринулся вслед за разорившими ее врагами и нагнал их у Коломны. Разгорелась жестокая битва: "Сеча была зла и ужасна, один рязанец дрался с тысячей, а два с тьмою". "Мы со многими цари во многих землях на многих бранях бывали, а таких удальцов и резвецов не видали..., ни отцы наши не возвестили нам, - приводит безымянный автор повести слова приближенных Батыя. - Сии ибо люди крылаты и не имеющие смерти".
Хан направил против русской дружины лучших воинов во главе с батыром Таврулом. Но Евпатий разрубил его мечом до седла. "Пели стрелы каленые, гремели копья долгомерные, падали татарове труп на труп...". Однако бой был неравным, многие заступники родной земли, как и сам Коловрат, сложили здесь головы. Батый отдал должное их мужеству и бесстрашию, отпустив на свободу оставшихся в живых. А через 770 лет после этих событий, в 2007 г., в центре Рязани открыли памятник воеводе-герою (скульптор Олег Седов).
Город не смог оправиться от столь страшного разорения. Поэтому центр княжества вскоре перенесли в Переяславль Рязанский, стоящий среди лесов, на неприступной для врагов круче, к тому же окруженный плодородными заливными лугами и имеющий сообщение по Оке с другими землями, что способствовало развитию торговых связей. А все, что сохранилось от прежней столицы (ныне село Старая Рязань)*****, - в настоящее время исключительно важный, эталонный памятник домонгольской Руси, ставший первым крупным населенным пунктом в нашей стране, где развернулись археологические исследования. К ним приступили еще в начале XIX в., и каждый полевой сезон приносит новые открытия.
Так, уже известно: здесь были мощные укрепления - земляной вал высотой более 7 м (его остатки тянутся почти на 1,5 км), по верху которого шла крепостная стена из наполненных землей бревенчатых срубов. На внутренней защищенной территории стояли два величественных каменных храма, снаружи украшенных резьбой, а внутри расписанных фресками. На городище извлекли из земли немало кладов с арабскими дирхемами, киевскими гривнами, византийскими, немецкими монетами IX-XI вв., что указывает на обширные связи местных купцов. Основные же находки - предметы быта, амулеты, женские украшения (стеклянные браслеты, перстни, бусины), орудия труда ремесленников и т.д. - типичны для русского города XI-XIII в.
А в 2005 г. в Старой Рязани обнаружили самый крупный из здешних и хорошо сохранившийся клад - кожаный мешочек с полным комплектом женских серебряных украшений XII в.: бусы, подвески, круглые колты****** с изображениями фантастических животных с птичьей головой и собачьим туловищем, кольца, медальоны (всего около 120 предметов). По мнению специалистов Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, ведущих тут работы совместно с коллегами из Института археологии РАН (Москва), владельцы спрятали эти драгоценности перед приближением орды хана Батыя.
Наивысшего расцвета и могущества Рязанское княжество достигло во время правления Олега (1350 - 1402 гг.), незаурядного воина и политика, главной заботой которого было благоденствие вотчины. Однако после его смерти, в 1521 г., как писал Иловайский, "ловко, без пролития крови, было подготовлено и совершено присоединение к Москве последнего из великих уделов северо-восточной Руси и притом такого, который пользовался политической самобытностью в течение целых четырех столетий".
Немые свидетели былого величия княжества - крепостной вал и ров, оставшиеся от заложенного в его столице в 1059 г. древнего кремля. В дальнейшем его неоднократно перестраивали, в результате из сооружений разных столетий сложился уникальный ансамбль. Это Архангельский (XV в.), Христорождественский соборы (усыпальница великих князей и княгинь; XV в., перестроен в 1826 г.), церковь Святого Духа (1642 г.), архиерейские палаты (или дворец Олега, 1653 - 1692 гг.), гражданские постройки, также возведенные в XVII в., - самом ярком и плодотворном периоде здешнего градостроительного искусства, несмотря на польско-литовскую интервенцию 1611 г. Кстати, в борьбе против нее действенную помощь москвичам оказал тогда рязанский воевода Прокопий Ляпунов*******.
Жемчужина кремля, самый выдающийся памятник архитектуры всей области, да и один из замечательнейших в нашей стране - величественный трехъярусный пятиглавый Успенский собор (1693 - 1699 гг.). По композиции он близок одноименному во Владимире********, построенному в XII в., но по декору представляет собой образец московского, или нарышкинского, барокко (от имени основных заказчиков - уроженцев Рязани дворян Нарышкиных), в число творцов которого входил автор этого чуда из камня талантливый крепостной зодчий Яков Бухвостов. Свойственная такому стилю прекрасная белокаменная резьба, украшающая ярко-красные кирпичные стены и особенно нарядная в нижнем ярусе здания, восхищает не меньше, чем его огромные размеры.
Внутри храм производит столь же сильное впечатление, что и снаружи: горельефная резьба поднимающегося на всю его высоту иконостаса, многие крупные фрагменты которого созданы из одного куска дерева, - одно из лучших произведений данного вида искусства. Автор - мастер Христофоров - воспроизвел причудливые переплетения растений, цветов, виноградных лоз с гроздьями, гранатов и других редкостных плодов.
Неподалеку, при выезде из кремля через мост надо рвом, стоит стройная колокольня. Собирать пожертвования для ее возведения начали в 1783 г., однако продолжалось оно не один десяток лет. За дело брались многие архитекторы, но главная сложность заключалась в слабости здешнего грунта для столь масштабного сооружения, задуманного как соответствующее царственному Успенскому собору. Наиболее остроумное решение данной проблемы нашел губернский архитектор, академик архитектуры Николай Воронихин, предложивший построить четвертый ярус из металла. Такая новация (ведь тогда предпочитали деревянные каркасы и стропила) позволила уменьшить вес и достичь нужной высоты постройки. Работы закончили в 1840 г., и вскоре со звонницы зазвучали старинные колокола, отлитые в 1676 г. Федором Маториным и в 1679 г. Филиппом Андреевым.
Добавим: на чугунной доске, вставленной в постамент колокольни, есть надпись: "На сем месте была каменная Глебовская башня с воротами и бойницами, с которых в 1521 году окольничий Иван Хабар Симский, сын Воеводы Василия Образцова, посредством пушкаря Иордана поразил татар крымского хана Магмет-Гирея. А прежде сего поражения Хабар взял у хана грамоту князя московского с дани Крыму и тем спас Рязань и честь великого князя московского, за что дали ему сан боярина и внесли услуги его в книги разрядные на память векам. Смотри "Истории" г-на Карамзина...".
На территории кремля находится старейший и крупнейший в регионе Историко-архитектурный музей-заповедник, основанный в 1884 г. городской ученой архивной комиссией, а в 1995 г. указом Президента РФ включенный в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. С 1990-х годов некоторые его здания используются совместно с Рязанской епархией, в Успенском, Христорождественском соборах, Иоанно-Богословской церкви проводят богослужения.
В настоящее время в музее работают постоянные экспозиции: во дворце Олега - посвященная истории великого княжества, где можно увидеть археологические находки, вооружение древнерусских воинов, озвученную диораму "Героическая оборона Старой Рязани во время монголо-татарского нашествия 1237 г.". В Архангельском соборе представлены иконопись, деревянная полихромная скульптура, лицевое и орнаментальное шитье, предметы церковной утвари, в певческом корпусе - старинные предметы быта, рассказывающие о народных обычаях.
А в селе Заборово Новодеревенского района Рязанской области - бывшем родовом имении выдающегося полководца Михаила Скобелева (1843 - 1882) - в 2003 г., в канун 160-летия со дня его рождения открыли Мемориальный комплекс. Всесторонне эрудированный, сторонник смелых и решительных действий, обладавший исключительной храбростью, он воспитывал у солдат и офицеров чувство собственного достоинства и патриотизма. Сам же нередко появлялся на передовых позициях верхом на белом коне в белоснежном мундире, за что его величали "белый генерал". Талантливый военачальник не проиграл ни одного сражения, не случайно в Академии Генерального штаба называли его "Суворову равным". Но особый вклад он внес в победу нашей страны в русско-турецкой войне 1877 - 1878 гг., благодаря чему Болгария была освобождена от 400-летнего османского ига.
Мемориальный комплекс состоит из Спасо-Преображенской церкви, где покоятся полководец и его родители, памятника генералу (по проекту рязанского скульптора Бориса Горбунова) и музея, размешенного в отреставрированном здании школы, построенной на его средства для деревенских детей в 1881 г. Здесь собраны предметы, отражающие его жизнь и деятельность, организуются выставки, рассказывающие об истории рода и усадьбы Скобелевых. А в 2008 г., к очередной годовщине со дня рождения народного героя России и Болгарии, суздальские мастера изготовили для здешнего храма великолепный иконостас в византийско-балканском стиле из ценных пород дерева, украшенный позолотой.
Еще одно замечательное место в Рязанской области, о котором нельзя не упомянуть, - Окский заповедник, организованный в 1935 г., а в 1985 г. признанный ЮНЕСКО********* биосферным. В нем обитают 225 видов птиц (в том числе глухарь, рябчик, тетерев, журавль, утки, дупель, бекас, вальдшнеп, черный коршун, канюк), 49 видов млекопитающих (в частности, лось, кабан, лисица, выдра, горностай, куница, енотовидная собака, ондатра, белка, летучие мыши), 39 видов рыбы (окунь, щука, карась, язь, плотва, лещ и др.).
Примечательно, что тут сохранились остатки лесов, некогда покрывавших всю центральную часть Европейской России (сосняки с примесью березы и широколиственных пород, дубравы). Главным же богатством здешних земель, жалуемых монастырям рязанскими князьями, как свидетельствуют дарственные грамоты XVII-VIII вв., были ценные пушные звери, прежде всего бобры. Однако, к сожалению, в начале XIX в. их полностью уничтожили, и лишь благодаря усилиям специалистов этого природоохранного научно-исследовательского учреждения популяцию удалось восстановить.
Выросла численность и других местных аборигенов - лосей (сейчас их плотность составляет 10 - 17 на 1000 га). Функцию их естественного отбора выполняет обитающая тут стая волков, с первых лет образования заповедника находящихся в центре внимания его сотрудников. Количество этих хищников также регулируется и не превышает 8 особей. За сезон они добывают в среднем 60 - 80 сохатых.
Идет большая работа по изучению и охране редчайшего зверя нашей фауны - выхухоли, создан питомник кавказско-беловежских зубров, куда в 1959 - 1991 гг. завезли 8 самцов и 11 самок. Кроме того, совместно с американскими коллегами здешние специалисты осуществляют программу восстановления угасающей популяции исконно российского обитателя стерха - редкого вида журавлей.
* Хазарский каганат (650 - 969 гг.) - средневековое государство, созданное тюркоязычным кочевым народом - хазарами. Контролировало Предкавказье, Нижнее, Среднее Поволжье, Приазовье, восточный Крым, часть Восточной Европы вплотьдо Днепра и др.
** Любечский съезд - съезд шести князей, состоявшийся в г. Любече (на Днепре), провозгласивший принцип наследования князьями земель отцов.
*** См.: О. Базанова. Родина Ильи Муромца. - Наука в России, 2009, N 6.
**** Половцы - тюркоязычный кочевой народ, в начале XI в. контролировавший территорию от Дуная до Иртыша.
***** См.: В. Даркевич. Древнерусские города: взгляд археолога. - Наука в России, 1994, N 6.
****** Колт - полая подвеска, прикреплявшаяся к головному убору, украшенная мелкими золотыми или серебряными шариками, ажурным узором из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, эмалью, гравировкой.
******* См.: А. Богданов. "Быть нам всем в совете и соединении...". - Наука в России, 2007, N 6.
******** См.: О. Базанова. Заповедные места Владимирской земли. - Наука в России, 2005, N 4.
********* См.: Н. Максаковский. Россия но Всемирном наследии ЮНЕСКО. - Наука в России, 2006. N 3.
Ольга БАЗАНОВА, журналист