Археология

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ НА АЛТАЕ

Сотрудники Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН совместно с японскими и американскими учеными исследовали наскальные изображения в Горном Алтае, в том числе в долине реки Калгуты, у горы Жалгыз-Тобе и рисунки на скальных останцах Мешельдык, расположенных напротив села Тебелер. Особенно тщательно специалисты осмотрели разрушенные объекты, пострадавшие в результате природного и антропогенного воздействия. Они выявили ранее неизвестные местонахождения петроглифов в урочищах Кургак, Ирбисту, Тархзата и Курман-Тау (Кош- Агачский район).

Несомненный интерес для специалистов представляют два каменных изваяния древних тюрок, найденные местным жителем на левом берегу реки Катунь в местности Кыйу. Одно из них выполнено в традиционной манере: правая рука с сосудом прижата к груди, левая - на поясе. Обращает на себя внимание ожерелье, что не часто встречается на подобных скульптурах, да и на алтайских представлено лишь дважды. Редким является и наличие портупейных ремней (?) или каких-то иных деталей одежды на другом древнем изваянии.

"Редкой удачей также можно назвать открытие двух уникальных рунических памятников* на территории Алтая, - рассказывают в газете "Наука в Сибири" доктор исторических наук В. Кубарев и кандидат исторических наук Г. Кубарев. - Они обнаружены в Чуйской степи - районе, непосредственно граничащем с Монголией и Тывой". В данной публикации археологи впервые привели полные переводы этих надписей, сделанные известным петербургским тюркологом С. Кляшторным.

"Одна из самых длинных рунических надписей в Кош-Агачском районе обнаружена в урочище Кургак, на северной оконечности горной гряды, близ современного зимника. Надпись, выполненная одновременно со сценой охоты, нанесена на вертикальную скальную поверхность, обращенную к северу. Она насчитывает более 80 знаков. Некоторые из них утрачены, другие из-за эрозии скальной поверхности нечетко фиксируются, но, тем не менее, в основной своей части надпись читается достаточно уверенно...".

Исследователи предполагают композиционное единство этой надписи с гравированными рисунками, выполненными в так называемой технике граффити (нацарапанные) и представляющими реалистическую и динамичную сцену охоты. Собака и всадник преследуют стремительно бегущего оленя, загоняя его на сидящего в засаде лучника. Несколько выше изображен медведь.

Обращают на себя внимание такие детали изображения, как оригинальный показ штрихами шерсти животных, рогов в проекции, а также заткнутые за пояс стрелы и широкополые шляпы. Похожие по форме головные уборы, напоминающие широкополые шляпы, известны и в других древнетюркских граффити Алтая. Авторы статьи отмечают, что сцены загонной охоты - излюбленный сюжет древних тюрок, наиболее часто встречающийся в наскальных изображениях этого края.

Еще одна, не менее впечатляющая находка совместной экспедиции - несколько рунических надписей, обнаруженных на обломках плит в нижнем течении реки Барбургазы, у подножия скалы Кызыл-Кабак. Как выяснилось, они являются обломками одной разбитой стрелы, надписи на которой расположены снизу вверх, в три строки, и насчитывают около 50 знаков. После расшифровки ученые установили: это - поминальная эпитафия.

Открытие этих уникальных рунических памятников существенно пополняют уже имеющиеся древнетюркские надписи Алтая. Они относятся к жанру эпитафий и типологически ничем не отличаются от енисейской эпиграфики соседней Тывы и Хакасии. Однако в надписях с реки Барбургазы наблюдается нарушение рядности - смешение согласных палатального и велярного рядов. Последняя особенность может свидетельствовать либо о более низком уровне грамотности, профессиональности писцовой школы, ее периферийности, либо о начавшейся утрате письменной традиции, иначе говоря, относительно более поздней дате в сравнении с охронскими и первыми енисейскими памятниками (первая половина - середина VIII в.).

* * *

Сотрудники Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН раскопали курганные могильники скифского времени (вторая половина I тыс. до н.э.) на Нижней Катуни. И сделанные ими находки еще раз подтвердили, что мода существовала со времен сотворения мира. Материалы археологов касаются древних женских причесок - необходимого атрибута красоты во все времена у всех народов.

Тогда на юге Западной Сибири женщины скрепляли сложные прически длинными заколками. Их бронзовый или железный стержень размером до 10 - 15 см украшало массивное навершие (триквестр). Его, как правило, декорировали разнообразными орнаментами - от крестообразных солярных знаков до сложных композиций, изображающих животных и птиц. А вот А. Бородовский в своей статье сообщает: в ходе археологических изысканий нашел в изголовьях женщин несколько массивных бронзовых триквестров, обтянутых золотой фольгой. Поверхность их была украшена волками, горными баранами и орлами. Особый интерес вызвала заколка с изображением трех орлов (символ пазырыкской культуры** Горного Алтая), которые являются наглядной иллюстрацией античного мифа о стерегущих золото грифах.

Как отмечает автор, грифы, как мифический персонаж и художественный образ, существовали у многих народов (ассирийцев, египтян, хеттов, персов, бактрийцев, парфян) и имели в каждом регионе свою специфику. Однако только на Алтае в памятниках пазырыкской культуры найдены изображения грифонов почти всех видов (Башадарский и Туэктинский курганы - VI в. до н.э.). Восприятие и использование изображений грифонов различных типов (персидского и греческого) на Алтае произошло потому, что здесь у местного населения уже существовал образ собственной мифической птицы.

По этнографическим данным, почитание беркута основано на предании о спасении им сородича алтайцев, попавшего в беду. Человек некоторое время жил в гнезде, питался мясом косуль, приносимых беркутом, а затем был спущен птицей на землю.

А. Бородовский считает: композиция, объединяющая трех орлов на триквестре, явно имеет сложную семантику. Например, в ведических гимнах, посвященных смерти (Ахтарваведа), не случайно упоминаются "три орла шумливых, восседающих на вершине вышнего небосвода, в мирах небесных, наполненных амритой - напитком бессмертия богов, приготавливаемой из растения сомы". В наше время магическая сила этих образов позволила одной из красавиц скифского времени с Нижней Катуни вновь явиться из небытия.

Датировку исследуемого памятника позволили уточнить другие находки: женские стеклянные полихромные бусы, пользовавшиеся большой популярностью в эллинистический период. Они могли попасть сюда либо из Сирии, либо из Рима или его европейских провинций по сети второстепенных торговых троп, сложившихся вдоль Великого шелкового пути. Начало производства этих украшений может относиться к IV-III вв. до н.э. Кстати, аналогичные бусы найдены и в Крыму.

* Руны - консонантное письмо (буквы обозначают согласные с произвольными или нулевыми гласными) азиатских тюрков V-XI вв.

** Пазырыкская культура появилась на территории Горного Алтая внезапно. Пазырыкцы, прожив там 300 - 500 лет, после нашествия гуннов покинули этот район.


Материал подготовила Л. В. МАНЬКОВА

Авторские права на статьи принадлежат их авторам
Проект компании Kocmi LTD