Археология
НЕКРОПОЛЬ ЦАРСТВЕННЫХ ЖЕНЩИН

С 1929 г. в состав Кремлевского мемориального комплекса входят белокаменные саркофаги с останками великих княгинь и цариц. Их перенесли из предназначенного к сносу храма Вознесения Господня Вознесенского женского монастыря, находившегося в Кремле, в Судную палату - подвальную часть Архангельского собора. В 1990-х годах началось изучение захоронений, а шесть лет назад сформировали рабочую группу "Исторический некрополь".
Портрет Елены Глинской. Восстановлен Н. А. Никитиным. 1990-е годы.
По мере накопления материалов исследования пришло решение организовать из них в южной пристройке Архангельского собора постоянную экспозицию. Открывать ее, согласно разработанной нашими специалистами комплексной программе, должна тема истории сложения архитектурного ансамбля, жизни и деятельности монастыря на протяжении пяти столетий и его главному храму Вознесения Господня - месту последнего приюта женщин царствующего дома.
Летописные сведения о точной дате основания обители довольно скупы и разноречивы. Один источник указывает: "Той же весны 6915 (1407 г.) княгиня великая Евдокия Дмитриева заложила на Москве церковь каменну святого Вознесения внутри города... того же лета, месяца июня в 7 день преставилась... и наречена была во иноцехъ Евфросиния и положена была в монастыре в церкви Вознесения Господня, иже сама заложила". Другой гласит: "Той же зимы 6894 (1386 г.) преставился раб Божий Семен Яма и положен на Москве в монастыре святого Вознесения", т.е. к вышеуказанной дате последний уже существовал.
Обитель находилась под покровительством правящей династии. Символично, что здесь пребывали до вступления в брак государевы невесты, принимали постриг великие княжны и царицы, жены и дочери знатнейших боярских родов. Приходили сюда поклониться праху умерших предков в дни памяти, получить благословение, отправляясь в дальний путь или на богомолье.
Описи имущества 1763, 1820, 1859, 1910 гг., приходно-расходные книги, делопроизводственные бумаги XVIII - XX вв. свидетельствуют о богатстве монастыря, владевшего землями и проживающими на них крестьянами, о крупных денежных вкладах в него, наличии там ризницы с драгоценной церковной утварью, дорогими облачениями. Собрали монахини и представительную библиотеку, сами переписывали и переплетали книги. В наших музеях есть более 30 таких раритетов богослужебного содержания, в том числе с вкладными и владельческими знаками Вознесенской обители. Кроме того, при ней была школа церковной живописи и золотошвейная мастерская, училище, где воспитывали, обучали грамоте, различным рукоделиям девушек высшего сословия.
По старинным документам можно проследить повседневную жизнь монастыря: ремонт и реконструкцию храмов, поновление (реставрацию) икон, пожертвование для них новых окладов и т.п.
Доминировала в ансамбле всего архитектурного комплекса церковь Вознесения Господня, образцом для которой послужил Архангельский собор Московского Кремля. Много сил и внимания изучению ее судьбы уделил в конце XIX - начале XX в. протоиерей Александр Пшеничников, издавший на средства монастыря несколько книг на эту тему, а продолжили ее современные исследователи Всеволод Выголов, Андрей Баталов и др. Они выделяют три основных этапа в истории храма-некрополя. Первый начался в 1407 г.: как упоминалось, начала его возводить Евфросиния Московская. Дальнейшие работы продолжились при ее невестке Софье Витовтовне, жене Василия I (1389 - 1425 гг.): собор поднялся до сводов (остался незаконченным световой барабан с главой). В таком виде он простоял до 1467 г., когда великая княгиня Мария Ярославовна (вдова Василия II, правившего в 1425 - 1462 гг.) завершила строительство, и митрополит Филипп торжественно освятил новую церковь. Однако во время пожара 1475 г. она полностью сгорела и была разобрана "ветхости ради".
Преподобная Евфросиния Московская. Икона из церкви Воскресения Христова в Сокольниках. Конец XIX - начало XX в.
Богоматерь Казанская (мастера Оружейной палаты). Конец 70-х - начало 80-х годов XVII в.
Богоматерь Одигитрия (изограф Дионисий). 1482 г.
Интерьер Вознесенского собора (гравюра XIX в.).
В 1518 г. начался второй период в истории собора: по приказу великого князя московского Василия III (1505 - 1533 гг.) на уцелевшем фундаменте построили каменное здание, которое в 1520 г. освятил митрополит Варлаам. А через 60 лет наступил третий: "Повелением царя и великого князя Федора Иоанновича всея Руси, - говорится в Пискаревском летописце*, - поставлен храм камен на Москве в Кремле-городе, в девичьем монастыре у Вознесения, о пяти верхах, больше старого". Эта запись полностью соответствует сообщению одного из католических иерархов, посетившего Москву в конце XVI - начале XVII в.: царь Федор "воздвиг великий храм Вознесения внутри Москвы, при котором имеется большой монастырь для многочисленных девственниц-монахинь, а внутри великого храма находятся гробы великих княгинь и цариц".
В последующие столетия собор сильно страдал от пожаров и поновлялся в XVIII в. в годы царствования Петра I, императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Но самые драматические времена для него наступили в начале XX в. В 1918 г. обитель закрыли, послушниц во главе с настоятельницей определили при церкви Лефортовской больницы. Главную же чудотворную икону храма Вознесения Господня "Богоматерь Одигитрия" (поновленную в 1482 г. изографом Дионисием) по решению Комиссии по изъятию монастырских ценностей перенесли в Крестовую (Мироваренную) палату Патриаршего дворца XVII в. Впоследствии эту икону передали в Государственный Исторический музей, а в 1930 г. - в Государственную Третьяковскую галерею.
В апреле 1929 г. советское правительство постановило снести здания Чудова и Вознесенского монастырей, чтобы очистить место для строительства Военной школы ВЦИК. Предвидя подобный исход событий, заведующий отделом "Памятники Кремля" Николай Померанцев, возглавлявший комиссию из научных сотрудников кремлевских собраний и Исторического музея, добился выделения денежных средств для спасения уникальных реликвий. В кратчайшие сроки он организовал архитектурный обмер, фотофиксацию монастырских построек, захоронений великих княгинь и цариц, вывоз белокаменных саркофагов с их останками в подземную палату южной пристройки Архангельского собора. Именно этим действиям, которые с полным основанием можно назвать подвигом, мы обязаны сохранением многих древних икон, архивных документов, шедевров декоративно-прикладного искусства, бережно хранимых ныне в наших фондах.
Вознесенский монастырь (мастерская Ф. Я. Алексеева). До 1808 г.
Особо хотелось бы остановиться на судьбе художественных памятников церкви Вознесения Господня. Большую часть ее иконостаса Померанцев перенес в собор Двенадцати Апостолов - он был меньше монастырского храма, поэтому не вместил все образы. Оставшиеся разместили в фондах музея и никогда не экспонировали. Однако они представляют немалый интерес, в частности тем, что свидетельствуют о влиянии западноевропейской гравюры на русскую живопись того времени (образцами для них послужили иллюстрации из так называемой библии Пискатора**). В настоящее время эти произведения, созданные около 1679 г., отреставрированы и станут украшением готовящейся экспозиции. Одно из них - особо почитаемая икона "Великомученица Екатерина", посвященная покровительнице московского великокняжеского дома.
В числе самых значимых образов церкви Вознесения - также высоко чтимая в обители "Богоматерь Казанская", выставленная ныне в Оружейной палате. На ее драгоценном окладе, выполненном в 1717 г., укреплен мощевик*** с власами и фрагментом ризы Богородицы, привезенными из Константинополя. В Успенском же соборе находится "Богоматерь Владимирская" XVI в. (вклад в монастырь княгини Анны Трубецкой, 1633 г.), свидетельствующая, что в семейных молельнях русских домов хранились столь древние памятники иконописи.
Один из основных разделов будущей экспозиции представит святые реликвии, памятники истории и искусства, хранившиеся в обители. Московские венценосцы чтили память своих предков. В "Книгах выходов русских царей и патриархов" есть записи о регулярных службах в дни поминовения женщин правящего дома, драгоценных вкладах в монастырь на помин их души. К сожалению, большая часть сокровищ, накопленных в течение пяти веков, утрачена.
Великомученица Екатерина (мастера Оружейной палаты). 1686 г. (?)
Ковчег Ирины Годуновой из Вознесенского собора. 1589 г.
Тем не менее до наших дней дошло свыше 200 предметов из этого собрания: литургическая утварь с вкладными надписями, напрестольные кресты, в частности не выставлявшийся ранее, состоящий из нескольких наперсных крестов-мощевиков, среди которых есть датируемые XVI в. Кроме того, наш музей располагает уникальным комплексом надгробных покровов, покровцов (платов для покрывания литургических сосудов), церковных облачений из Вознесенского собора. Представленные в одном разделе экспозиции, они раскроют своеобразие, историческую и художественную значимость накопленного некогда богатой обителью.
Следующая тема готовящегося выставочного проекта связана с изучением белокаменных саркофагов, надгробных плит - произведений эпиграфики - и предметов из захоронений. Наши специалисты провели беспрецедентные научные работы, не имеющие аналогов ни в одном некрополе Европы. По специальной программе исследовали костные останки, по методу скульптора, антрополога Михаила Герасимова (1907 - 1970)**** воспроизводили облик княгинь и цариц. В настоящее время реконструированы портреты
Вывоз гробницы царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной в августе 1929 г.
Евдокии Донской, Софьи Палеолог*****, Елены Глинской******, Ирины Годуновой, проводится комплексная реставрация погребальных предметов, выявление структуры текстиля, природы волокон, переплетения нитей, характера загрязнений, техники крашения тканей. Восстановлены и законсервированы многие реликвии, представляющие огромный интерес как для ученых, так и любителей отечественной истории.
Все эти свидетельства прошлого с 1929 г., как отмечалось, сосредоточены в подземной части южной пристройки Архангельского собора (конец XV - первая половина XVII в.), которая также станет важной частью будущей экспозиции. В этом здании провели исследования на предмет выявления его художественной ценности и возможности музеефикации (с ограничением доступа посетителей). Надо сказать, состояние древнего историко-архитектурного памятника оказалось плачевным: из-за некачественной гидроизоляции, отсутствия вентиляции кладка стен и сводов палат постоянно протекала, промерзала, саркофаги разрушались.
В процессе реставрации храма провели необходимые инженерно-строительные работы для ликвидации перечисленных недостатков, по выявленным в исследованиях натурным данным выложили арочные перемычки над оконными проемами и т.д. А при прокладке шурфа в юго-западном углу, где к подземной палате примыкала лестничная площадка с арочным проемом, обнаружили интересные архитектурные детали: петлю для дверного замка, заделанную в белокаменный блок, кованые приспособления для навески дверного полотна, оригинальную белокаменную консоль под распалубкой******* свода, процарапанные на камне вертикальные риски, вероятно, счетные, и пр. Словом, древним помещениям возвратили первозданный облик.
Утраченные монастыри Московского Кремля - интересная тема многопрофильного анализа, привлекающая сегодня внимание ученого сообщества. Главная же задача готовящейся постоянной экспозиции - рассказать об одном из них и представить на обозрение связанные с этим уникальным комплексом памятники истории и культуры, спасенные героическими усилиями наших сотрудников.
Автор приносит благодарность создателю концепции экспозиции Римме Костиковой за предоставленные материалы.
* См.: С. А. Никитин, Т. Д. Панова. Возвращение Софьи Палеолог, или Почему у Ивана Грозного греческий профиль? - Наука в России, 1998, N 1.
** См.: С. А. Никитин, Т. Д. Панова. Знакомьтесь: великая княгиня Елена Глинская. - Наука в России, 2000, N 5.
*** Распалубка - небольшой свод, образованный двумя криволинейными ребрами между цилиндрическим сводом и врезанным в него проемом.
**** Пискаревский летописец - русская летопись начала XVII в., содержащая сведения от начала Древнерусского государства до 1615 г..
***** Пискатор Николас - голландский издатель и гравер. Выпустил в 1650 г. "Лицевую библию" с резцовыми гравюрами по рисункам нидерландских художников (прим. ред.).
****** Мощевик - бокс для хранения мощей святых (прим. ред.).
******* См.: М. М. Герасимова, Г. А. Медведев. Человек, воссоздававший прошлое. - Наука в России, 1998, N 5 (прим. ред.).
Кандидат исторических наук Екатерина ЛЮМИНА