Литература
ЛАТИНСКАЯ БИБЛИЯ ХIII в. ГЛАЗАМИ ЭКСПЕРТА
Не один десяток лет проработала в Государственной Третьяковской галерее Мильда Петровна Виктурина - эксперт- рентгенограф. Через ее руки прошли сотни произведений искусства: живописные полотна известных европейских и отечественных мастеров, древнерусские иконы, картины художников-авангардистов. Наши постоянные читатели в 1995, 1997, 1998, 2000 гг. имели возможность познакомиться с интересными случаями в ее практике, связанными с произведениями Малевича, Врубеля, Репина, других знаменитых художников. На этот раз мы попросили рассказать об экспертизе, особенно запомнившейся ей своей необычностью.
Лет 20 назад ко мне обратилась искусствовед И. П. Мокрецова с просьбой "посмотреть" книгу (мы тогда работали во Всесоюзной центральной научно-исследовательской лаборатории по реставрации и консервации музейно- художественных ценностей). Это была Библия XIII в. французской работы - великолепный манускрипт с цветными миниатюрами. Хранилась она в отделе редких книг и рукописей научной библиотеки Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.
Раритет нуждался в реставрации: кожа переплета пересохла, потрескалась, местами была порвана, обе его крышки оторваны от рукописи, каптал отсутствовал. Кое-где осыпался красочный слой с миниатюр, хотя пергамент был в хорошем состоянии. Поскольку книга представляла собой огромную художественную ценность, решено было ее тщательно исследовать. Атрибуцией на основе анализа миниатюр и декора занималась И. П. Мокрецова, палеографическое изучение рукописи провела В. Л. Романова, реставрировал переплет Ю. Ф. Серов, миниатюры укрепила А. И. Гоголева, а рентгенографические исследования осуществляла я. Мы работали параллельно, чтобы потом, когда исследование будет закончено, обсудить все возникшие у нас вопросы, догадки, предположения.
Вот что удалось установить И. П. Мокрецовой. В Московский университет книга поступила в 1803 г. из библиотеки П. Г. Демидова - одного из представителей знаменитой семьи заводчиков Демидовых. До него манускрипт, по-видимому, принадлежал Лионскому иезуитскому монастырю, на что указывает герб, вытисненный на переплете с датой "1667". О том, кто был ее владельцем раньше, точно неизвестно. Во время пожара Москвы в 1812 г., когда сгорела почти вся библиотека университета, рукопись уцелела.
Пожалуй, единственная попытка исследовать эту Библию была предпринята в 40 - 50-х годах XIX в. Рукописная статья о ней (три страницы текста на листах большого формата) принадлежала неизвестному французскому автору и была вложена в книгу. Он уловил в тексте ряд отличий от распространенных версий, довольно обстоятельно описал некоторые события церковной истории, однако в трактовке миниатюр иногда допускал серьезные ошибки.
В раритете - 274 листа (первые два с прологом утрачены), 102 инициала (буквицы), из которых 31 - орнаментальный, а 72 включают сюжетные миниатюры, так называемые инициалы с историями. Рукопись имеет широкие поля, частично срезанные при поздних переплетах. Многочисленные инициалы украшены красками и золотом. Все внешние признаки свидетельствуют о том, что она предназначалась для подношения знатному лицу, а не для церковных церемоний, но кому именно, установить так и не удалось. Никаких пометок, раскрывающих имена писцов, художников или заказчиков, как и в большинстве книг XIII в., не сохранилось. Лишь на обороте листа 273 с трудом различимы остатки стертой надписи, но даже съемка в ультрафиолетовых лучах не позволила ее прочитать.
Красочная гамма миниатюр манускрипта соответствует колориту французских рукописей XIII в.: преобладает красный цвет тускловатых оттенков и яркий оранжевый сурик, которым прописаны отдельные детали миниатюр и орнамента, несколько приглушенный синий цвет и белила. Однако природу органических красок ни физическими, ни химическими методами определить нельзя, поскольку величина проб, какие могут быть взяты для анализа, чрезвычайно мала.
Однако рентгенографические исследования в какой-то мере способны пролить свет и на эти вопросы. Надо сказать, что мне уже приходилось работать с рукописными книгами, изучать миниатюры, но тогда они были размером в полстраницы или страницу. В Библии же - 1,5х1,5; 2,5х2,5; 4,5х4,5; 4,5х5 см, а сюжетные композиции и отдельные фигуры - 2 см. Столь малого размера рентгенограммы читать очень трудно, правильная интерпретация скиалогической (светотеневой) картины возможна лишь при увеличении снимка в несколько раз. Поэтому пришлось изучать их с помощью проекционных аппаратов, луп и микроскопа.
Меня прежде всего интересовала техника письма средневековых мастеров, способы и приемы, помогавшие им создать художественный образ. А для понимания этого необходимо большое количество рентгенографического материала, чтобы сравнивать, сопоставлять, анализировать. В результате были сделаны снимки со 100 миниатюр Библии.
Так как пергамент не препятствует прохождению Х-лучей, на рентгенограммах получилась весьма сложная светотеневая картина, поскольку все виды изображений (фигуры, орнамент, текст) проецируются, как бы накладываются друг на друга. Например, на одеждах персонажей видны тени от текста оборотной стороны, а на рентгенограммах миниатюр "Христос на престоле" (инициал "D" к CIX псалму, л. 133) и "Давид на троне" (инициал "D" к XXVI псалму, л. 125) - белые полоски от линеек, процарапанных на пергаменте.
Рентгеновское изображение красочного слоя - это своеобразная черно-белая "палитра", насыщенность которой зависит от химического состава красок. Каждая из них имеет свои характерные признаки, что определяется степенью абсорбции рентгеновских лучей, а на снимке проявляется в виде просветлений и теней различной интенсивности. Скажем, текст Библии написан черными чернилами и на рентгенограмме он дает мягкую тень. По-видимому, в состав чернил входил химический элемент с высоким атомным весом, поглощающий рентгеновские лучи. А розовая краска их не задерживает, поэтому все живописные фрагменты, написанные ей, на снимке представляют собой черные участки, по нашей терминологии - просветление. От синей краски на пленке получается двоякое изображение: в одних местах пониженной прозрачности, в других - просветление. Вероятно, синяя краска, применяемая художниками XIII в., не всегда имела один и тот же химический состав или толщина красочного слоя варьировала. Красная, подобно белой (свинцовым белилам), задерживает Х-лучи, и предположение И. П. Мокрецовой, что это - киноварь, подтверждает рентгеновская характеристика.
Фон миниатюр на рентгенограммах представлен в виде неоднородного затемнения средней плотности - оно образовано абсорбирующим рентгеновские лучи листовым золотом, которым так изысканно украшена книга. Фигуры на белом фоне смотрятся черными силуэтами; на всех миниатюрах видна тонкая белая линия от свинцовых белил, которыми подчеркнуты изгибы и складки одежды, ноги, архитектурные детали (рентгенограмма миниатюры "Захария перед алтарем", инициал "F" к Евангелию от Луки, л. 227).
Я так подробно рассказываю (хотя далеко на все) о составе красочного слоя, чтобы перейти к главному - к творческой манере художника. Но тут надо оговориться: полноценное представление об этом могут дать рентгенограммы, сделанные с хорошо сохранившегося оригинала. В Библии у целого ряда миниатюр, как показали исследования, наблюдались утраты красочного слоя разной величины и формы и так называемые сседания, которые на пленке давали специфическую светотеневую картину. Тень от свинцовых белил отличалась неоднородностью, имела крапчатую структуру, как, например, на рентгенограмме с миниатюры "Даниил во рву" (инициал "А" к кн. Даниила, л. 188), где хорошо видны утраты на фоне, а также места сседания красочного слоя. Поэтому при отборе рентгенограмм для изучения техники письма я учитывала степень сохранности оригинала.
Просмотрев более 100 рентгенограмм не один десяток раз (ведь некоторые живописные фрагменты были размером около 0,4 см), я пришла к выводу: почти все персонажи имеют не только внешнее сходство, что вполне объяснимо, ибо художник следовал канону, но и общие черты в технике письма. Тонкими белильными линиями прописывались очертания одежды, головных уборов, бороды и волос (рентгенограммы миниатюр "Иисус Навин перед Богом", инициал "Е" к кн. Иисуса Навина, л. 28; "Захария перед алтарем"). Ракурсы, размер голов, детали лиц почти полностью совпадали при наложении рентгенограмм. Создавалось впечатление, что все миниатюры выполнены одним художником. И это неудивительно - в средневековых мастерских главный художник продумывал весь замысел и выполнял наиболее ответственные сюжеты. Вначале следовала легкая прописка одной краской, затем разрабатывали детали, прокладывали световые блики или световые пятна, осуществляли так называемую моделировку. И по тому, как это делал художник, - плотными, непрозрачными пастозными мазками и сравнительно толстым слоем краски или, наоборот, тонкими мазками, или четко выраженным структурным мазком, - можно судить о живописной технике художника. А рентгенограмма дает в этом плане обширную информацию.
Проанализировав весь имеющийся у меня материал, я поняла, что в работе над Библией участвовали три художника. Главный мастер написал первый инициал "I" к книге Бытия со сценами сотворения мира и грехопадения (19 миниатюр). При увеличении рентгенограмм со всех фрагментов и некоторых деталей (а их размер, напомним, 4 мм) удалось установить некоторые, характерные лишь для него приемы в трактовке лиц, рук, обнаженных тел, удлиненные пропорции фигур в сложных ракурсах. Им же созданы почти все положительные персонажи в миниатюрах большого формата (4,5х4,5; 4,5х5 см), где авторский почерк прослеживается достаточно четко. Примером может служить рентгенограмма с миниатюры "Павел и два еврея" (инициал "М" к Посланию к евреям, л. 257).
Интересные подробности раскрылись при изучении рентгенограммы с миниатюры "Моисей, беседующий с Богом". На первый взгляд казалось, что персонажи на ней написаны одной рукой. Но при более пристальном визуальном осмотре построения красочного слоя выяснилось следующее. Лик Бога первоначально почти равномерно был покрыт свинцовыми белилами, после чего мастер выделил более пастозными мазками лоб, нос, щеки. Белилами же он прописал глазное яблоко, подчеркивая зрачок, тонкими мазками обозначил пальцы рук. Ввиду того, что завершающие мазки накладывались на слой белил, на рентгенограмме нет резких переходов от тени к просветлению.
В разработке второго персонажа прослеживается иная манера: лицо Моисея, его руки и ноги едва намечены тонким слоем белил, а затем наиболее выпуклые части лица и рук прописаны короткими, иногда структурными мазочками. Таким образом с помощью "светотени" художник стремился передать объем. На лице отмечается более резкий переход (нежели у первого персонажа) от интенсивных рентгеновских теней (пастозные белильные мазки) к местам, менее нагруженным свинцовыми белилами. Значит, эту часть работы выполнял другой художник. Подобную картину мы видим и на миниатюре "Обезглавливание амалекитянина (инициал "F" ко II кн. Царств, л. 68). Там лица царя и палача написаны мастером, а лицо амалекитянина создано в иной живописной манере, характерной для его помощника. И это прослеживается по всей Библии: главных героев писал главный художник, менее значимых - другой.
Однако несколько рентгенограмм по своим светотеневым данным отличаются от снимков с миниатюр двух первых мастеров. В качестве примера можно привести рентгенограммы миниатюр "Охозия, падающий с башни"
(инициал "Р" к IV кн. Царств, л. 81) и "Давид, играющий на арфе. Давид и Голиаф" (инициал "В" к I псалму, л. 123), где хорошо видно, что лица и руки написаны довольно толстым слоем свинцовых белил, без четкой дифференциации мазков и детальной проработки живописных элементов.
Об участии трех художников в оформлении Библии свидетельствует и живописная интерпретация мордочек мифологических чудовищ, вписанных в орнаментальное обрамление.
Любопытно, когда после завершения исследований мы обсуждали результаты с И. П. Мокрецовой, то наши выводы практически совпали. Так сочетание искусствоведческой и технологической экспертизы позволяет составить наиболее полное представление о выдающемся памятнике западноевропейского искусства, созданного свыше восьми веков назад.
ВИКТУРИНА М.П.