Археология
Древние эсты на западе Новгородской земли

Первые обитатели на побережье теперешнего Теплого залива Чудского озера появились во второй половине I тыс. Они свели леса, расчистили землю для пашни, провели дороги, существующие и поныне. Вдоль одной из них, близ деревни Залахтовье, расположен старинный некрополь, ставший предметом многолетних исследований экспедиции Института истории материальной культуры РАН. О некоторых их результатах рассказала кандидат исторических наук Наталия Хвощинская.
Древние курганы (справа), расположенные вдоль дороги.
Раскопки валообразной насыпи вблизи деревни Залахтовье.
Среди насыпей различных форм и размеров древнего кладбища выделяются продолговатые песчаные валы, давшие название археологической культуре длинных курганов. Ареал ее носителей в V - X вв. распространялся от юго-западного побережья Псковского озера до верхнего течения реки Чагодоща (ныне Вологодская область).
В такие могильники умерших хоронили по обряду кремации. Причем обычай их сооружать, как свидетельствуют достоверные факты, зародился в Псковско-Новгородском регионе. А в X - XI вв. практически у всех народов лесной зоны Европы, в том числе у славян, он сменился ритуалом ингумации - погребения усопшего в его земной "оболочке". При этом для новых захоронений использовали старые курганы, следовательно, люди древнерусского племени ощущали себя прямыми потомками тех, кто упокоился ранее.
В Залахтовье ситуация оказалась иной - развитие культуры длинных курганов прервалось. По-видимому, поселок забросили, и в X-XI вв. сюда, в уже хозяйственно освоенный регион, пришло население, никак не связанное с предыдущим. Его погребальные сооружения представляли собой деревоземляные "домики мертвых", над которыми иногда возвышались столбы или идолы, в памятные дни там разводили костры.
Надо сказать, пришельцы от сожжения тоже перешли к трупоположению усопших. Но в обоих случаях их снабжали всем "необходимым" для загробной жизни: праздничной одеждой, пищей, орудиями труда, бытовыми предметами и пр. Любопытно, что при этом их портили - сосуды разбивали, оружие сгибали и ломали и т.д., что было свойственно многим народам Европы железного века. Потусторонний мир представлялся им противоположным живому, стало быть, и умерший человек, и сломанные вещи обретут там свой истинный вид.
Материальная культура новых жителей Залахтовья отличалась яркостью и своеобразием. Найденные в погребениях различные бронзовые изделия, фрагменты тканей, расшитых металлическими деталями, оружие и орудия труда сильно контрастируют с обычными древнерусскими памятниками на данной территории и принадлежат балто-финскому типу. А отдельным предметам можно найти аналоги у скандинавских народов начала II тыс.
Традиция украшать одежду бронзовыми орнаментами из спиралей и колечек была широко распространена у племен Балтийского бассейна. Однако узоры, способы крепления металлических элементов у залахтовцев были иными, чем, например, у соседей-латгалов. Набирая мелкие спиральки на толстый шерстяной шнурок, создавали различные геометрические фигуры, нередко с довольно сложным рисунком, затем проволочными колечками прикрепляли к ткани.
Ближайшие аналоги здешним аппликациям, заколкам для волос, браслетам, перстням, гривнам удалось найти у финских племен - эстов и даугавских ливов. Более того: материальная культура здешних и по обряду кремации XI в.
Археологически зафиксированные остатки погребения
эстонских памятников, расположенных на противоположном берегу Чудского озера, полностью идентична как по типам украшений, так и по составу орудий труда. Да и само название "Залахтовье", имеющее финский корень lahta (залив) с приставкой "за", свидетельствует о том, что здесь некогда жили финны, от которых русское население переняло этот топоним.
Исследуемое поселение было довольно большим. Его жители занимались сельским хозяйством, рыболовством и охотой на водоплавающую птицу. Во второй половине XI в. вокруг начали появляться древнерусские деревни, и финской общине, несомненно, приходилось вступать с ними в контакт. В результате брачных связей она пополнялась выходцами из этих поселений, о чем свидетельствуют единичные захоронения женщин в славянском уборе.
Кстати, эсты сохраняли самобытность и в XI- XII вв., когда взаимоотношения между ними и Новгородом стали достаточно непростыми, поскольку он пытался заставить их ежегодно платить дань и начал военные действия. В ответ эсты предприняли ответный удар - сожгли русскую крепость Юрьев и двинулись на Псков. Вооруженное противостояние продолжалось все XII столетие. Тем примечательнее существование на восточном побережье Чудского озера изучаемой финской общины: жизнь в ней шла в обычном русле, без особых потрясений. Очевидно, там оказалось довольно спокойное от конфликтов место, и население исправно платило дань новгородским тиунам.
Следует заметить, Залахтовье не было единственной в этом районе эстонской деревней - подобный комплекс предметов обнаружен близ города Гдова. Археологические находки рассказывают также о наблюдавшемся здесь в различные исторические периоды движении населения. Так, на западном берегу Чудского озера чересполосно располагались эстонские и русские рыболовецкие поселки, на восточном - до сих пор встречаются остатки выложенных из валунов финских хозяйственных построек. А изделия здешних русских мастеров начала II тыс. отличались от выполненных в центральных районах Новгородской земли прежде всего включением эстонских элементов украшений, видимо, полюбившихся славянским женщинам.
Несомненно, финское население внесло вклад в формирование культуры северо-западных областей Древнерусского государства. Сами же залахтовцы сохраняли самобытность лишь на протяжении двух веков. Под влиянием древнерусского окружения они постепенно ассимилировались и перешли к христианскому обряду захоронения.
Ольга БАЗАНОВА