Геология

БИБЛЕЙСКИЕ ЛЕГЕНДЫ В ГЕОЛОГИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ

"От огромной скорби Господней упадали удары из преисподней - В тяжелый старый Шар. И обрушились суши и горы, Изгорбились бурей озера..."", - так описанные в Ветхом Завете катаклизмы рисовал знаменитый русский поэт и писатель Андрей Белый (1918).
В том, что подобные события действительно имели место в Восточном Средиземноморье на протяжении четырех тысячелетий, охваченных Великой книгой, сегодня не сомневаются и ученые.

Более того, оказывается, сохраненные Библией свидетельства очевидцев ниспровержения Содома и Гоморры, Всемирного потопа, гибели Иерихона помогают проницательному исследователю проверить современные геологические концепции.

Недавно в Санкт-Перебургском отделении издательства "Наука" вышла монография доктора геологических наук Марка Вербы "Библейские легенды глазами геолога". Предмет научного интереса ее автора - механизмы, действующие на ранних этапах развития рифтов. Эти крупные линейные тектонические структуры земной коры, протяженностью в сотни-тысячи километров, образовались при ее горизонтальном растяжении, и начальные стадии их формирования исследованы недостаточно. Однако по счастливому совпадению важные периоды истории Иорданского рифта, берущего начало в Эйлатском заливе Красного моря и прослеженного на суше до гор Таурис в южной части Турецкого нагорья, совпали с расцветом древнейшей человеческой цивилизации, оставившей письменные документы.

Несомненно, даже читатель с отдаленными представлениями о насущной проблематике геологической науки, но заинтригованный названием книги, сумеет хотя бы отчасти заполнить этот пробел в своем интеллектуальном багаже. Автор с первых же страниц показывает, насколько актуальна избранная им тема: ведь именно там, где три ветви мировой системы океанических рифтов достигают континентальных массивов, протекает процесс первичного раскалывания земной коры. Для специалистов эти области интересны, с одной стороны, в связи с их сейсмической опасностью, с другой - благодаря таящимся здесь богатым запасам нефти, горючего газа, соединений железа, марганца, сульфидных руд. И что особенно привлекает внимание ученых - в самых молодых зонах рифтов обнаружены свидетельства продолжающегося формирования залежей углеводородов, а это противоречит теории органического синтеза черного золота, но "работает" на концепцию его абиогенного происхождения. Однако для составления соответствующих прогнозов информации пока недостаточно.

"ЗАПИСНАЯ ТЕТРАДЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА"

"Головной болью" исследователей, работающих с природными объектами, чей возраст исчисляется сотнями тысяч, тем более миллионами лет, остается "недостоверность единичного наблюдения дискретно протекающего процесса" (цитата из книги Вербы, очень точно раскрывающего суть проблемы). Но как справиться с задачей? Современные методы радиоизотопной геохронологии позволяют делить историю на временные отрезки от нескольких сотен тысячелетий, но иной раз надо разгадать тайну значительно более коротких периодов. И тут на помощь приходят исторические документы, которые, по меткому выражению автора книги, запечатлели отдельные "кадры длинного геологического фильма". Библейские сказания, охватывающие 4 тыс. лет, уже попадали в поле зрения его коллег - в частности, в связи с загадкой Всемирного потопа, и специалисты высоко оценили информативность "Записной тетради человечества" (так назвал Библию выдающийся российский поэт, нобелевский лауреат по литературе 1958 г. Борис Пастернак в своей книге "Охранная грамота" в 1930 г.). Теперь нам, вслед за Вербой, предстоит увидеть, насколько поведанные в древних легендах события соответствуют картине естественной эволюции Иорданской долины, воссоздаваемой ныне по доступным данным о тектонической активности, геоморфологии региона, генезисе, возрасте и характере залегания отложений.

Монография "Библейские легенды..." состоит из шести глав. В первых пяти автор реконструирует геологическую историю региона и прослеживает, как вплетаются в нее воспоминания людей, ставших свидетелями отдельных событий, как правило, связанных с проявлениями тектонической активности. В последней он, стремясь объяснить способность пророков предсказывать природные катаклизмы, обращается к сведениям, почерпнутым из совсем иной области науки - генетики. В результате в книге выявляются две части: в первой автор выступает как высококвалифицированный специалист, свободно трактует имеющийся фактический материал; во второй же оказывается в несвойственной ему области и вынужден, строя предположения, опираться на авторитетные имена. Поэтому при несомненной занимательности темы последней главы, особого внимания заслуживает все же "геологический" раздел. И поговорим мы именно о нем.

Это - прекрасный образец научно-популярного жанра. Книга написана живо, остроумно, интересно. Но самое главное - автор преподносит собранный и осмысленный им богатейший материал, следуя строгой логике исследователя-натуралиста. Так, приступая к естественно-научному анализу библейских текстов, Верба замечает: "свидетельские показания очевидцев событий всегда вызывают больше доверия, чем заочные заключения экспертов, как бы хорошо они ни были аргументированы". Однако чтобы определить "точку отсчета", необходимо проанализировать, в какой мере кругозор библейских пророков, использованная ими система летосчисления, стиль изложения событий (тексты Ветхого Завета изобилуют аллегориями и художественными сравнениями) позволяют с материалистических позиций обсуждать оставленные ими записи. Этой теме посвящена первая глава монографии. И лишь доказав состоятельность своей позитивной позиции в отношении достоверности ветхозаветных историй, автор обращается к конкретным сюжетам, в том числе Всемирному потопу, Содомской катастрофе. Иерихонскому землетрясению.

Да, одних этих названий достаточно, чтобы вызвать общественный интерес. Во всяком случае научно-популярные фильмы о современном видении легендарных событий в свете новых научных данных собирают стабильную аудиторию. Материала же, представленного Вербой, хватило бы на целый научно-популярный сериал. Разумеется, в монографии есть эпизоды, рассчитанные на внимательное прочтение коллегами, вероятно, провоцирующие дискуссию, хотя в целом - это литература, привлекательная и для неспециалиста. Автор не опускается до уровня среднестатистического читателя. Просто детальный анализ геологических данных выполнен им в доступной и понятной форме, а поступки библейских персонажей, столкнувшихся с неизбежными последствиями глобальных природных процессов, выглядят в его трактовке куда реалистичнее, нежели в древних летописях, где каждый человек - заложник неотвратимой божественной воли.

Здесь уместно привести несколько цитат из обсуждаемой книги. "В летописи прямо сказано, - пишет Верба, - что о потопе Ною стало известно за неделю до его начала ("И сказал Господь Ною ... чрез семь дней я буду изливать дождь на землю..."). Как можно было бы назвать языком современной науки эту способность прогнозировать важные события - на уровне геологических...? Весной ... дожди в этой местности не редкость..., но на этот раз признаки ненастья, видимо, были настолько впечатляющи, что старый моряк ... решил принять превентивные меры. Может быть, он почувствовал неясную, необъяснимую тревогу, которую несла еле заметная дрожь земли... Пришлось использовать недостроенный ковчег... Ной, не дожидаясь высокой воды и не утруждая себя спуском судна со стапелей, велел всем забраться на борт и ждать...". После первых сорока дней с сильными сезонными ливнями, по тексту Библии, вода из некоего источника все еще продолжала поступать почти четыре месяца. По мнению Вербы, причиной тому стал спровоцированный землетрясением прорыв горного озера, расположенного на небольших высотах (в противном случае его выход из берегов стал бы причиной образования селевого потока). Анализ геологической и геоморфологической карт показывает: в окрестностях водосборного бассейна реки Евфрат (протекает в Турции, Сирии, Ираке) существует "подходящий" на эту роль спущенный водоем - озеро Эль-Джаббуль (Сирия), чьи размеры, судя по границам молодых отложений, составляли 90 км по длине и 70 км по ширине. Глубина же достигала 50 м, соответственно объем воды - 170 - 2000 км". Плоский рельеф Двуречья (Месопотамия) и встречный по отношению к течению рек Тигр и Евфрат ветер (ковчег прибило к "горам араратским") завершили дело: "там, где местное население обычно обходилось небольшими лодками", спасительным стало лишь морское судно Ноя. Когда оказалось, что кругом не осталось ни одной живой души, "станет ясно, что идея его строительства была внушена Ною свыше в награду за благочестие... Мы до сих пор говорим, когда в трудной обстановке примем невзначай правильное решение, - пишет Верба, - что нас ... вела рука Господа".

СВИДЕТЕЛЬСТВА РАЗВИТИЯ ИОРДАНСКОГО РИФТА

Обращаясь к эпизоду гибели богопротивного города Содома ("солнце взошло над землею и пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих...") и чудесного спасения праведника Лота с дочерьми, Верба, по его собственному признанию, вынужден анализировать косвенные свидетельства природных процессов. Он стремится в деталях восстановить события, предшествовавшие трагедии, оценить довольно непоследовательное (казалось бы) поведение людей. Определяет место расположения сгинувшего города - "вблизи устья речки, впадающей в [Мертвое] море у полуострова Лизан". И вслед за другими исследователями, приходит к выводу: вначале здесь произошло специфическое вулканическое извержение, из-за обилия сернистых соединений именуемое сольфатаром (zolfo с итальянского - сера), а затем местность затопили воды Мертвого моря. Причем первое событие, вполне симптоматичное для зоны растущего Иорданского рифта, завершилось в сжатые сроки. Второе, столь же характерное для рассматриваемого региона, видимо, протекало дольше - "буднично и спокойно", и автор сопоставляет его с обрушением берегов озера Байкал, "заполняющего впадину такого же рифтогенного грабена, как и Мертвое море". Площадь акватории этого крупнейшего в мире пресного водоема постепенно росла на протяжении последних столетий, причем после сильных землетрясений (например, 10-балльного Цаганского 1862 г., 9-балльного Среднебайкальского 1959 г.) с более высокой скоростью.

Автор монографии отмечает: описанные в Библии события с "признаками вулканизма" и землетрясений происходили в основном в окрестностях Мертвого моря, "а в тектоническом отношении (приурочены) к системе Иорданского рифта". Причем за историческое время "процесс взламывания земной коры" переместился отсюда к северу, что добавляет аргументов "в пользу концепции проградационного развития рифта с перемещающимся полюсом раскрытия" в противовес ортодоксальной плейт-тектонической схеме, "предусматривающей вращение всей Аравийской плиты вокруг неподвижного полюса". И здесь вновь возникает тема Содомской катастрофы, датируемой 2077 г. до Рождества Христова.

Ученый полагает, что "мы оказываемся свидетелями процесса миграции океанических обстановок в грабен Мертвого моря, который еще не стал настоящей океанической структурой, но в эволюционном плане приближается к ней". Обосновывая свою точку зрения, он обращается, в частности, к легенде о жене Лота, превратившейся в соляной столп, когда она обернулась в последний раз взглянуть на покинутый дом. Оказывается, развитие молодого рифта сопровождается выходом на поверхность морского дна нагретых до 350 - 400"С флюидов, насыщенных сернистыми соединениями железа, никеля, меди, кобальта, других металлов, а также метаном и его гомологами. Вот какой "дым ... из печи" в день гибели города видел издалека старец Авраам, взирая на место, где располагался Содом. А несчастная женщина, видимо, задохнувшаяся от ядовитого сернистого газа, оказалась в непосредственной близости от "высокотемпературного сульфидного курильщика, фонтанирующего высокоминерализованным раствором сернистых соединений".

В книге рассмотрены и другие процессы, проявления которых в той или иной мере отражены на страницах Ветхого Завета. Например, значительное место отведено деградации бассейна Иордана вследствие перехвата его вод другими реками на фоне тектонических движений в этом регионе. В контексте новых научных данных находятся естественные (а не религиозные) объяснения "иссушению Иордана", разрушению Иерихона, исчезновению цветущих садов Господних.

На страницах монографии Марка Вербы можно найти множество интереснейших сведений, иногда имеющих косвенное отношение к основной теме, но позволяющих глубже понять значение работы ученых, осознать взаимосвязь усилий геологов, археологов, биологов, других исследователей, стремящихся полнее представить картину мира, в котором мы живем. Не исключено, что тем молодым людям, кому посчастливится прочитать книгу "Библейские легенды..." (к сожалению, тираж ее невелик), всерьез захочется примкнуть к этому замечательному сообществу и приблизиться к пониманию процессов, ответственных за прошлое, настоящее и будущее нашей планеты.


Евгения СИДОРОВА, журналист

Интернет магазин - https://wine-shopper.ru/krepkie_napitki/tekila/. Текила элитного класса.
Авторские права на статьи принадлежат их авторам
Проект компании Kocmi LTD