Архитектура
"БЛАГОРОДНАЯ ПРОСТОТА И ВЕЛИЧЕСТВЕННОЕ СПОКОЙСТВИЕ"

Классицизм - художественный стиль, в основе которого лежит рационализм, культ разума и идеального порядка, а его этическим и эстетическим идеалом служит античность. Сам термин ввел немецкий историк искусства Иоганн Иоахим Винкельман (1717 - 1768).
Архитектурная система классицизма базируется на использовавшемся в Древней Греции при строительстве храмов ордере (определенных соотношениях несомых и несущих частей конструкций здания - в античной архитектуре колонн и антаблемента*), дорическом, ионическом или коринфском, в зависимости от района распространения. Они разнились прежде всего отношением высоты колонны к ее нижнему диаметру и композицией отдельных элементов, особенно капителей, что позволяло отличать один от другого. Римская же архитектура прибавила в этот перечень тосканский и композитный, близкие по пропорциям, деталям к дорическому и коринфскому.
На рубеже новой эры римский архитектор Витрувий (вторая половина I в. до н. э.) в специальном труде подытожил развитие ордерной системы. Следующим этапом развития этой теории, опиравшейся на античное наследие, стали труды итальянских зодчих эпохи Возрождения - Виньолы (Якопо да Бароцци; 1507 - 1573) и Андреа Палладио (1508 - 1580), блистательно интерпретировавших древние образы.
Европейский классицизм зародился во Франции в XVII в., превратившись к следующему столетию в строгую, законченную систему. Ордер сделали основным средством выразительности, чему во многом способствовала философия эпохи Просвещения, призывавшая к силе разума, возврату к природе, естественному человеку. Воплощение торжества образцового порядка, возвышенной, гармоничной ясности духа тогда видели в искусстве античности как абсолютном, вечном образце художественного совершенства. Мощным импульсом к более интенсивному изучению его памятников стали начатые в 1748 г. раскопки древнеримских городов Помпеи и Геркуланум, засыпанных пеплом от извержения вулкана Везувий в 71 г.
С 60-х годов XVIII в. наша страна тоже отдала предпочтение завещанной древними благородной простоте, чему немало способствовали вкусы, увлечение французской философией, стремление к преображению многих сторон русской жизни, свойственные императрице Екатерине II. Отечественные историки XIX в. делили классицизм на екатерининский, павловский, александровский (в свою очередь, разграниченный на два периода Отечественной войной 1812 года) и николаевский*, что определялось особенностями жизни империи, указами, предпочтениями, заказами двора, экономическими возможностями государственного и частного строительства, военными событиями и пр. В настоящее время принято вычленять три его этапа: ранний (1760 - 1780 гг.), строгий (1780 - 1800 гг.) и поздний, или высокий (1800 - 1830 гг.).
В 1757 г. в Петербурге основали Академию трех знатнейших художеств, деятельность которой имела большое значение для становления в России нового стиля. Первым профессором архитектуры был стоявший у его истоков Жан-Батист Валлен-Деламот, приехавший из Франции в 1759 г. и вместе с ректором этого образовательного заведения Александром Кокориновым сформировавший систему обучения будущих зодчих. В частности, последние получили право на поездку за границу за государственный счет для непосредственного изучения творений мастеров античности, итальянского Возрождения, а также классицизма, утвердившегося к тому времени в Париже. Не случайно именно туда отправились первые выпускники архитектурного отделения Василий Баженов и Иван Старов, сыгравшие затем значительную роль в развитии в нашей стране рассматриваемого направления.
"Программный" образец русского классицизма - величественное здание Академии художеств в городе на Неве, первое в Европе, построенное специально для такого учебного заведения (проект Валлена-Деламота и Кокоринова), - начали создавать в 1764 г. Ясная и четкая структура его симметричных фасадов, четкий ритм ордерных элементов, сдержанность убранства последовательно воплощали принципы раннего этапа этого стиля. Особенно интересен геометрически правильный план сооружения: в наружный прямоугольник вписан внутренний корпус в форме кольца, обрамляющий обширный круглый двор.
Время правления Екатерины II было одним из наиболее плодотворных, интересных в художественном отношении. Она осознавала способность архитектуры языком монументальности зримо олицетворять благополучие и мощь империи. Идеи патриотизма, гражданственности, сформулированные французскими просветителями и поддержанные русской императрицей, нашли яркое воплощение как в государственных реформах, так и в небывалом размахе, новизне строительства. Отметим: сначала правительница отводила главную роль в своих начинаниях Москве, рассчитывая завоевать ее симпатии. Перенос сюда части государственных учреждений, масштабные проекты, соответствовавшие честолюбивым планам государыни, требовали зданий, не просто больших, каких в городе еще не было, но достойных важности замыслов.
В 1764 г. заложили первый в Первопрестольной классический ансамбль - Воспитательный дом (предположительно по проекту петербургского архитектора Юрия Фельтена), монументальностью композиции, строгостью, торжественностью облика, казалось бы, задавший верный тон московскому зодчеству нового стиля. Однако еще грандиознее оказался следующий по времени замысел - Большого Кремлевского дворца (1767 - 1775 гг.), детища Баженова, искренне полагавшего: "К славе великой империи, к чести своего века, к бессмертной памяти будущих времен, к украшению столичного града, к утехе и удовольствию своего народа положено великолепных сих чертогов основание".
Композиция ансамбля задумана на слиянии с пространством города. Крупные формы и выразительная пластика главного фасада должны были просматриваться издалека, а торжественная патетика классических форм - доминировать над архитектурой средневековой крепости. Для претворения проекта в жизнь широкую деятельность развернула специально созданная в 1767 г. Экспедиция кремлевского строения. Внимание к нему подчеркивали демонстрациями чертежей и модели, начало строительства сопровождали пышные праздничные церемонии. Но судьба в лице Екатерины II распорядилась иначе: нереализованное творение выдающегося зодчего стало памятником уникальной идее. Тем не менее созданная им школа оказала огромное влияние на русскую архитектуру.
Единственная московская постройка, сохранившая французские корни классицистического языка Баженова, - дом Пашкова** (1784 - 1788 гг.; ныне Российская государственная библиотека). Кажется, в этом волшебном замке, как в ту пору его называли, совершенно все: кристальная ясность строго симметричной композиции, безупречные пропорции, свойственная яркому творческому почерку автора тончайшая проработка архитектурных деталей - рисунка капителей колонн и пилястр, заполняющего все фасады декора.
Наиболее отчетливое звучание ордерная система обрела в произведениях мастеров строгого классицизма. Его хрестоматийным памятником можно считать петербургский Таврический дворец (1783 - 1789 гг.), созданный по проекту Ивана Старова. Портик*** в центре фасада с отнесенными от гладкой желтой оштукатуренной стены белыми колоннами, ряды окон без наличников - главный художественный мотив здания, к тому же композиция парадного двора "покоем" (в форме буквы П) стали в дальнейшем излюбленными приемами зодчих того времени.
Но скромный внешний облик дворца скрывал величественные парадные интерьеры не виданного доселе размаха, особое место среди которых занимает не имеющая равных по красоте колоннада Большой галереи. Живописец, искусствовед Игорь Грабарь (действительный член АН СССР с 1943 г. и Академии художеств с 1947 г.) определил суть классицизма именно как триумф колонны, ставшей, по его словам, "неизбежной частью каждой архитектурной идеи, как бы центральной мыслью зодчего... он... в ее пропорциях и деталях выливает свои самые сокровенные думы...".
Между тем феномен рассматриваемого стиля заключается в поразительной многовариантности небольшого, казалось бы, набора архитектурных мотивов и канонов ордера, яркий пример чему - наследие ведущих мастеров екатерининской поры итальянца Джакомо Кваренги и шотландца Чарльза Камерона. Последний, личный архитектор императрицы, был представителем так называемого археологизирующего классицизма, поскольку подробно изучал древнеримские термы. По прихоти государыни он воспроизвел в Царском Селе (ныне город Пушкин Ленинградской области) миниатюрное подобие таких построек: холодные бани, прогулочную колоннаду (Камеронова галерея), ведущий в парк пандус, изящный павильон "Агатовые комнаты". Ощущение древности его интерьера создают богатая отделка натуральным цветным мрамором, яшмой, ониксом и мраморные копии античных скульптур.
Образы же Кваренги - пример наиболее строгого классицизма. Он спроектировал крупные общественные сооружения Петербурга: Государственный ассигнационный банк (1783 - 1790 гг.), Смольный институт (1806 - 1808 гг.) и здание Академии наук (1783 - 1789 гг.)**** - ярчайшее, доведенное до абсолюта воплощение формулы этого стиля, выведенной вышеупомянутым немецким историком искусства Винкельманом: "благородная простота и величественное спокойствие".
Своеобразие архитектуры Первопрестольной последней четверти XVIII в. связано прежде всего с деятельностью Матвея Казакова и представителей его школы, сумевших найти гармоническое равновесие между рациональными формами и живописным разностильем древнего города. Наиболее яркие его описания оставили иностранные путешественники. Так, в 1778 г. англичанин Кокс отмечал: "Меня поразила неизмеримость и разнообразие Москвы, это нечто настолько своеобразное, необычайное, здесь все так полно контрастов, что мне никогда не случалось видеть ничего подобного. Жалкие лачуги кучатся около дворцов, одноэтажные избы построены рядом с богатейшими и величественными домами".
Казаков органично вписал в Кремль здание Сената (1776 - 1787 гг.). Причем наиболее ярко зрелое мастерство зодчего проявилось в создании его удивительно согласованного плана, блистательного интерьера купольного Екатерининского зала. Архитектор спроектировал его ротонду, самую большую в России, обратившись, как и многие классицисты, к наиболее совершенной композиции - кругу. Этот дворец и возведенный вслед за ним университет (1784 - 1796 гг.), призванные служить благородным целям Закона и Просвещения, стали гордостью московского классицизма.
Зодчий и его последователи сохраняли традицию усадебной застройки Первопрестольной, ставя здание так, чтобы придать ему "наивеликолепнейший вид". Размах этих работ позволил продемонстрировать многовариантность классических композиций, заметно изменивших облик главных улиц. В последней четверти XVIII в. здесь провели серию градостроительных мероприятий, в частности, Комиссия для строения столичных городов по указу императрицы к 1775 г. составила программу компактной, организованной планировки для придания центру Москвы представительного облика. "Не доставало ей и ныне недостает одного только... - регулярства, ибо всякий дом строил по своим желаниям" - гласил соответствующий доклад.
Основные положения предложенного проекта, не меняя историческую радиально-кольцевую схему, сводились к спрямлению улиц, устройству кольца бульваров на месте разрушавшихся стен Белого города, созданию регулярных площадей, в том числе парадных вокруг Кремля и Китай-города. Белокаменная стала наполняться роскошными дворцами, один из лучших примеров таковых - дом Демидова (Гороховский пер.; архитектор Казаков, 1789 - 1791 гг.), сохранивший до наших дней торжественную представительность фасада и редчайшую отделку парадных интерьеров.
Масштабы строительства и художественные достоинства поставили русскую школу классицизма на одно из первых мест в Европе. Он получил здесь своеобразную выразительность, значительно отличавшую отечественное зодчество от зарубежного. Это определялось самобытностью художественного наследия, экономическими, социальными, политическими реалиями жизни страны и, несомненно, творческим потенциалом, яркой индивидуальностью нескольких поколений выдающихся архитекторов. К тому же размах строительства, обусловленный возникновением множества новых городов (после административной реформы 1775 г.), регулярной перепланировкой старых, предопределил создание к концу XVIII в. более 300 соответствующих планов. Большое количество казенных, частных сооружений - учебных заведений, банков, гостиных дворов, бирж, присутственных мест, больниц, казарм - возводили как по индивидуальным проектам, так и по образцовым.
Особой страницей русского классицизма была усадебная. После выхода указа "О вольности дворянства" (1762 г.) началось усиленное строительство в Подмосковье, средней и западной части России, Малороссии. Здания в провинции проектировали не только знаменитые зодчие, но и местные, иногда даже крепостные. Широкое распространение увражей*****, кажущаяся простота классических форм вызвали к жизни множество разнообразных по размерам и художественным качествам ансамблей. Наиболее состоятельные дворяне, к тому же не лишенные образования и вкуса, создавали гармонические комплексы архитектуры, природы и искусств.
Одним из авторов прекрасных усадебных проектов был Николай Львов. Сохранившийся до наших дней в Торжокском районе Тверской области ансамбль Знаменское-Раек - один из совершенных образцов подобной архитектуры конца XVIII в. Особенно впечатляет размах торжественной галереи-колоннады, обрамляющей овальный парадный двор. Эту тему, органично прижившуюся в нашей провинции, отечественное искусство заимствовало у венецианских вилл итальянского архитектора XVI в. Андреа Палладио.
Произошли существенные изменения и в технике строительства. Увеличилось количество заводов по изготовлению кирпича, была введена его единообразная мера, распространилось применение железа, чугуна для связей и перемычек, накапливался опыт возведения больших купольных каменных перекрытий, а в деревянных конструкциях - стропил с подвесными сводами. В декоре же интерьеров в основном применяли имитацию природных материалов с использованием искусственного мрамора и гипсовой лепнины.
Ранний александровский классицизм - это прежде всего творчество выдающихся зодчих северной столицы Андрея Воронихина (Казанский собор, 1801 - 1811 гг.), Жана Тома де Томона (Биржа, 1805 - 1810 гг.), Андрея Захарова (Адмиралтейство, 1806 - 1823 гг.). Созданные ими блистательные сооружения определили новый характер петербургской архитектуры, прежде всего ее пространственный размах. Так, протяженные фасады монументального здания Адмиралтейства, знаменитого прекрасной высотной композицией башни - символа города на Неве, организуют вокруг себя "ожерелье" парадных площадей. Обилие украшающих сооружение наружных рельефов и скульптуры призвано было прославить нашу страну как великую морскую державу.
После победы над армией Наполеона в 1812 г. в отечественной архитектуре зазвучала тема военного триумфа. Могущество России воплотилось в торжественной парадности и монументальном величии позднего классицизма, или ампира. На 1820-е годы пришелся размах градостроительства в Петербурге, невиданный ранее в европейской практике. Ансамбли располагались вдоль двух основных осей - Невы и Невского проспекта, буквально перетекая друг в друга. Непревзойденным мастером грандиозных пространственных комплексов того времени был Карл Росси. Самый впечатляющий его проект - гигантской дугой раскинувшиеся напротив Зимнего дворца здания министерств финансов, иностранных дел и Главного штаба. Знаменитая арка последнего, увенчанная колесницей, украшенная военными арматурами******, демонстрирует присущую данному стилю героико-патетическую тональность.
Создавая в северной Пальмире ансамбль Михайловского дворца (1819 - 1825 гг.; ныне Русский музей), Росси выступил как искусный градостроитель, соединив площадь перед ним через Михайловскую улицу с Невским проспектом, откуда открывается прекрасный вид на торжественный восьмиколонный коринфский портик здания и нарядный, насыщенный декором фасад. А каждый элемент убранства Белой гостиной его интерьера - искусственный мрамор стен, росписи, позолота, мебель, наборный паркет, драпировки, осветительные приборы - зодчий продумал как часть единого художественного замысла. Присущий ампиру синтез искусств в творчестве мастера здесь достиг апогея.
Отечественная война 1812 года стала драматическим рубежом в истории архитектуры Москвы. Сожженная осенью того года, она потеряла более трех четвертей застройки. Однако общенациональный подъем, последовавший в России после победы над Наполеоном, способствовал энергичному возрождению Первопрестольной. Для руководства ее восстановлением создали Комиссию для строений, без одобрения которой не возводили ни один объект.
Для города наступило время осуществления крупных работ - создания регулярных площадей, ансамблей улиц. Реку Неглинную увели под землю, что позволило планировать пространство вокруг Кремля и Китай-города.
Одним из ведущих зодчих, определивших масштаб и облик послепожарной Москвы, стал Осип Бове, спроектировавший Кремлевский (ныне Александровский) сад и Театральную площадь - единственный здешний целостный классический ансамбль, строгое, тщательно скомпонованное пространство которого венчает величественное лаконичное здание Большого театра (архитектор Андрей Михайлов, 1821 - 1824 гг.). Он же автор Триумфальной арки (1827 - 1834 гг.) - торжественного памятника в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года, а также реконструкции Красной площади. Важным для города было и восстановление в 1817 - 1819 гг. работавшим в России итальянцем Дементием Жилярди сгоревшего здания университета. Сохранив изначальный объем, он украсил фасад характерным для позднего классицизма крупным дорическим портиком.
Жанром, наиболее ярко отразившим особенности московского ампира, стали небольшие дворянские и купеческие особняки - чаще всего деревянные, оштукатуренные "под камень", выстроенные по рекомендованным образцовым проектам, сформировавшие ансамбли улиц и переулков. Лучшие из них, скажем дом Хрущевых-Селезневых на улице Пречистенка (1814 г., архитектор Афанасий Григорьев), демонстрируют не только представительность ордерных деталей, но и характерные для Первопрестольной камерность и лиризм.
"Мы видим, как мог быть разнообразен и неутомим ампирный мастер, выискивающий постоянно новые и оригинальные комбинации его (ампира.) немногочисленных формальных средств. В архитектуре ампира нашел свое наилучшее выявление классический гений Москвы. Московские мастера с удивительной тонкостью почувствовали обаяние, которое таится за немного холодными и рассудочными формами французских классиков. Они создали архитектурную элегию, которая была и, будем надеяться, будет еще дорога душе русского человека", - так писал в 1920-х годах о зодчестве того времени историк искусства Владимир Згура.
* Антаблемент - верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах.
** Время царствования Екатерины II (1762 - 1796 гг.), Павла I (1796 - 1801 гг.), Александра I (1801 - 1825 гг.), Николая I (1825 - 1855 гг.).
*** Петр Пашков - капитан-поручик лейб-гвардии в отставке, миллионер, крупный домовладелец.
**** Портик - ряд колонн, помещенный перед фасадом здания.
***** См.: Ж. И. Алферов, Э. А. Тропп. Санкт-Петербург - российское "окно в науку". - Наука в России, 2003, N 3.
****** Архитектурный увраж - альбом большого формата, содержащий, как правило, гравированные чертежи и изображения одного или нескольких уникальных зданий.
******* Военные арматуры - скульптурное или орнаментальное изображение оружия.
Зоя ЗОЛОТНИЦКАЯ, заведующая отделом Государственного музея архитектуры им. А,В. Щусева (Москва)