Выдающиеся люди
С.Ю.ВИТТЕ - СЛУГА ЦАРЮ И РЕФОРМАТОР

Сергей Юльевич Витте -видный российский государственный деятель, почетный член Императорской академии наук. Оставленные им "Воспоминания" - яркое полотно о жизни России конца XIX - начала XX в. Сам же автор сегодня, к сожалению, мало известен. И напрасно. Настоящей публикацией воздаем должное человеку, так много сделавшему во славу Отчизны.
Родился С. Ю. Витте 29 июня 1849 г. в Тифлисе. Его предки переселились в XVII в. в Прибалтику из Голландии, когда там господствовали шведы. Отец Сергея Юльевича, дворянин Псковской губернии, был директором департамента государственных имуществ (в последние свои годы - земледелия) на Кавказе. Мать Е. А. Фадеева - дочь члена главного управления кавказского наместника - вела свою родословную от старинного княжеского рода Долгоруких. Дед А. М. Фадеев был губернатором в Саратове, а позднее управлял иностранными колониями в Новороссийском крае (Южная Украина).
По окончании в 1870 г. физико-математического факультета в Новороссийском университете (Одесса) Сергей Юльевич поступил на службу в управление юго- западных железных дорог, в 1886-88 гг. он уже его возглавил. Одновременно Витте сотрудничает в комиссии графа Э. Т. Баранова, изучающей состояние отечественных железных дорог. Здесь он готовит проект "Общего устава российских железных дорог", а в 1883 г. выходит его книга "Принципы железнодорожных тарифов по перевозкам грузов".
В 1890 г., замеченный императором Александром III, Витте был назначен директором департамента железных дорог Министерства финансов. При этом (беспрецедентный случай!) его произвели из титулярных советников, что соответствовало армейскому чину штабс-капитана, в действительные статские - соответственно генерал-майору.
1892 г. последовательно приносит Сергею Юльевичу две высокие должности: с февраля он министр путей сообщения, в августе - министр финансов. По своей значимости возглавляемое им ведомство было в России вторым после Министерства внутренних дел. Ему подчинялись Государственный банк, Фабрично-заводская инспекция, Корпус пограничной стражи. Министерство контролировало движение всей денежной массы не только в сфере государственной экономики, но также частной и акционерной.
В 1893 г. Витте уже министр с производством в тайные советники (т.е. генерал- лейтенант) и, что примечательно, избран почетным членом Императорской академии наук.
Какие же экономические и финансовые мероприятия были осуществлены в период его правления? Прежде всего - выкуп многих железных дорог в казну, упорядочение и понижение тарифов.
Несмотря на сопротивление определенных торгово-финансовых кругов, он настоял на строительстве Сибирской железной дороги. Остановимся на этом значительном событии чуть подробнее.
Собственно, еще во время одного из первых докладов императору Александру III, только-только став министром путей сообщения, Витте услышал от государя об его желании выстроить железную дорогу из Европейской России до Владивостока. 19 мая 1891 г. путешествовавший по Дальнему Востоку цесаревич Николай (будущий император) заложил там участок Уссурийской железной дороги из Владивостока в Хабаровск, так как в те времена не думали, что Великий Сибирский путь может пройти через китайскую территорию, т.е. прямо из Иркутска во Владивосток.
Став министром финансов, Витте усердно проводил в жизнь проект сооружения этой трассы. И спустя несколько лет (правда, уже в годы царствования Николая II) Великий Сибирский путь протяженностью около 7 тыс. км был открыт, и С.- Петербург (и даже Париж) напрямую был связан с Владивостоком.
Не чужд был Витте и дел морских. Так, между ним и императором неоднократно шли дискуссии, не строить ли военно-морской порт в Либаве (ныне г. Лиепая, Латвия) или на Мурмане. В конце концов был принят первый вариант. Впоследствии Сергей Юльевич горько сожалел, что отговорил императора от возведения Мурманского порта, вернее, не настоял. Такое решение состоялось, едва минуло несколько недель после смерти Александра III, ратовавшего именно за эту идею. Вероятно, тогда не пришлось бы искать выхода в открытое море на Дальнем Востоке, не было бы Порт-Артура и Цусимы.
В конце 1898 г. по инициативе Сергея Юльевича был заказан ледокол "Ермак". Созданием этого исполинского корабля предполагалось обеспечить судоходство на Балтике в течение всей зимы. Главной же его задачей являлась попытка пройти на Дальний Восток через арктические моря вдоль северного побережья Сибири. Ледокол был сооружен при ближайшем участии адмирала С. О. Макарова (будущего героя русско-японской войны). Однако кроме очистки от льдов балтийских портов и одиночного плавания в северные моря, другие проекты реализовать не удалось.
Как финансист, Витте провел конверсию государственных процентных бумаг с 5% до 4% на сумму 1120 млн. руб. Были увеличены налоги на продажу табака, спичек, пива, спирта, сахара; повышены таможенные пошлины на чай, кофе, какао, хлопок, хлопчатобумажные и шелковые ткани, чугун, машины и др. С 1895 г. узаконена "казенная продажа питей" - винная монополия, дававшая до четверти всех поступлений в казну. Таким образом, министр старался увеличить государственные доходы (за 1892-1902 гг. они практически удвоились) и направлял свою деятельность на протекционизм промышленности и торговли. Для реализации последнего положения Витте всемерно поддерживал железнодорожное строительство, содействовал предоставлению казенных заказов заводам и фабрикам, крупным промышленным предприятиям - значительных кредитов. Высокие запретительные пошлины, защищающие российскую промышленность от ввоза заграничных товаров, нормирование сахарного производства, привлечение иностранных капиталов - все это привело, с одной стороны, к временному оживлению промышленной деятельности. С другой стороны, появилось много предприятий, не отвечающих платежеспособности населения, истощенного рядом неурожайных лет и сильно возросшим бременем налогов. В сельском хозяйстве - основном источнике существования девяностомиллионного крестьянства России, оставленном на заднем плане экономической политики Сергея Юльевича, обнаружились признаки крайнего упадка.
И в 1902 г. под председательством Витте было учреждено Особое Совещание о нуждах сельскохозяйственных производителей. К сожалению, широко задуманный план работ практического воплощения не получил (за исключением издания положения о мелком кредите). Тогда был сделан вывод, что формирование потребительского рынка в значительной степени тормозится патриархальной аграрной сферой. И Сергей Юльевич решительно выступает за ликвидацию общины, частную крестьянскую земельную собственность, уравнение крестьян в правах с другими сословиями. Позже П.А. Столыпину на практике пришлось реализовывать эти принципы, изложенные министром финансов в "Записке по крестьянскому делу".
Говоря о государственной деятельности С. Ю. Витте, нельзя обойти вниманием проведенную им реформу денежного обращения. Со времен Крымской войны (1854-1855 гг.) Россия жила с денежной системой, основанной на кредитных билетах. Следует заметить, что недостатки такого положения дел в стране мало кто понимал. Скажем, не было единого мнения, должно ли обращение основываться лишь на золоте, или на серебре, или на том и другом металле. И Витте, изучив ряд работ своего предшественника на министерском посту академика Н. X. Бунге, всерьез занялся проблемой.
Наконец, 2 января 1894 г. последовал высочайший указ о введении в Российской империи металлического обращения, основанного на золоте. Тем не менее в адрес Витте высказывали немало упреков: почему реформа основана на девальвации, почему не установлена более мелкая, чем рубль, монета? Дескать, будь таковая, и жить стало бы дешевле. Но сам автор реформы отмечал: девальвация потребовалась, поскольку цена рубля против его номинальной стоимости тогда была понижена, и иной подход привел бы к общей пертурбации в России. И действительно, когда последовал указ, все осталось так, как было раньше, - цены не изменились. Удалось подвести фундамент, предотвративший любые возможные колебания цен от непрочности валюты. Это укрепило финансовое положение страны.
Проявлял Сергей Юльевич заботу и об интеллектуальном потенциале России. Благодаря его инициативе и при участии купеческих обществ, городов и земств в 1896-1902 гг. открыли 147 средних и низших коммерческих школ. Велика роль Витте в создании (в этом ему активно помогали Д. И. Менделеев и В. И. Ковалевский(*)) Санкт-Петербургского политехнического института (1902) - принципиально нового типа учебного заведения, где гармонично сочеталось техническое, гуманитарное, экономическое и экологическое образование. Затем политехникумы были учреждены в Киеве и Варшаве. Следует добавить, что еще в 1900 г. в Томске, который "по вине" Витте оказался в стороне от Великого Сибирского пути, министр, "замаливая оный грех", способствовал открытию технологического института.
В 1902 г. при Министерстве финансов было создано первое в России Государственное агентство печати, названное Торгово-телеграфным (позднее - Петроградским телеграфным).
В августе 1903 г. Витте назначили председателем Комитета министров.
Активно занимался Сергей Юльевич внешнеполитической деятельностью. Его по праву можно назвать пионером концепции, предложившей целостную и реалистическую программу проникновения и закрепления России в зоне Азиатско-тихоокеанского региона. Витте отводил ему роль "второго Средиземного моря", своего рода центра мировых торговых коммуникаций. По его инициативе началось строительство Китайско-Восточной и Южно-Китайской железных дорог, Порт-Артура, Дальнего, наращивание присутствия в Маньчжурии. Вместе с тем Витте ратовал за достижение договоренности с Японией о разделе сфер влияния в регионе. Однако тут он встретил множество оппонентов, которых поддерживал император. Это предопределило его отставку с поста министра финансов и привело страну к войне с Японией.
Она началась 27 января 1904 г. минной атакой японцами русской эскадры у Порт-Артура. Гибель флота и ряд последующих тяжелых поражений склонили российское правительство принять предложение президента США Т. Рузвельта о мирном посредничестве. Ведение переговоров в августе 1905 г. возложили на Витте. В Портсмуте (США) ему удалось заключить договор, согласно которому Порт-Артур, Дальний и Квантунская область оставались за Японией на тех же арендных условиях, на каких они были у России. Японии передавались также железная дорога от Порт-Артура до Куанченцзы в Маньчжурии и половина острова Сахалин. Над Кореей Япония устанавливала протекторат.
В Петербурге сочли условия сравнительно благоприятными, и Витте высочайше был пожалован графский титул.
Однако вслед за последовавшей после окончания войны амнистией заключенным, сосланным за так называемые политические преступления, в стране начались новые жестокие репрессии против инакомыслящих. В то же время выступления и погромы черносотенцев оставались безнаказанными. Издание указа о чрезвычайных полномочиях временных генерал-губернаторов и других местных властей еще более ограничило власть главы Кабинета.
Дабы спасти страну от гражданской войны, а самодержавие от падения, Витте представляет Николаю II доклад о необходимости предоставления населению гражданских свобод и действительного участия в законодательной деятельности. 17 октября 1905 г. император подписал манифест "Об усовершенствовании государственного порядка". Это был спасительный шаг.
Через два дня Витте был назначен председателем только что созданного Совета министров. На этом посту ему удалось погасить "революционное пламя", а для стабилизации внутриэкономического положения добиться получения от Франции и других европейских стран займов.
В заключение процитируем фрагмент из направленного царю прошения об отставке: "Я сознавал свою обязанность приложить все мои силы, дабы Россию не постиг финансовый крах или, что еще хуже, чтобы не создались такие условия, при которых Дума, пользуясь нуждой правительства в деньгах, могла заставить идти на уступки, отвечающие целям партий, а не пользам всего государства, неразрывно связанным с интересами Вашего императорского величества.
...Теперь, когда заем окончен, и окончен благополучно, когда Ваше императорское величество может, не заботясь о средствах для ликвидации счетов минувшей войны и при наступившем до известной по крайней мере степени успокоения, обратить все высочайшее внимание на внутреннее устроение империи, направив в надлежайшее русло деятельность Думы... осмеливаюсь подвергнуть к стопам Вашего императорского величества всеподданнейшее мое ходатайство о всемилостивейшем соизволении на увольнение меня от должности председателя Совета министров".
Незадолго до открытия первой Государственной Думы 27 апреля 1906 г. прошение было удовлетворено. Император рескриптом отметил многочисленные заслуги экс-премьера и наградил его одним из высших орденов империи - Святого Александра Невского с бриллиантами, а также солидной денежной суммой.
Вплоть до своей кончины 13 марта 1915 г. граф С. Ю. Витте оставался членом Государственного совета и председателем комитета финансов.
* См.: В. А. Исаев. Забытое имя. - Наука в России, 1999, N 6.
С.Н. ПШИРКОВ