История
Коломна - любимый город Дмитрия Донского

Коломна - самый большой и благоустроенный город Московской области, к тому же один из старейших в России: впервые он упоминается под 1177 г. в Лаврентьевской летописи (XIV в.), причем уже как пограничный форпост Рязанского княжества и торгово-ремесленный центр. Следовательно, основан был еще раньше.
Наиболее древние археологические находки в этих местах (вблизи впадения Москвы-реки в Оку) относятся к VII-VI тыс. до н. э., а первое стабильное поселение - к V-III вв. до н. э. Тогда тут обитали представители финно-угорских племен, славяне же начали проникать сюда примерно с VII в.
В начале XIII в. Коломна (уже город) вошла в состав Московского княжества. А поскольку находилась на его юго-восточных рубежах, неоднократно страдала от монголо-татарских набегов: в 1238 г. сюда с огнем и мечом пришел хан Батый, в 1293 г. - Тудан. Но менее чем через 100 лет она оказалась в центре судьбоносных для всего государства событий: великий князь московский Дмитрий Иванович, решив выступить против войска разорителей, возглавленного темником Мамаем, собрал здесь дружины со всех концов Руси. Как отмечают летописи, такой огромной силы наша земля дотоле не видала.
Дмитрий и раньше бывал в Коломне. В 1366 г. он венчался тут с княжной Евдокией Суздальской (поскольку, как отмечал летописец, тогда "был мор велик во граде в Москве и всех пределах его...", к тому же "загорелся город Москва... и погорел весь посад... и город погорел без остатка..."). А в 1379 г. заложил в здешнем кремле Успенский собор в честь одержанной годом раньше победы над золотоордынцами на реке Вожа. Теперь же, в августе 1380 г., накануне очередного сражения с давним врагом, вновь оказавшись в этом городе, князь вместе с родственником (женатым на его сестре Анне) и другом Дмитрием Боброком-Волынским дал обет построить на коломенских землях монастырь, если одолеют супостатов.
В битве с монголо-татарами на Куликовом поле у реки Дон (ныне Куркинский район Тульской области) Боброк-Волынский командовал засадным полком, нанесшим решающий удар в тыл основных сил противника. В результате неприятельскую конницу загнали в реку и перебили; Мамай же, узнав о случившемся, бежал. Однако победа досталась нелегко: за нее отдали жизнь сотни русских воинов. По преданию, их похоронили поблизости от места сражения, в селе Монастырщина. В 2005 г. здесь торжественно открыли мемориальный знак в честь ратников из славного города на Оке: как свидетельствует "Задонщина" (памятник древнерусской литературы XIV в.), тут полегли "двадцать бояр коломенских... и коломенский воевода Микула Васильевич Вельяминов со дружиною", сражавшийся в передовом полку, первым принявшем на себя натиск врага.
Разгром золотоордынцев в Куликовской битве, положивший начало освобождению Руси от иноземного ига и давший великому князю Дмитрию почетное прозвище "Донской", пришелся на 8 сентября - праздник Рождества Богородицы. Поэтому основанный в 1381 г. им и Боброком-Волынским (согласно обету) монастырь назвали Богородице-Рождественским Бобреневым. До настоящего времени здесь сохранилось два храма, но значительно более поздних. Один из них - собор Рождества Богородицы - был возведен в 1790 г. Другой, посвященный Феодоровской иконе Божией Матери (с приделами Казанской иконы Божией Матери и преподобного Давида Солунского), а также двухэтажный каменный келейный корпус с трапезной (все постройки 1861 г.) обязаны своим появлением известному тогда в России благотворителю негоцианту Давиду Хлудову, много сделавшему для возрождения православных церквей и обителей.
К сожалению, документальных свидетельств о времени возникновения Богородице-Рождественского Бобренева монастыря не сохранилось. Но его давность подтверждают результаты изысканий археологов на здешней территории, например, обнаруженные в 1969 - 1970 гг. остатки фундамента древнего храма, относящегося, по мнению исследователей, ко второй половине XIV в. (возможно, того самого, который заложил Дмитрий Донской). Однако некоторые ученые датируют эту находку (по особенностям обработки известняка) более поздним временем - началом XV в. Тем не менее версию об основании обители великим московским князем отвергать нельзя - не исключено, что до каменной церкви тут была деревянная.
В 1385 г. победитель Мамая по совету Сергия Радонежского*, благословившего его на этот подвиг, заложил недалеко от места впадения Москвы-реки в Оку еще один монастырь, второй "страж" Коломны, ныне именуемый Богоявленским Старо-Голутвиным. К счастью, он ни разу не подвергался разорению врагов, однако немилосердно само время: из каменных построек XV-XVI вв. ничего не сохранилось. Самое старинное сооружение здесь - Богоявленский собор (главный храм), относящийся к началу XVIII в., остальные здания появились лишь в следующем столетии.
Обе обители, основанные Дмитрием Донским, стали звеньями цепи стоявших вдоль Оки - тогдашней водной границы государства - мощных крепостей (Тихонова пустынь, Казанский, Свято-Троицкий, Буныревский, Введенский, Высоцкий, Свято-Казанский и другие монастыри), как духовных, так и вполне материальных - окруженных рвами, высокими оградами и хорошо охраняемых. Эту заградительную линию, защищавшую на юго-восточных подступах самый центр, "сердце" страны, именовали в народе поясом Богородицы**, а Коломну - ангелом-хранителем Москвы.
Несмотря на победу в Куликовской битве, русская земля не сразу избавилась от заклятого врага. Коломна, в то время самый богатый после столицы город Московского княжества, в 1382 и 1408 гг. подвергалась набегам золотоордынцев под предводительством Тохтамыша и Едигея, в 1440 г. ее разоряли войска казанского хана Улу-Мухаммеда, в 1521 и 1571 гг. сжигали крымские татары во главе с Мехмедом I Гераем и Девлетом I Гераем. Вот почему еще в 1525 г. царь Василий III решил возвести тут вместо стоявшего ранее деревянного каменный кремль, подобный московскому, пригласив возглавить столь масштабные работы итальянских архитекторов.
Строительство грандиозного фортификационного сооружения, одного из крупнейших в Московии, длилось шесть лет. А чтобы сделать твердыню неприступной, в известковый раствор, скрепляющий кирпичную кладку, добавляли яичный белок. Такая мера себя оправдала: врагам ни разу не удалось взять штурмом коломенский кремль. Высота его ограды составляет 18 - 21 м, толщина - 3 - 4,5 м, протяженность - около 2 км. Изначально здесь было 17 башен (в том числе 4 проездные), 7 из них можно увидеть и сейчас. Хотя крепость сохранилась не полностью, она до сих пор является главным украшением города.
Главный вход в коломенский кремль, Пятницкие ворота, имеют высоту 29 м и завершаются небольшой башенкой - стрельницей. В давние времена в ней висел набатный колокол, в который бил дозорный, если случался пожар или наступал враг.
С восточной стороны крепость "охраняют" башни-"близнецы" высотой 24 м: Спасская, Семёновская, Ямская, Погорелая. Толщина их стен внизу достигает 3 м, внутри - пять этажей, один из которых подземный. А 22-метровая Грановитая башня имеет необычную форму: с внешней стороны она шестигранная, с внутренней - прямоугольная. В ней также пять ярусов, причем на каждом проделаны по три-четыре окна-бойницы. Сейчас тут располагается Музей древнерусского оружия и воинского снаряжения.
С запада "несет дозор" самая высокая (31 м) из сохранившихся в кремле Коломенская наугольная башня, окольцованная поверху белокаменным орнаментом. По ее столпу устроены в шахматном порядке 27 окошек-бойниц, что позволяло держать круговую оборону; внутри восемь этажей, соединенных винтовыми лестницами. Мощная 20-гранная сторожевая вышка с некоторого расстояния кажется цилиндрической, поэтому именуется также "Круглая", а еще - "Маринкина". Дело в том, что в начале XVII в., в Смутное время***, в городе жила польская авантюристка Марина Мнишек - жена самозванного царя Лжедмитрия I, затем Лжедмитрия II. Приказав открыть Пятницкие ворота, она впустила сюда интервентов. Когда же их изгнали с русской земли, преступницу, по преданию, заточили в эту башню.
Сердце древнего кремля - белоснежный, "в два света" (т. е. с двумя ярусами окон), строгий, украшенный лишь узкой полоской кокошников и завершенный пятью куполами кафедральный Успенский собор (1672 - 1682 гг., архитектор Мелетий Алексеев). Здесь некоторое время находилась чудотворная Донская икона Божией Матери - бесценный памятник отечественной истории и искусства. Она расписана с двух сторон: на лицевой - Богородица с Младенцем, на оборотной - Успение (праведная кончина) Божией Матери.
Согласно документам, хранящимся в московском Донском монастыре, святыню привезли с собой донские казаки, влившиеся в объединенную рать, собранную Дмитрием Донским в ходе подготовки к Куликовской битве. Водрузив икону на древко, как хоругвь, они сражались под этим священным знаменем с золотоордынцами. После победы образ преподнесли великому князю, а тот впоследствии привез его в свой любимый город - Коломну. Ныне реликвия хранится в Государственной Третьяковской галерее (Москва).
Хотя икона широко известна, достоверных сведений о ней немного. По мнению исследователей, ее можно датировать 1382 - 1395 гг.; образ Богородицы на лицевой стороне создал великий византийский и русский иконописец, миниатюрист, мастер монументальных фресковых росписей Феофан Грек (1340?-1410?)**** или художник его круга; Успение Божией Матери на обороте - скорее всего, мастер новгородской школы.
Рядом с Успенским собором высится 40-метровая колокольня, возведенная в 1692 г. на кубическом основании, оставшемся от более раннего храма, крупнейшая шатровая в России, с 5 ярусами звона и 32 слуховыми окошками. В 1990-х годах сюда поместили колокол "Пимен" весом 6400 кг, названный в память патриарха Московского и всея Руси в 1971 - 1990 гг. Пимена (Сергея Извекова).
Время пощадило первый из построенных на территории кремля каменных храмов - Воскресения Словущего (не позднее 1360 г.), где Дмитрий Донской венчался с Евдокией Суздальской. Это единственный дошедший до нас фрагмент великокняжеского дворца - его домовая церковь. В 1786 г. ее надстроили, разобрали внутренние столпы, расширили окна, фасады оштукатурили и реконструировали в духе барокко*****. Две хранившиеся здесь ценнейшие иконы - "Сошествие во ад" XIV в. и "Троица" XV в. (один из ранних списков одноименного образа, созданного в первой четверти того же столетия великим изографом Андреем Рублевым******) - пополнили сокровищницу Государственной Третьяковской галереи.
Неподалеку от Коломны находится церковь Зачатия Иоанна Предтечи на Городище (1307 - 1308 гг.), древнейшая в Подмосковье. От здания XIV в. сохранился белокаменный сводчатый подклет из грубо отесанных блоков (верхнюю его часть достроили через два столетия), из иконостаса того же времени - только образ "Иоанн Предтеча Ангел пустыни". В настоящее время он хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Еще одна "примета старины глубокой" - изображение фантастического животного (единорога или василиска) на сохранившемся с XIV в. фрагменте стены церкви, по характеру резьбы напоминающее украшения владимирских храмов XII в.******* Оригинал уникального произведения декоративно-прикладного искусства можно увидеть в Коломенском краеведческом музее, а на его месте на фасаде здания помешена гипсовая копия.
О появлении здесь загадочного рельефа повествует предание. В 1238 г. в этих местах геройски погиб князь Роман Рязанский, оборонявший Коломну от монголо-татар. Их предводитель хан Батый, уважавший мужественных воинов, даже своих противников, велел похоронить князя с почестями и в качестве охранной грамоты могилы и храма оставил этот знак, впоследствии прозванный в народе "коломенский зверь". Кстати, аналогичное изображение - вероятно, первый символ города - чеканили тут в XV в. на монетах.
В 1778 г. императрица Екатерина II, желая видеть Коломну приятной для глаза, прислала сюда группу зодчих во главе с Матвеем Казаковым. И если в Москве отличительным признаком архитектуры прославленного градостроителя были широко раскинувшиеся постройки с большими колоннадами, то в уютном провинциальном городке он нередко прибегал к псевдоготической стилистике********. Именно такие черты приобрели реконструированный мастером Покровский храм (1680-е годы) в здешнем кремле, а также спроектированные им ограды Богородице-Рождественского Бобренева, Богоявленского Старо-Голутвина, Свято-Троицкого Ново-Голутвина и Брусенского монастырей, получившие стройные цилиндрические башни, увенчанные высокими шпилями (некоторые - с фигурками ангелов).
Конечно, в конце XVIII в., когда творил великий зодчий, эти ограды были призваны лишь отделять "духовный град, источник для алчущих религиозного воодушевления" от мирской территории. Не случайно новые башни столь разительно отличаются от мощных бастионов древнего кремля, построенных для обороны. Как пишут историк искусства Георгий Вагнер и архитектор Сергей Чугунов в книге "По Оке от Коломны до Мурома" (М., 1980), "Коломенские монастырские ограды очень оживляют не только рядовую деревянную и каменную, но и классическую застройку города. Устремленные вверх своими остриями, изящные двух- и трехъярусные цилиндрические башенки выглядят среди окружающих домов как минареты... Почти всем этим Коломна обязана М. Ф. Казакову". Кстати, в 1776 - 1787 гг., почти одновременно с готическими, мастер создал постройку совсем в ином стиле - здание Сената в Московском Кремле ("русский Пантеон", как его тогда называли), апофеоз отечественного классицизма*********.
Город на Оке и сейчас украшает себя замечательными памятниками. В 2007 г., когда его избрали для проведения Всероссийских Дней славянской письменности и культуры, на кремлевской Соборной площади установили бронзовые фигуры святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (скульптор Александр Рожников), живших в IX в. проповедников христианства, создателей славянской азбуки. Первый держит в руках свиток с алфавитом, второй - Библию. Кроме того, в те же праздничные дни между Маринкиной и Грановитой башнями, снаружи древней крепости, открыли монумент, созданный по проекту архитектора Александра Рукавишникова, - величественную бронзовую статую Дмитрия Донского (высота с постаментом около 12 м). Великий князь на добром коне, в полном вооружении, стоит на страже любимого города.
* Сергий Радонежский - один из самых известных русских церковных и политических деятелей, основатель и первый настоятель Троицкого монастыря (ныне в городе Сергиев Посад Московской области); см.: Б. Клосс. Быть святым на Руси. - Наука в России, 1993, N 1; К. Аверьянов. Загадка Сергия Радонежского. - Наука в России, 2008, N 5 .
** См.: З. Золотницкая. "Благородная простота и величественное спокойствие". - Наука в России, 2009, N 3 .
*** См.: О. Базанова. Подмосковная Третьяковка. - Наука в России, 2008, N 1 .
**** См.: А. Богданов. "Быть нам всем в совете и соединении". - Наука в России, 2007. N 6 .
***** См.: И. Пищук. Загадки одного иконостаса. - Наука в России, 1997, N 2 .
****** См.: И. Терехова. Русское барокко. - Наука в России, 2009, N 2 .
******* См.: Г. Попов. Под сводами Андроникова монастыря. - Наука в России, 1998, N 3 .
******** См.: О. Базанова. Заповедные места Владимирской земли. - Наука в России, 2005, N 4 .
********* Псевдоготика - сочетание элементов готики, подчеркивающих вертикаль (арки с заостренным верхом, узкие, высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями и пр.) и московского, или нарышкинского, барокко; см.: Т. Гейдор. Шедевры из камня. - Наука в России, 2009, N 1 .
Ольга Базанова