Гидрология
АЙСБЕРГИ - РЕСУРСЫ ПРЕСНОЙ ВОДЫ

Эксперты ООН считают: ныне 0,25 млрд. людей испытывают нехватку пресной воды. А через 20 лет эта цифра может увеличиться в 16 раз. И спасти положение, по мнению ряда специалистов, могут лишь огромные ледовые ресурсы полярных областей нашей планеты, прежде всего Антарктиды. О том, что подталкивает исследователей к такой мысли и как реализовать идею, рассказал кандидат географических наук Юрий Супруненко (Институт географии РАН) в журнале "Земля и Вселенная" N 1 за 2007 г.
Он начал с констатации известного факта: шестой континент заключает в себе порядка 25 млн. км3 льда, т.е. замерзшую воду атмосферных осадков, накопленных за миллионы лет. Однако из-за глобального потепления климата Земли, неуклонно наблюдающегося с XX в., белый щит потеряет до 1/5 своей массы в последующие 200 - 300 лет. Причем тревожит то, что процесс уже идет, правда, пока в виде откалывания айсбергов (конечно, они образовывались всегда, но не столь часто и обильно, как теперь). В результате обломки ледника, во-первых, уплывают вплоть до южных оконечностей Африки и Америки, где с практической точки зрения бессмысленно растворяются в соленой толще океанов; во-вторых, грозят столкновениями с судами (вспомните историю с "Титаником", пусть и произошедшую в Северной Атлантике, однако вызванную подводной частью айсберга - аналогом антарктидских); наконец, в-третьих, если ситуация с глобальным климатом будет усугубляться, то рано или поздно антарктический лед растает вообще, и тогда уровень Мирового океана поднимется примерно на 100 м - под воду уйдут обширные прибрежные территории с расположенными на них крупнейшими городами во многих странах. Словом, в целом ситуация созрела для серьезного обсуждения. И прежде всего, по мнению автора статьи, следует попытаться управлять... айсбергами Антарктиды, ибо тогда будут, разумеется, не завтра, однако в обозримом будущем, решены в основном первые два из трех перечисленных положений, что, согласитесь, тоже немало.
Итак, почему ледяные горы отрываются от основного массива (отметим: в среднем ежегодно их объем достигает около 2 тыс. км3)?
В основном они образуются на двух гигантских тектонических разломах: проходящего неподалеку от шельфового ледника Росса и такого же - у берегов моря Уэделла. Находящиеся здесь ледяные глыбы постоянно подвержены приливам и отливам. Причем сначала под них устремляются огромные объемы морской воды, часть которой затем отступает. В итоге ледники ритмично колеблются и раскалываются - при "рывках" вверх на 2 м и более разрыв составляет 200 - 400 м. И блоки, крайние к пучине, обламываются, становятся айсбергами, готовыми к дальним путешествиям.
Впрочем, последние формируются и благодаря льдотрясениям (как подчеркнул Супруненко, порой они настолько сильны, что их фиксируют сейсмоприемники). И опять же главные инициаторы бед - приливы. Особенно чреваты сочетания мощных океанских волн и резких колебаний атмосферного давления: из-за них ледяные горы резонируют, а, как известно, где слабо, там и рвется.
Благоприятствует этому и меридиальный перенос воздушных масс в Южном полушарии - он способствует накоплению снега на шестом континенте, усилению деятельности циклонов. Они быстро движутся к побережью материка, вызывая обломы и, как следствие, накопление айсбергов. Правда, при широтном переносе воздуха или похолодании климата в целом (увы, как уже говорилось, сегодня дело обстоит иначе) накопление снега в Антарктиде ослабляется и, значит, меньше льда поступает на его кромки. Тем не менее каждый летний сезон он сбрасывает отсюда массу, равную половине мирового водозабора. Величина сама по себе внушительная. Еще значимей станет она, если вслед за автором статьи вспомнить: интересующие нас ледяные горы многотысячелетнего возраста заведомо не загрязнены промышленными выбросами, т.е. стопроцентно пригодны для использования людьми. Впрочем, сами собой они до нас не доплывут. Что же делать?
Идея родилась не сегодня. В 50-х годах XX в., пишет Супруненко, американский океанолог и инженер Дж. Айзеке предложил транспортировать айсберги мощными морскими буксирами, направляющимися в Америку, Азию и Европу по океанским попутным холодным течениям. Через 20 лет аналогичный проект выдвинул французский полярный исследователь П. -Э. Виктор - он хотел так помочь Саудовской Аравии. Были и другие расчеты, однако все признали их нерентабельными. Хотя отдельные сотрудники Института географии РАН не только продумали программу, но и под руководством доктора географических наук В. Ходакова в 80-х годах провели микроиспытания с ледяной горой размером 1,5x50x10 м (т.е. на два-три порядка меньше настоящей). На Большом Ходатинском озере (Полярный Урал) ее прицепили к катеру с двигателем 20 л.с. и отбуксировали на дальний конец водоема. Увы, опыт и моделирование показали: в теплой воде влекомая масса растает в пути без остатка, если же ее теплоизолировать брезентом, то ситуация улучшится, но не радикально.
Интересное решение (его даже одобрила государственная экспертиза Министерства образования и науки РФ) предложил изобретатель из Дагестана Г. Халилов. Айсберг сначала надо разрезать на многотысячетонные брусы, потом погрузить их в трюмы трименаранов-ледовозов и буксировать к месту назначения, где разгрузить в специальные приемники. Там лучи солнца и теплый воздух превратят лед в талую воду, которая потечет по трубам к нуждающемуся населению городов. А в нежарких местностях и указанные дорогостоящие специальные приемники не нужны - лед станет поступать в водоемы и для розничной торговли.
Впрочем, для окончательной отработки той или иной программы предстоит все взвесить и оценить международным специалистам. Но медлить нельзя, справедливо подчеркнул автор статьи.
Супруненко Ю. Ресурсы антарктических айсбергов. - Земля и Вселенная, 2007, N 1