Технологии

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ НАУЧНЫЙ ФЛОТ

Одно из основных направлений деятельности Дальневосточного отделения РАН - комплексные фундаментальные и прикладные исследования во внутренних и окраинных морях России, а также в стратегически важных районах Мирового океана. Для осуществления этих задач здесь имеется флот из 17 специальных судов различного класса. Его состояние и проблемы в конце 2005 г. обсуждали во Владивостоке на заседании Совета по морской деятельности при администрации Приморского края. Основные положения доклада ученого секретаря Океанографической комиссии при Президиуме ДВО РАН, кандидата технических наук Александра Бурниса опубликовала газета "Дальневосточный ученый".

В настоящее время стремительно развиваются океанология, морская геология, гидробиология и другие науки, связанные с необходимостью освоения колоссальных ресурсов Мирового океана. Несмотря на быстрое развитие дистанционных методов изучения, в первую очередь космической съемки, исследования с борта корабля остаются незаменимым источником данных, позволяющим, что называется, "пощупать" руками те богатства, которые там таятся.

Вот почему программы РАН и ее Дальневосточного отделения содержат большой спектр направлений, связанных с мониторингом физических и биологических параметров отдельных экосистем и морской среды в прибрежных водах России и Тихого океана в целом, с разработкой принципов и методов, направленных на снижение антропогенной нагрузки, а также комплексным научно-технологическим сопровождением крупнейших нефтегазовых проектов на отечественном шельфе. Часть работ, выполняемых научно-исследовательскими судами, ведется с привлечением внебюджетных средств, являя пример сотрудничества государства и частного капитала. Так, специалисты на НИС "Профессор Гагаринский" уже три года изучают экологию Сахалинского шельфа по заказу компании "Сахалин энерджи инвестмент"* параллельно с заданиями ДВО РАН.

Проблемы, ныне стоящие перед дальневосточным научно-исследовательским флотом, двоякого рода. Во-первых, большинству его судов по 20 - 30 лет - срок для морского корабля немалый. Некоторые из них готовятся к списанию. Во-вторых, размещенное на них штатное научное и навигационное оборудование устарело морально и физически, и в основном они превратились в простые средства доставки экспедиций в заданные районы изучения. Поэтому только незамедлительная модернизация судов, подчеркнуто в докладе Бурниса, может выправить ситуацию.

Однако основная его цель - не отчет о достигнутых успехах и не констатация неважного состояния флота, а перечень мер, которые позволят сделать функционирование кораблей более эффективным, расширить круг исследований и снизить их стоимость. Предложена целая программа модернизации флота, ее важнейшие положения заключаются в следующем.

Необходимо переоснастить современным научным и навигационным оборудованием все имеющиеся в настоящее время суда, прежде всего те, которые участвуют в ресурсных, природоохранных и мониторинговых проектах во внутренних морях страны и на российском шельфе. В первую очередь их следует снабдить станциями спутниковой связи, заменить вспомогательные двигатели и т.д.

Доклад содержит план строительства пяти новых судов: одного - для глубоководных работ, другого - ледового класса с многоцелевой специализацией и еще трех небольших ограниченного района плавания, предназначенных для изучения в прибрежных водах.

Эти предложения были одобрены на заседании Совета по морской деятельности ДВО РАН.

* См.: Р. К. Баландин. Исследования экологии шельфа Сахалина. - Наука в России, 2005, N 2.


Андрей БИРЮКОВ

Авторские права на статьи принадлежат их авторам
Проект компании Kocmi LTD