История
Касимов - ГОРОД ДВУХ КУЛЬТУР

На высоком левом берегу Оки, недалеко от впадения в нее речки Бабенка, стоит Касимов - районный центр Рязанской области, один из древнейших городов нашей страны, с первого взгляда очаровывающий самобытностью облика, в котором соединились черты традиционной татарской, древнерусской и классической архитектуры.
На рубеже I-II тыс. на земли по среднему течению Оки, обжитые родственным мордве и муроме полукочевым финно-угорским племенем мещера, пришли славяне - кривичи, уже владевшие навыками земледелия, кузнечного и гончарного ремесел (что подтверждает самый ранний из дошедших до нас летописный свод "Повесть временных лет", начало XII в.). Постепенно здесь выросло большое селение, где они мирно соседствовали с исконными обитателями этих мест.
В 1152 г. ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий, известный как основатель многих городов, в том числе Москвы и Дмитрова (1147 и 1154 гг.), заложил тут крепость Городец Мещерский. Она охраняла восточные подступы к русскому государству до жестокого пожара 1372 г., а через четыре года была разорена монголо-татарскими полчищами. После столь трагических событий неподалеку от пепелища отстроили Новый Низовой Городец, как его назвали, ставший важным опорным пунктом береговой защиты на Оке.
В 1452 г. великий князь московский Василий II Темный создал на здешних землях вотчину для перешедших на русскую службу татарских ханов. Первым ее получил казанский царевич Касим (с 1471 г. его именем назвали сам город), вслед за которым сюда переехало много его соплеменников. Москва назначала и последующих правителей Касимовского царства; впрочем, после покорения в 1552 г. царем Иваном IV Казанского ханства их роль стала чисто номинальной, а фактическая власть сосредоточилась в руках присылаемых Посольским приказом воевод.
С этими местами связана судьба Сююмбике, одной из первых в мире женщин-мусульманок - глав государств: после смерти в 1549 г. своего мужа Сафа-Гирея она стала регентшей ввиду несовершеннолетия сына - наследника престола Казанского ханства. В 1552 г. ее насильно выдали замуж за касимовского правителя Шах-Али, не полюбившего супругу, "несмотря на ее красоту..., - как гласит "Казанская история", - и жила она у него запертая, в отдаленной и несветлой комнате, словно в темнице, и не сходился он с нею спать...".
По преданию, Сююмбике пыталась предотвратить нежеланный брак. Согласно обычаям она собственноручно приготовила для жениха угощение и роскошный наряд. Однако тот из осторожности отдал еду собаке, а одежду - приговоренному к смерти, и они умерли в мучениях: подарки невесты были отравлены. Последние годы она пленницей прожила в Касимове. Относительно времени и места ее захоронения ученые высказывают различные предположения. Проанализировав их, доктор филологических наук Фатых Урманчеев (Институт языка и литературы АН Республики Татарстан, Казань) пришел к выводу, что наиболее вероятная дата смерти царицы - 1557 г., когда ей было 38 лет (книга "Идегей. Нурсолтан. Сююмбике". - Казань: Татарское книжное издательство, 1997).
В 1608 г., во время кризиса российской государственной власти, здешний правитель Ураз-Мухаммед перешел на сторону Лжедмитрия II, провозгласившего себя московским государем, но через год стал жертвой клеветнического доноса, после чего был убит во время охоты, а тело сброшено в Оку. За смерь своего господина отплатил его приближенный и близкий друг крещеный ногайский татарин князь Петр Урусов - начальник стражи самозванца. Когда последний совершал прогулку, мститель, воспользовавшись тем, что рядом была только татарская стража и несколько бояр, рассек его саблей. Тело же Ураз-Мухаммеда выловили из реки и с почестями погребли в Касимове на Старопосадском кладбище.
Старинные постройки Татарской слободы придают городу неповторимый облик. Это не только множество жилых домов с каменным первым и деревянным вторым этажами, с воротами, украшенными навершиями в виде шаров, накладными геометрическими фигурами, но и древние памятники времен Касимовского царства. Здесь сохранился минарет, датируемый 1467 г., - вторая по давности мусульманская постройка в России (первая - Джума-мечеть в дагестанском городе Дербент, возведенная в VIII в.). Внутри него находится освещенная узкими окнами винтовая лестница из белого камня, ведущая на площадку, куда ежедневно поднимался муэдзин и пением созывал правоверных на молитву.
Одновременно с минаретом из известняковых блоков соорудили мечеть. Однако по указу императора Петра I в 1702 г. ее разобрали и только в 1768 г. с разрешения Екатерины II воссоздали из белого камня на старом основании (остатки старинной кладки видны в нижней части первого этажа), а в XIX в. дополнили кирпичным вторым этажом с большими окнами. Венчает здание металлический купол, завершенный шпилем с полумесяцем. Внутри находится михраб (место для имама), стены отделаны мрамором. В настоящее время здесь открыта часть экспозиции "Этнография касимовских татар" местного краеведческого музея, воссозданы фрагменты убранства храма, представлены украшения, одежда, различные предметы быта. Для верующих же в начале XX в. возвели новую мечеть.
"Казанская история", или "Казанский летописец" - историко-публицистическое сочинение, созданное в 1560-х годах; беллетризованный рассказ об истории русско-татарских отношений со времени образования Золотой Орды (около 1224 г.) до завоевания царем Иваном IV Казанского ханства (1552 г.).
Неподалеку находится текие (мавзолей) упомянутого Шах-Али, умершего в 1567 г., - небольшая прямоугольная постройка из известняковых блоков, сооруженная по его велению в 1555 г. Внутри ее два помещения: в одном - захоронения с остроконечными надгробными камнями, испещренными резьбой, в другом - молельня. Справа от входа в усыпальницу расположена лестница в подвал, под ним есть еще одна камера, вероятно, часть подземного хода, ведущего к минарету, или тайник.
Историк-востоковед, археолог, лингвист, академик Петербургской АН (с 1861 г.). Владимир Вельяминов-Зернов, в конце XIX в. изучавший надписи на этих надгробиях, пришел к выводу: там захоронены сам Шах-Али, его любимая жена Булак-Шад и еще шесть их родственников. Но одна плита оказалась безымянной. Не исключено, что тут нашла покой Сююмбике, на могиле которой муж не велел писать имени.
В городе сохранилось также текие Авган-Мухаммед-султана (1649 г.) - невысокое сводчатое краснокирпичное здание с богато декорированным порталом. Обследовавшие надгробия в 1886 г. представители Рязанской ученой архивной комиссии выяснили: помимо касимовского правителя здесь покоятся его супруга Алтын-Ханым, двоюродный брат Тюге-Султан и Ай-Ханым, очевидно родственница кого-то из них.
Последней здешний престол занимала Фатима-Султан-Сеитовна, и с ее смертью (1681 г.) мусульманское государство в центре России перестало существовать. Впрочем, в 1722 г. у него объявился новый "властитель". Направляясь по Оке в Персидский поход, город посетил император Петр I. Среди сопровождавших его приближенных был и шут Иван Балакирев, попросивший у государя титул хана касимовского, на что в шутку получил согласие. Тем не менее после смерти венценосного супруга его преемница Екатерина I действительно пожаловала придворному острослову бывшие имения здешних царей, где он прожил до конца дней (1763 г.) и был похоронен за алтарем Богоявленской церкви.
Надо сказать, этот храм с приделом Георгия Победоносца (потому нередко именуемый Георгиевским, или Егорьевским), построенный в 1700 г., - первый в Касимове каменный из православных. Увенчанный пятью главами, он красуется на крутом берегу Оки; рядом - высокая трехъярусная колокольня, соединенная с ним одноэтажной трапезной. Фасады его декорированы мастерски выполненным кружевным поясом из ложных кокошников, окна - характерными для нарышкинского стиля нарядными наличниками.
Местный краевед, автор неоднократно переиздававшейся "Истории города Касимова с древнейших времен" (1891 г.) Николай Шишкин писал об этой церкви: "Многие того мнения, что на ее месте находился городецкий Богоявленский монастырь, в котором умер в 1263 году святой великий князь Александр Ярославич Невский: возвращаясь из Золотой Орды, куда он ездил ходатайствовать пред ханом за Русскую землю, сделавшись нездоров, еще на дороге он заехал в Мещерский Городец и, почувствовав приближение смерти, принял схиму в Городецком Богоявленском монастыре, где вскоре и скончался 14 ноября 1263 года... В 1700 году на месте деревянной Георгиевской церкви, о которой упоминается в писцовых книгах, была построена каменная; она была построена одним богатым мещеряком, который на построение сей церкви употребил все свое состояние...".
Каменные храмы возводили в Касимове в течение всего XVIII в. А в 1854 - 1862 гг. соорудили самый монументальный из них, Вознесенский (автор проекта - рязанский губернский архитектор, академик архитектуры Николай Воронихин, создатель величественной колокольни рязанского кремля). Он увенчан высоким шатром, рядом же вознеслась многоярусная колокольня, ставшая самой высокой постройкой города.
Сама центральная площадь, где стоит величественный собор, спланированная поистине со столичным размахом, да и почти весь сохранившийся до наших дней исторический центр города - плоды труда Ивана Гагина (1767 - 1844). Интересы этого незаурядного представителя своего времени - века просвещения - были весьма разнообразны: механика, фарфоровое производство, история, археология. Но самый яркий след талантливый самородок, не получивший почти никакого образования, оставил о себе как архитектор.
Надо сказать, Касимов поражает обилием замечательных классических построек, и многими из них обязан именно Гагину. На въезде в город со стороны Оки стоят созданные им две ампирные колонны (1786 г.) - как их называют местные жители, Водяные ворота, или Петровская застава (в 1695 г. в этом месте поднимался с пристани от реки со свитой царь Петр I во время первого Азовского похода). Однако самое замечательное творение провинциального зодчего - выстроенные в том же стиле в 1830-х годах торговые ряды. Множество монументальных арок образует их фасад, в центре которого возвышается крытая галерея на стоящих попарно 12 колоннах, поддерживающих фронтон со ступенчатым аттиком (декоративной стенкой над карнизом).
Торговые ряды вместе с Успенской церковью (1753 г.), домами Губина (конец XVIII в.), Скорнякова (начало XIX в.), Наставина (1813 г.), Духовным училищем (1836 г.) и монументальным особняком винных откупщиков Алянчиковых (1844 г.) формируют центральную - Соборную - площадь. В начале XIX в. в Касимове, богатом купеческом городе, это семейство слыло самым состоятельным. Их великолепная резиденция на берегу Оки, по мнению многих исследователей, также появилась не без участия Гагина. В ее цоколе были склады и лавки, на первом этаже - хозяйственные помещения, видимо, контора, комната для приказчиков, деловая приемная и т.д., на втором - необычайно роскошные для провинции парадные апартаменты. В частности, здесь находился огромный зал для балов с двумя рядами больших нижних и малых верхних окон, а рядом - гостиная с колоннами и расписным плафоном. На третьем ярусе располагался уютный бельведер (круглая в плане надстройка), откуда открывался живописный вид на Оку. К дому примыкал большой сад с беседками, клумбами и газонами.
В настоящее время в бывшем доме Алянчиковых размещается основная часть местного краеведческого музея - экспозиция, раскрывающая многовековую историю Мещерской земли. Тут можно увидеть уникальные коллекции - касимовские поддужные колокольчики, традиционные для местных промыслов глиняные игрушки, деревянную церковную полихромную скульптуру XVIII в., татарские головные уборы, одежду крестьян здешнего уезда, изделия художественного литья действовавших здесь заводов крупного промышленника Баташова, рукописные и старопечатные книги и т.д. Общее количество экспонатов на сегодняшний день превышает 40 тысяч.
В этом собрании хранятся также планы города и окрестностей, составленные Гагиным. Энтузиаст-самоучка, почитавшийся своими современниками как один из первых русских краеведов, кропотливо исследовал старинные рукописи, собирал здешние легенды, тщательно описывал и зарисовывал древности, найденные на раскопках, наносил их на карту. Страстно увлеченный изучением прошлого родного края, Гагин "поместил" предшественника Касимова - основанный князем Юрием Долгоруким Городец Мещерский - на мыс в устье речки Бабенки. Версия талантливого самородка оказалась очень живучей, хотя не все специалисты с ней соглашались, и исчерпывающего ответа на вопрос, где стояло древнее поселение, нет и сейчас. С целью его поиска в 1999 г. развернулись археологические изыскания, руководимые начальником отдела Центра по охране и учету объектов историко-культурного наследия Рязанской области Виктором Челяповым.
Начали с проверки гипотезы Гагина: обследовали место, где, по его предположению, находился кремль. Там действительно обнаружили следы рвов, бастионов, но артефактов, датируемых XII в. (временем закладки Городца Мещерского), не выявили, хотя кропотливо трудились три года. Однако если вспомнить, что восстановленное после монголо-татарского набега поселение (нынешний Касимов) называлось Новый Низовой Городец, то оно должно располагаться ниже прежнего по течению реки, а нынешний город, наоборот, стоит выше него. Значит, надо продолжить поиски в другом месте.
Работы решили перенести на городище Земляной Струг, на окраине современного районного центра, действительно находящееся ниже по течению, но не Оки, а Бабенки. Оказалось, что здесь был довольно большой населенный пункт, включающий детинец (кремль) и укрепленный посад (ремесленные слободы). Археологи выявили здесь остатки деревянных построек - углубления в земле, а самое главное - нашли предметы как финно-угорского, так и домонгольского славянского происхождения XII-XIII вв. (некоторые, возможно, XI в.), в частности фрагменты керамики, орудий труда, ножи, кресала, ключ от цилиндрического замка (очень похожий на современный), железный браслет, разнообразные подвески, застежки и другие украшения.
Обнаружили тут и дирхемы - серебряные монеты, попадавшие на Русь по Оке из восточных стран и использовавшиеся в денежном обращении. Среди военных находок - удила (часть конского снаряжения), большое количество наконечников стрел, наконец, древнерусский наконечник копья (кстати, всего лишь второй, найденный в Рязанской области). Следовательно, жители города оборонялись от врагов, т. е. сведения о разорении его монголо-татарами получили первые археологические подтверждения.
По мнению Виктора Челяпова, Городец Мещерский находился на месте городища Земляной Струг (а не в устье речки Бабенки, как полагал Гагин и сторонники его гипотезы). Во всяком случае появилось первое научное свидетельство того, что в XII-XIII вв. здесь существовал крупный славянский центр на месте городища железного века, заселенного первоначально, вероятно, финно-угорским племенем мещера.
Ольга БОРИСОВА, журналист