Литература

Наука и общество. Неизвестный Шолохов

Автор "Донских рассказов" и "Лазоревой степи" (1926 г.), принесшего ему мировую известность романа "Тихий Дон" (1928 - 1940 гг.), "Поднятой целины" (1932 - 1960 гг.), незаконченного романа "Они сражались за Родину" (1943 - 1944, новый вариант - 1969 г.), рассказа "Судьба человека" (1956 - 1957 гг.) - таково давно ставшее хрестоматийным творчество М. А. Шолохова.

Родившемуся 11 мая 1905 г. в Ростовской области, выдающемуся русскому советскому писателю, действительному члену АН СССР (1939 г.), лауреату Нобелевской премии за 1965 г. сегодня исполнилось бы 100 лет. Отмечая эту дату, мы хотим познакомить наших читателей с несколькими малоизвестными, а то и вовсе ранее закрытыми в спецхранах свидетельствами его жизни.

Спрятано в архивах

Правящая партия СССР стремилась скрыть подлинную биографию ставшего при жизни классика. Ей было необходимо, чтобы перед всеми он предстал верным слугою режима и жрецом социалистического реализма. И большинство советских людей не могло да и не стремилось разглядеть подлинное лицо за фасадом наград и почетных званий (с 1937 г. - депутат Верховного Совета СССР 1 - 9 созывов, член правления Союза писателей СССР с 1934 г., член ЦК КПСС с 1961 г., Герой Социалистического Труда, 1967 г.).

Каким был Шолохов на самом деле уже после его кончины (1984 г.) раскрыли материалы спецхранов, эпистолярий самого автора, свидетельства неподкупных очевидцев. Так, стали известны обращения Михаила Александровича к Сталину с разоблачением того, что творилось в стране в период массовой коллективизации (с 1929 по 1936 г., когда где добровольно, а чаще силой единоличные крестьянские хозяйства включали в крупные колхозы или совхозы), а затем в пору политического террора в конце 30-х годов. В одном из писем в Кремль появилось даже такое отважное обличение: "Да разве можно было годы жить под таким чертовым прессом? Страшный тюремный режим и инквизиторские методы следствия... Т. Сталин! Такой метод следствия, когда арестованный бесконтрольно отдается в руки следователей, глубоко порочен...".

Не раз он отважно устремлялся спасать от карающей руки власти и писателей. Так, ему удалось вызволить из тюрьмы сына прозаика А. Платонова и сына поэта А. Ахматовой. Защищал опальное творчество самой А. Ахматовой, детского писателя, переводчика и литературоведа К. Чуковского, поэта О. Берггольц и других, не порывал отношений с ссыльным драматургом и сценаристом С. Ермолинским, и можно еще продолжать... И после смерти Сталина при новых властителях - Хрущеве и Брежневе - он помогал преследуемому Платонову, с добром отзывался о будущем диссиденте-эмигранте, писателе В. Некрасове, о казахском романисте и историке М. Ауэзове, хотя тот был зачислен в разряд "буржуазных националистов". Шолохов получил партийное взыскание от ЦК за интервью в Париже с крамольным предложением выпустить в СССР "Доктора Живаго" Б. Пастернака. А перед этим поддержал поэта и главного редактора журнала "Новый мир" А. Твардовского в издании "Одного дня Ивана Денисовича" А. Солженицына и одобрял запрещенную в СССР поэму "Теркин на том свете" А. Твардовского. К тому же критиковал некоторые аспекты политики Хрущева и Брежнева, в том числе расстрел рабочих в Новочеркасске в 1962 г.

Дело дошло до того, что Шолохова пытались арестовать в предвоенные годы, были брошены за решетку несколько его ближайших родственников. В такой обстановке он почти прекратил писать.

На фоне изложенного по-новому воспринимаются его высказывания по острейшим проблемам, выделю - на партийных или писательских съездах - открыто. Вот два примера (из многих).

...1939 г. В докладе Сталина писатель выслушал оправдание террору в первую очередь против элиты, в том числе творческой: "Интеллигенция в целом кормилась у имущих классов и обслуживала их. Понятно поэтому то недоверие, переходящее нередко в ненависть, которое питали к ней революционные элементы нашей страны, и прежде всего рабочие...". Кормилась... недоверие... ненависть...

Шолохов провозгласил с трибуны иное: "Есть еще одна категория писателей, которых "награждали" в далеком прошлом. Их "награждали" ссылками в Сибирь и изгнанием, их привязывали к позорным столбам, их отдавали в солдаты, на них давили своей тупой мощью государства, наконец, попросту их убивали руками хлыщей-офицеров... А у нас этих писателей-классиков чтут и любят всем сердцем...". Чтут и любят всем сердцем...

Цитата из его выступления 1956 г.: "Властолюбие в писательском деле - вещь никчемная. Союз писателей - не воинская часть и уж никак не штрафной батальон, и стоять по стойке "смирно" никто из писателей не будет".

Цена телеграммы

Как уже отмечалось, писатель был избран действительным членом АН СССР (ныне РАН) в 1939 г.

Но каким он был академиком? Увы, никто об этом ничего не сообщал; сам Шолохов тоже отмалчивался. Бытует даже мнение, будто он не исполнял своих академических обязанностей.

И все-таки кое-что в этой теме приобрело свои контуры.

Недавно мне пришлось прочитать постановление Политбюро ЦК нашей бывшей правящей партии с датой 7 ноября 1946 г. "О состоянии дела с академическим изданием сочинений Л. Н. Толстого". Здесь-то я и обнаружил имя Шолохова.

Первый пункт документа утвердил, как сформулировано, "Государственную редакционную комиссию по наблюдению за изданием полного собрания сочинений Л. Н. Толстого". В этот орган по выпуску академического издания почти в 100 томах были включены всего пять членов. Это были представители ЦК партии и правительства, затем историк-академик и, помимо Шолохова, еще один писатель - А. Фадеев в качестве Генерального секретаря Союза писателей СССР. Специалистов-толстоведов, за которыми предстояло надзирать, включили просто в редколлегию.

И Шолохов в постановлении читал партийно-догматические обвинения вышедшим томам, где не было ни слова о толстоведении, а сплошь указания о цензуре (цитирую в извлечениях): "Серьезные ошибки... Как в вышедших, так и в подготовленных к печати томах отсутствуют вступительные статьи, освещающие мировоззрение Толстого с ленинской точки зрения... Включены все его редакционные религиозно-философские произведения, их различные варианты, а также составленные Толстым конспекты религиозных книг... Не соответствует задачам воспитания советской молодежи и наносит ущерб идеологической работе партии...". В концовке шел приговор и тем, кто прежде готовил издание: "Неспособны проводить ленинские взгляды...".

И как же, например, Фадеев стал осуществлять директивные указания Политбюро? Он начал с письма в издательство: "Следовало бы заменить встречающиеся в рукописях Л. Н. Толстого нецензурные слова - многоточием..." (Фадеев А. А. С.с.: в 7 т. М., 1971. Т. 7, стр. 200). Потом появилось второе письмо, в нем декларация - нельзя ослушаться Политбюро: "Мы не сделаем ничего... без того, чтобы знать мнение руководящих инстанций... Мы пойдем на это только при условии, если эти инстанции поддержат нашу точку зрения, согласятся с ней" (там же, стр. 286). Особым абзацем выделил, что не все члены комиссии готовы исполнять требования Политбюро; дескать, кое-кто "не разобрался" в сути тех сочинений, кои "открыто реакционны" и являются "пропагандой религий" (там же, стр. 285).

Так кто же из пятерки наблюдателей, удостоенных доверия Политбюро, выступил против установки цензуровать великого писателя? Шолохов! Он получил приглашение приехать на заседание комиссии, но не смог и отправил директору издательства краткую, четкую телеграмму: "Мой дорогой друг [на] заседании быть не могу. Я за полноценное издание Толстого...". То есть против отцензурованно-выхолощенного издания.

Еще пример из академической биографии Шолохова. Он произрастает из позорного факта, что творчество великого русского поэта С. Есенина было на долгие десятилетия запрещено партией. Обоснование: не пропагандирует идеи социализма и является слишком открытым патриотом. И в 1968 г. решением Отделения литературы и языка АН СССР Шолохова назначили главным редактором академического собрания сочинений С. А. Есенина. Увы, мысль об издании для того времени оказалась преждевременной - ЦК был против. Однако авторитет Михаила Александровича помог крепнуть общественному мнению в необходимости приобщения науки к творчеству запрещенного поэта. Впрочем, этим Шолохов не ограничился! Обнаружено его письмо в издательство с просьбой выпустить монографию о Есенине литературоведа К. Зелинского.

Избавление от цензуры

Лишь после кончины классика мы узнали, что все три его романа испещрены вмешательством цензуры. Власть боялась политической независимости Шолохова. И многие строки с выражением несогласия с официальной доктриной были вычеркнуты или искажены переделкой. Сейчас идет серьезная текстологическая работа, которую взял на себя Институт мировой литературы им. А. М. Горького (ИМЛИ) РАН; готовится к выпуску 1 том научного собрания сочинений.

Впрочем, уже появились издания, являющие текстологическую работу в сопровождении комментария.

Вышло собрание сочинений, подготовленное кандидатом филологических наук В. В. Васильевым (М.: Терра - Книжный клуб, 2001 - 2002); "Поднятая целина" наконец-то предстала без политкупюр и научно подготовленная - в том заслуга доктора филологических наук Ю. Дворяшина и издательства "Синергия" (2003). Роман "Они сражались за Родину" опубликован без политкупюр по инициативе СМ. Шолоховой, старшей дочери писателя, и издательства "Раритет" (1995). Незавершенный рассказ "Матвей Калмыков" обнародовал М. М. Шолохов в своей книге "Об отце" (2005). Появился долгожданный эпистолярий (в двух изданиях, но составы не совпадают): "Михаил Шолохов. Письма 1924 - 1984. Жизнь в документах" (М.: Советский писатель, 2003) и "М. А. Шолохов. Письма" (М.: ИМЛИ РАН, 2004). И сколько же поразительно интересного здесь, чтобы познать с помощью писем необычную жизнь писателя без утаек!

Изучение творческого наследия

Последние 10 - 12 лет ознаменовались становлением научного шолоховедения. Это капитальные монографии "Эпическая проза М. А. Шолохова в русском литературном процессе" доктора филологических наук Н. Котовчихиной, ""Сказано русским языком..." Андрей Платонов и Михаил Шолохов" члена-корреспондента РАН Н. Корниенко, "Тихий Дон": судьба и правда великого романа" члена-корреспондента РАН Ф. Кузнецова, "Мир прозы Михаила Шолохова. От поэтики к миропониманию" доктора филологических наук С. Семеновой, "Шолохов и Булгаков" доктора филологических наук В. Чалмаева, ряд сборников и изданий по итогам ежегодных конференций Ростовского университета и Московского государственного открытого педагогического университета им. М. А. Шолохова. Готовится Шолоховская энциклопедия. Главное в этих книгах - анализ творчества классика без привкуса отжившей методологии и ритуальных в прошлом заклинаний о социалистическом реализме.

Очень интересные исследования уже появляются в США у профессора Г. Ермолаева. Недавно в России издан его труд "Михаил Шолохов и его творчество".

Версии о плагиате: два разоблачения

Долгое время муссировались версии о том, что "Тихий Дон" написан не Шолоховым. Убедительный анализ их научной несостоятельности сначала пришел от зарубежных ученых.

Речь идет о книге "Кто написал "Тихий Дон" (проблема авторства "Тихого Дона")". Ее создатели - группа шведско-норвежских специалистов (филологи и программисты-электронщики) по идее и под руководством Г. Хьетсо. В основу своего исследования они положили математический принцип сравнительной текстологии, взяв для сопоставительного анализа у Шолохова две первые книги рассказов, романы "Тихий Дон" и "Поднятая целина" и главные сочинения писателя Ф. Крюкова, кандидата в авторы "Тихого Дона" по версии А. Солженицына.

Специалисты искали единство или различие, к примеру, в словарном фонде: насыщенность, совпадения, повторяемость, разновидность и т. д. Сопоставляли особенности написанного - средняя длина предложений и Крюкова, и Шолохова, распределение частей речи, частота применяемых союзов... Все это по 150 таблицам, графикам и формулам с мудреными названиями: "Различительный анализ с использованием...", "Корреляция длины фраз с длиной слов", "Словарный профиль", "Коэффициент типичности знаков", "Дистрибуция частотности"... авторы не включили в книгу - не хотели перегружать осуществленную работу с разделами ритмики прозы, распределения классов слов.

Затем пришел черед беспристрастных ЭВМ. Слово за словом электроника сравнила 150 тысяч слов в 12 тысячах предложений. Итог был сформулирован так: "Применение математической статистики позволяет нам исключить возможность того, что роман написан Крюковым, тогда как авторство Шолохова исключить невозможно".

Инициатор проекта Г. Хьетсо сделал принципиально важный вывод: "Мы доказали не только то, что Крюков не мог быть автором "Тихого Дона". Важнее второе доказательство, что у рассказов, повести и двух романов, которые выходили под фамилией Шолохова, один автор - Шолохов. Стало быть, нет места для всяких иных кандидатов в гении. И если появятся, то надо будет доказывать, что претендент написал и все другие произведения", а это просто невозможно. Г. Хьетсо рассказал мне об этом так:

- Вообще-то я не был специалистом по Шолохову. До 1975 г. занимался дореволюционной литературой России. Случайно прочитал статью Солженицына с утверждением, что Шолохов - плагиатор. Читаю и ...какое-то неудовлетворение: слишком недоказательно. Рассчитано, чтобы поверили, а не убеждали... Гипотеза, не больше!

- Почему же вы стали шолоховедом?

- Захотелось доказательств. Таков образ мышления ученого. Когда я принялся за поиск, то не думал принимать позиции "за Шолохова" или "против Шолохова". Главное - хотел вооружиться фактами. Я был готов принять любую сторону - нашлись бы основания. Научные! Я только о таких...

Однако обвинения в плагиате продолжались, ибо появились утверждения: "Если рукописи нет, нет и доказательств, что автор Шолохов". Однако в 1999 г. она наконец-то была найдена, выкуплена благодаря вмешательству Президента РФ В. В. Путина у тех, кто хранил ее с 30-х годов по тайному распоряжению Шолохова, и передана в ИМЛИ.

Что же представляет рукопись двух первых книг романа? Это - 910 страниц, из них 663 - почерк писателя, остальные переписаны женой и ее сестрой, много пометок красным, синим и простым карандашами. Это не только переписанные набело страницы. Здесь и авторские черновики (в том числе машинопись): наброски, неразборчивые и недописанные слова, вычеркивания, поправки, тексты на полях (вставки). Они увековечили приметы нелегкого творчества. Кое-где остался след, как и когда работал автор с теми или иными страницами: "Кончена переработка 28.III - 27 г." или "Дать скупой пейзаж. 14.2 - 29 г.".

Ученые провели официальную графологическую экспертизу черновиков, ибо предполагали, что найдутся скептики. Экспертиза подтвердила почерк Шолохова.

Черновики же 3 и 4-й книг романа были опубликованы Институтом русской литературы РАН (Пушкинский Дом) еще в 1995 г. в труде "Из творческого наследия русских писателей XX века. М. Шолохов. А. Платонов. Л. Леонов". В него вошли те 259 страниц рукописи, которые уцелели после бомбежки фашистами во время войны Шолоховского дома. Некоторые из них фотокопии. Это потому, как уточнили издатели, что Шолохов часть черновиков отослал в фонд Нобелевских лауреатов Стокгольмской библиотеки.

Новое в жизнеописании

Ныне изыскания позволили приступить к созданию такой биографии классика, которая была бы избавлена от прежнего конъюнктурного политиканства. Ведь в прошлом был запрет сообщать что-либо о политической и творческой независимости писателя, скрывалось даже то, что его родословная - из купечества (в "Краткой литературной энциклопедии", 1975 г., т. 8, читаем: "Отец - выходец из Рязанской губернии, сеял хлеб на покупной казачьей земле, был приказчиком, управляющим паровой мельницей").

Сегодня можно констатировать, что разыскано огромное число новых материалов. Они стали основой книг сына писателя, М. М. Шолохова, "Об отце", Л. Колодного "Как я нашел "Тихий Дон". Хроника поиска", Г. Сиволобова "Михаил Шолохов. Страницы биографии", В. Воронова "Гений России, страницы биографии", Н. Федя "Парадокс гения", В. Петелина "Трагедия русского гения". Очень ценны ежегодники музея-заповедника "Вешенский вестник". Надеюсь, что и моя книга "Тайная жизнь Михаила Шолохова. Документальная хроника без легенд" (1995 г.) оказалась полезной. Вскоре в издательстве "Молодая гвардия" в серии "ЖЗЛ" выйдет научно-популярная биография классика моего авторства.


В. О. ОСИПОВ

Авторские права на статьи принадлежат их авторам
Проект компании Kocmi LTD